Навигация по сайту
Основные разделы
Культурная среда
Коммуникации
Подпишитесь на обновления
Опрос
Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.
Культуролог предназначен для тех, кому интересны:
теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.
Культуролог в ЖЖ
Культуролог в ВК
|
Исповедание: мир и вера
Этот раздел посвящен пересечению религиозного сознания и мира, который нас окружает.
Отдельная тема - происхождение самого мира. Мы понимаем, что современное состояние креационизма (системы взглядов, исходящей из акта творения, как он описан в Библии, и отрицающей эволюционизм) далеко от совершенства. Но тем более эти взгляды надо обсуждать и обосновывать.
Пишите в комментариях к статьям. Свои материалы присылайте на kulturolog@yandex.ru.
|
| | АвторАндрей Лесовиченко, прот. Себастьян Ликан | ![Аркадий Зражевский. Натюрморт с кадилом, 1999 Аркадий Зражевский Натюрморт с кадилом](https://culturolog.ru//images/stories/2012/kadilo.jpg) | Из книги "Запахи христианского богослужения" |
| Наверх | | | ![Без любви всё ничто Без любви всё ничто](https://culturolog.ru//images/stories/bez_lyubvi.jpg) | Апофатическое познание любви
|
| Наверх | | | АвторРосомонов Р.И. | ![Андрей Шишкин Ёжики, 2010 Андрей Шишкин Ёжики](https://culturolog.ru//images/stories/ezhiki.jpg) | "Палама на Востоке продолжил патристику, Аквинат на Западе закрыл ее". С. Хоружий. О старом и новом. |
| Наверх | | | АвторКрапчунов Д.Е., к.филос.н., Томский политехн. ун-т | ![Раскольники, еретики, сектанты. Фрагмент иконы Страшного суда Фрагмент иконы Страшного суда. Раскольники, еретики, сектанты](https://culturolog.ru/images/stories/eretiki.jpg) | В статье установлены смысловые антиномии, составляющие основу православного
мировосприятия: святость – грех, благочестие – нечестие, вера – ересь.
Определено, что установка на целостность образа жизни обуславливает восприятие
ереси как разделения, разрыва, утраты целостности образа жизни и теоретических
мировоззренческих основ. Выявлено типологически устойчивое восприятие всех
ересей в контексте истории и их отождествление между собой. Обозначено, что для
традиции характерно образное восприятие ереси как темного явления, замутняющего
сияние и чистоту веры. Охарактеризованы зрительные образы, через которые воспринимается ересь. |
| Наверх | | | АвторПавел Герасимов | ![Дионисий Малый Дионисий Малый](https://culturolog.ru//images/stories/dionisiy_malyy.jpg) | Был ли прав Блаженный Дионисий? Дан анализ различных подходов к исчислению возможной датировки рождения Иисуса Христа. Проанализированы свидетельства Писания и Святоотеческого Предания.
|
| Наверх | | | АвторСвятитель Николай Сербский | ![svnikolay.jpg svnikolay.jpg](https://culturolog.ru//images/stories/svnikolay.jpg) | Святитель Николай Сербский (Велимирович) (1881-1956) Из сборника: «Письма к духовным чадам». Написано в 30-е годы ХХ-го века, но не потеряло своей актуальности и сегодня. |
| Наверх | | | АвторО. Серафим (Роуз) | ![rouz.jpg rouz.jpg](https://culturolog.ru//images/stories/rouz.jpg) | Выдержки из доклада о. Серафима (Роуза). Каким должно быть мировоззрение православного человека в современном "пластмассовом" мире? |
| Наверх | | | АвторАндрей Карпов | ![Алексей Шалаев - Теплые стены храма, 2018 Алексей Шалаев - Теплые стены храма, 2018](https://culturolog.ru//images/stories/2022/tyoplye_steny_hrama.jpg) | О двух комплексах функций Цекви, один из которых обращён вовнутрь (к членам Церкви), а второй - вовне. |
| Наверх | | | АвторАндрей Карпов | ![Джон Мартин - Седьмая казнь египетская, 1823 Джон Мартин - Седьмая казнь египетская, 1823](https://culturolog.ru//images/stories/2021/7kazn.jpg) | Наша жизнь до ковида бежала по такой колее, что рано или поздно должно было что-то случиться. И вот случился ковид. Достаточно ли этого стимула, чтобы мы развернулись к Богу, и что нас ждёт, если мы не изменимся? |
