Л.Н. Гумилёв и евразийская философия культуры |
31.01.2012 г. | |||||||||||||||||||||||||||||||
В рамках секции по философии культуры VI Российского философского конгресса «Философия в современном мире: диалог мировоззрений» будет организован круглый стол «Историософское наследие Л.Н. Гумилёва и евразийская философия культуры» (г. Нижний Новгород, 27-30 июня 2012 г.)
Цели проведения круглого стола:
Темы для обсуждения:
Руководители круглого стола:
Учёный секретарь – кандидат культурологии Светлана Яковлевна Щеброва Аннотация
В октябре 2012 г. исполнится 100 лет со дня рождения Льва Николаевича Гумилёва (1912–1992). В историю отечественной науки Гумилёв вошёл как автор новаторских исследований, посвящённых прошлому кочевых народов Великой степи и Центральной Азии. Ему был дарован редкий талант стереоскопического, объёмного видения истории во времени и пространстве. Одно из наиболее известных и наиболее дискуссионных достижений Л.Н. Гумилёва – открытие пассионарности как внутреннего непреоборимого стремления к деятельности во имя избранного идеала. На основе этой идеи учёным была разработана теория этногенеза, развивавшая многие концептуальные положения культурно-исторической школы и теории этнических процессов С.М. Широкогорова. Продолжая дело своих предшественников, Л.Н. Гумилёв показал, что каждый народ (этнос) Земли, без исключения, обладает оригинальной этнической историей, к которой неприменимы определения «хуже» или «лучше», «культурный» или «бескультурный», так как любой этнос в своем развитии подчиняется одним и тем же универсальным закономерностям этногенеза. В этом Д.С. Лихачев усматривал высокий гуманизм концепции Гумилёва. Вместе с тем, признавая отдельные его идеи и гипотезы в некоторых случаях уязвимыми для критики, многие исследователи находят, что Гумилёву тем не менее удалось выявить ряд синергетических закономерностей этногенеза, культурогенеза и исторического процесса в целом. Наследие этого учёного неизменно вызывает к себе самое неоднозначное отношение и прямо противоположные оценки. Вместе с тем многими он признан как один из наиболее выдающихся российских мыслителей ХХ столетия. Представляется важным попытаться объяснить причины столь резкого расхождения в оценках исследователей, постараться понять причины значительной популярности и востребованности идейного наследия этого неординарного учёного. Многогранность и неоднозначность творчества Гумилёва, а также своеобразие его личности, породили немало мифов, превратно переданных слухов, идеологических обвинений и субъективных предубеждений, которые, наслаиваясь друг на друга, делают задачу адекватного понимания его роли в отечественной науке весьма непростой. Вместе с тем не может не вызывать удивления неизменно «повышенный градус» «эмоциональной напряжённости» в дискуссиях о Л.Н. Гумилёве. Однако этот «эмоциональный накал пристрастности» можно рассматривать не только как свидетельство неоднозначности личности и спорности идей Л.Н. Гумилёва, но и как веский критерий мировоззренческой значимости и фундаментальности поставленных в его работах проблем. Давно назрела необходимость взвешенной и объективной оценки вклада Л.Н. Гумилёва в отечественную и мировую науку. В рамках данного круглого стола предлагается всесторонне проанализировать историософское наследие Л.Н. Гумилёва, неотъемлемой частью которого является историческое осмысление вековой общности и взаимосвязанности евразийских народов. В этой связи особое внимание необходимо уделить рассмотрению евразийской философии культуры, являющейся органической основой историософских обобщений Л.Н. Гумилёва. Несомненной актуальностью обладают комплексные историко-культурные, геополитические и культурфилософские исследования представителей евразийства, в которых было показано, что залогом прочности российской государственности является уникальное сочетание единства и многообразия культуры народов нашей страны, их многовековая дружба. Однако, несмотря на благородный пафос и гуманистические интенции основоположников евразийства (Н.С. Трубецкого, П.Н. Савицкого, Г.В. Вернадского, Л.Н. Гумилёва и др.), следует констатировать, что евразийство было и остается достаточно разнородным движением, его идеи пытались и продолжают пытаться использовать в своих интересах самые различные политические силы. Более того, в современном евразийстве имеются и такие течения, которые имеют мало общего с его исходным концептуальным ядром, дискредитируя весь изначальный замысел его подлинных создателей. Тем не менее труды представителей евразийства вызывают во многих странах мира всё более возрастающий научный и общественно-политический интерес, что актуализирует задачу полномасштабного, объективного и всестороннего осмысления их обширного интеллектуального наследия. Предлагаемое обсуждение в частности призвано способствовать более глубокому пониманию современных интеграционных процессов на всём евразийском пространстве.
Заявку на участие с указанием ФИО, места работы/учебы, научного звания и степени, а также тезисы выступления (до 2-3 тыс. знаков) отправлять по адресу: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script В соответствии с требованиями Оргкомитета VI Российского философского конгресса нужно также пройти электронную регистрацию на сайте конгресса: http://rfk2012.unn.ru/registration.html. Поскольку круглый стол будет проходить в рамках секции по философии культуры, то просьба в ходе регистрации указывать именно эту секцию.
Материалы круглого стола будут опубликованы.
Оргкомитет оставляет за собой право редактировать и отклонять по своему усмотрению поступившие в его адрес материалы. Отклоненные тезисы обратно не высылаются. Оргкомитет в содержательную переписку с авторами тезисов не вступает.
Срок подачи заявок до 20 февраля 2012 г. Заявка на участие в круглом столе «Историософское наследие Л.Н. Гумилёва
в рамках секции по философии культуры VI Российского философского конгресса «Философия в современном мире: диалог мировоззрений»1 г. Нижний Новгород, 27-30 июня 2012 г.
1 В соответствии с требованиями Оргкомитета VI Российского философского конгресса нужно также пройти электронную регистрацию на сайте конгресса: http://rfk2012.unn.ru/registration.html. Поскольку круглый стол будет проходить в рамках секции по философии культуры, то просьба в ходе регистрации указывать именно эту секцию. | |||||||||||||||||||||||||||||||
Наверх |