| Наверх | | | АвторОльга Казанцева | ![Фрагмент обложки 3-го выпуска Азбуки в рисунках Е.М. Бём, 1913-1914 Фрагмент обложки 3-го выпуска Азбуки в рисунках Е.М. Бём](https://culturolog.ru//images/stories/2020/bem_oblozhka.jpg) | Размышления православной мирянки |
| Наверх | | | АвторВ.Н. Усоский | ![Беноццо Гоццоли. «Святой Августин преподаёт в Риме». Сцена 6 из цикла «Жизнь святого Августина». 1464-1465 гг. Церковь Сант-Агостино. Южная стена. Сан-Джиминьяно Беноццо Гоццоли. «Святой Августин преподаёт в Риме». Сцена 6 из цикла «Жизнь святого Августина». 1464-1465 гг. Церковь Сант-Агостино. Южная стена. Сан-Джиминьяно](https://culturolog.ru//images/stories/2019/augustin.jpg) | Естественная природа человека как условие формирования бюргерской экономики позднего Средневековья |
| Наверх | | | АвторАндрей Карпов | ![Алексей Степанов (1858-1923) Кумушки Алексей Степанов (1858-1923) Кумушки](https://culturolog.ru//images/stories/2018/stepanov_kumushki.jpg) | Могут ли сегодня возникать мифы? Разбор образования мифа на конкретном примере. |
| Наверх | | | АвторФедюкина Е.В., кандидат культурологии | ![священномученик митр. Серафим (Чичагов) священномученик митр. Серафим (Чичагов)](https://culturolog.ru//images/stories/2018/fedotova1.jpg) | Новомученики и литература – это большая и глубокая тема, требующая серьезного осмысления. Мы предпринимаем попытку лишь подойти к ней и вглядеться в ее очертания. По сути, данная тематика является частью проблемы взаимоотношения церкви и литературы, которая волнует современную православную общественность, вызывая неоднозначные мнения и оценки. |
| Наверх | | | АвторАндрей Карпов | ![Инесса Сафронова Яблочный Спас, 1996 Инесса Сафронова Яблочный Спас, 1996](https://culturolog.ru//images/stories/2017/safronova.jpg) | Не стоит заблуждаться: веганство не является ступенькой на пути духовного роста. Наоборот, оно уводит от Христа. Это - одно из воплощений гордыни современного человека. |
| Наверх | | | АвторАндрей Карпов | ![Эдуард Панов. Храм Христа Спасителя, 2006 Эдуард Панов Храм Христа Спасителя](https://culturolog.ru//images/stories/2014/xxs.jpg) | Владимир Легойда считает перемещение церковных тем обсуждения с периферии в центр общественной дискуссии безусловным успехом, но действиельно ли за этим сдвигом скрываются позитивные факторы? |
| Наверх | | | АвторМихаил Гринзайд | ![Блез Паскаль, сидящий за столом. Гравюра Дж.Бейна по И. Фландрину, 1844 Блез Паскаль, сидящий за столом](https://culturolog.ru//images/stories/2013/blaise_pascal_seated_at_his_desk.jpg) | Представляем вашему вниманию список ученых (под учеными понимаются люди, занимающиеся естественными науками и математикой, мы намеренно сузили это понятие), чье мировоззрение было религиозным. Список этот ничего нового к дискуссии о науке и вере не прибавит, но он может удержать многих людей от принятия ложных предпосылок, которые так часто мешают непредвзятой дискуссии. Если вы считаете, что современная наука была основана людьми атеистических, позитивистских, сциентистских или материалистических взглядов, вы поймете, что это отнюдь не так. Или если вы убеждены в том, что уж в современную эпоху ученый не может придерживаться религиозного мировоззрения, вы тоже поймете, что это далеко не соответствует действительности. Более того, вы убедитесь, что наука как метод очень тесно сочетается с верой в Создателя у подавляющего большинства самых значительных ученых, тщательно добывающих то, что мы впоследствии называем научным знанием.
|
| Наверх | | | АвторД.В. Пивоваров, д-р. философ. н., проф. | ![Евгений Молев Панихида, 2015 Евгений Молев Панихида](https://culturolog.ru//images/stories/2012/panihida.jpg) | Данная статья написана учёным. Автор смотрит на свой предмет снаружи, а не изнутри какой-либо религиозной традиции. Более того, он подчёркнуто равноудалён от тех традиций, о которых говорится в статье. Но анализ типов религиозных концепций, логика изложения и сам вывод статьи будут интересны и человеку традиции. |
| Наверх | | | АвторАндрей Карпов | ![Василий Пукирев
«Святой митрополит Филипп отказывает в благословении Иоанну Грозному», 1873 Василий Пукирев
«Святой митрополит Филипп отказывает в благословении Иоанну Грозному»](https://culturolog.ru//images/stories/grozny_p.jpg) | В интересах ли Церкви встраивать церковные структуры в современную государственную систему? |
| Наверх | | | АвторАндрей Карпов | ![Хендрик Тербрюгген. Дразнящий Христа, ок. 1625 Хендрик Тербрюгген Дразнящий Христа](https://culturolog.ru//images/stories/2012/the-mocking-of-christ.jpg) | О провокациях против Церкви и чаяниях провокаторов.
|
| Наверх | | | АвторКирилл Дегтярёв | ![Александр Морозов. Выход из церкви в Пскове, 1864 Александр Морозов Выход из церкви в Пскове](https://culturolog.ru//images/stories/morozov_pskov.jpg) | Православные... Чада одной Церкви... Но как мы воспринимаем друг друга? Братья ли мы или контрагенты общественных отношений? |
| Наверх | | | ![Елена Суслова. Исповедь, 2016 Елена Суслова. Исповедь](https://culturolog.ru//images/stories/suslova_ispoved.jpg) | На сайте "Православие и мир" опубликована статья священника Димитрия Свердлова "Церковь - для всех? ". В ней отец Димитрий рассуждает о причинах расцерковления (т.е. выхода людей из Церкви) и приходит к выводу, что виновата доминирующая православная субкультура. По его мнению, эту субкультуру формируют "обывательницы и мещанки" "возраста старше среднего". Её стандарты, как видится о. Димитрию, предполагают спасение "посредством сухариков из горшочка Серафима Саровского", а всё, что не укладывается в подобную модель, отторгается. Церковь, чья "культурная норма" опрееляется "в приоритетах геронтофилии" не приемлет и вытесняет "яппи с айфоном", представителей индустрии гламура, политических либералов, офисных карьеристов. По этой же причине проблемы с воцерковлением испытывает молодёжь. Вместо того, чтобы распахнуться навстречу всем, наша Церковь, по мысли отца Димитрия, больна изоляционизмом. И это лишает нас будущего. Осталось только понять, о каком будущем речь. Ниже мы приводим открытое письмо о. Димитрию Свердлову, поскольку, на наш взгляд, подобные высказывания нельзя оставлять без ответа. |
| Наверх | | | АвторП.В. Герасимов | ![Жюль Трайер. Бретонская начальная школа, 1882 Жюль Трайер Бретонская начальная школа, 1882](https://culturolog.ru//images/stories/jean-baptiste_jules_trayer_breton_infants_school_1882.jpg) | Религиозное образование в Европе и перспективы преподавания религиозных знаний в России |
| Наверх | | | АвторКонстантин Фрумкин | ![Михаил Нестеров. Христос,благословляющий отрока Вафоломея, 1926 Михаил Нестеров. Христос,благословляющий отрока Вафоломея](https://culturolog.ru//images/stories/nesterov_mikhail_blagoslovenie_varfolomeya.jpg) | Рассматриваются концепции чуда А.Ф. Лосева, В.В. Розанова, П.А. Флоренского, Л.Витгенштейна, В.В.Вейдле, мнения Гегеля, Бергсона и некоторых других философов. |
| Наверх | | | АвторКонстантин Фрумкин | ![Кадр из фильма Железное небо 2 Кадр из фильма Железное небо 2](https://culturolog.ru//images/stories/zel_nebo.jpg) | Критический анализ современных идеологий в России, надевающих маску традиции. Анализируется творчество Александра Дугина, Гейдара Джемаля, Юрия Мамлеева, авторов сайтов "Традиция" и "Иначе". |
| Наверх | | | ![Искусство Святой Горы Афон — Иконостас и внутреннее убранство храма Искусство Святой Горы Афон — Иконостас и внутреннее убранство храма](https://culturolog.ru//images/stories/2021/afon1.jpg) | Афон — главная
святыня Греции, почитаемая огромным количеством верующих во всем мире. Афонская
монашеская республика обычным мирянам в основном известна своими монастырями,
православными святынями и многовековыми традициями виноделия. Однако Святая Гора
— это еще и ларец с сокровищами христианского искусства, основой которого
служат византийские традиции. |
| Наверх | |
| << [Первая] < Предыдущая 1 2 3 Следующая > [Последняя] >> | Результаты 26 - 50 из 61 |
|
|
|