ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 
facebook.jpgКультуролог в Facebook

 
защита от НЛП, контроль безопасности текстов

   Это важно!

Завтра мы будем жить в той культуре, которая создаётся сегодня.

Хотите жить в культуре традиционных ценностей? Поддержите наш сайт, защищающий эту культуру.

Наш счет
ЮMoney 
41001508409863


Если у Вас есть счет в системе ЮMoney,  просто нажмите на кнопку внизу страницы.

Перечисление на счёт также можно сделать с любого платежного терминала.

Сохранятся ли традиционные ценности, зависит от той позиции, которую займёт каждый из нас.  

 

Православная литература
Главная >> Новости >> Фольклористика и культурная антропология сегодня

Фольклористика и культурная антропология сегодня

Печать
31.01.2012 г.
28 апреля — 2 мая 2012 года учебно-научный Центр типологии и семиотики фольклора и Лаборатория фольклористики Российского государственного гуманитарного университета (Москва) проводят первую международную Школу-конференцию молодых ученых по фольклористике, этнолингвистике и культурной антропологии "Фольклористика и культурная антропология сегодня".

Обоснование темы конференции

 

Фиксируемые сегодня устные тексты и обрядовые практики испытывают многообразное давление со стороны урбанистических постфольклорных форм, продуктов массовой культуры и элементов позитивного знания (через школу и СМИ). Однако непродуктивно рассматривать возникающие при этом синтетические формы исключительно как результат деградации некогда монолитной традиции, рудименты которой сохранились до наших дней; что же касается апелляций к некой широко понимаемой внеисторической «архаике», то они утрачивают свои объяснительные возможности. Хотя наши сведения о прошлом состоянии фольклорно-мифологических традиций отрывочны и имеют относительно небольшую хронологическую глубину, все же можно понять, что трансформации в них протекают непрерывнокак живая реакция на культурные, экономические, политические, религиозные события в жизни народа. В этом плане наблюдаемые теперь изменения в традиционном фольклоре, и в постфольклоре), по-видимому, не являются чем-то принципиально иным по сравнению с аналогичными процессами, протекавшими в недавнем или даже достаточно далеком прошлом. Соответственно, изучение современного состояния фольклорно-мифологических традиций позволяет выработать адекватный инструментарий для изучения не только нынешней фазы развития устных культур, но и динамики их исторического бытования, а также увидеть влияние фольклорно-мифологических моделей на восприятие действительности.

Отдельному обсуждению подлежит проблема национального (этнического) фольклора как диалектного многообразия, сформулированная Б. Н. Путиловым. Речь идет об общеэтнических комплексах фольклорных фактов, с одной стороны, и о дифференциальных признаках, определяющих «фольклорный диалект», с другой. При этом имеется в виду:

  • наличие или отсутствие определенных элементов этнической культуры (вербальных, обрядовых и т. д.) в разных областях ее распространения;

  • присутствие развернутых (даже жанрово оформленных) нарративов на какую-либо тему в одном районе и существование лишь информации о ней в другом («что-то слышал, но точно не знаю»);

  • различные локальные интерпретации одних и тех же элементов устной традиции;

  • дополнительность при распределении нарратива и ритуала в поле региональной традиции;

  • дистанционные корреляции некоторых локально специфичных тем, их перекличка не с фольклором соседних областей, а с традициями достаточно удаленных регионов;

  • наконец, определение территориальных границ «фольклорного диалекта».

Весьма актуальным следует признать исследование организации слабо структурированных текстов: быличек, бывальщин, поверий и т. п. По сравнению с устойчивыми жанровыми формами (сказочно-эпическими, песенными, магическими, паремиологическими и пр.), «устройство» которых изучалось хотя бы в первом приближении, такие тексты рассматриваются почти исключительно с содержательной точки зрениядля извлечения определенной мифологической информации. Между тем формальный анализ подобных текстов чрезвычайно перспективен для понимания процессов нарративизации и фабулизации «первичных» представлений и впечатлений в устной традиции.

 

Список (неполный) тем, которые предполагается затронуть во время работы конференции:

  • «фольклорные диалекты»

  • лингвистика и фольклористика

  • новейшие методы в анализе фольклорных текстов, а также этнолингвистических и этнологических данных

  • фольклористика и этнология в поле и кабинете

  • проблемы реконструкции палеофольклора

  • язык и мифология/мифология языка

  • фольклорно-мифологические традиции в контексте социальных коммуникаций

  • вербальное / визуальное / предметное кодирование ритуально-мифологической информации

  • актуальная мифология народов России и Зарубежья

  • модели фольклора в политико-идеологических парадигмах

  • советская и постсоветская мифология

 

Формат конференции

 

Последние десять лет Центр типологии и семиотики фольклора Российского государственного гуманитарного университета каждый год проводит Летнюю школу для молодых ученых по фольклористике и культурной антропологии (http://www.ruthenia.ru/folklore/schools.htm). В этом году мы решили изменить формат и организовать международную школу-конференцию молодых исследователей, которая будет посвящена различным проблемам, актуальным для современного научного сообщества. Мы предполагаем собрать в рамках одной конференции молодых исследователей из различных городов России и зарубежья, а также ведущих специалистов в различных областях фольклористики и культурной антропологии. Задачей конференции является интеграция молодых ученых из разных областей гуманитарных наук в международное научное сообщество, знакомство с междисциплинарными подходами, общение с ведущими специалистами в своей области знания.

В рамках конференции будут работать несколько секций, каждая из которых открывается лекцией специально приглашенного докладчика (keynote speakerа) по исследовательским проблемам, актуальным для данной секции. Каждая секция будет включать в себя от трех до десяти участников. После выступления каждого докладчика выступит специально приглашенный дискутант с кратким оппонированием прослушанного доклада. Keynote speakers и дискутанты являются ведущими специалистами в данных областях и специально приглашаются для участия в работе конференции. В конце каждой секциивопросы и общая дискуссия. Доклады на конференции должны сопровождаться презентацией и, по возможности, раздаточными материалами.

Кроме того, в рамках Школы-конференции (в вечернее время) предполагается проведение круглых столов (посвященных проблемам составления баз данных и работы с ними) и мастер-классов (посвященных количественным и качественным методам, освоению статистических методов при анализе фольклорных текстов и ритуалов, лингвистических и социологических данных, а также работе с указателями фольклорных мотивов и сюжетов).

Рабочие языки конференции: русский, английский.

Тезисы лекций и докладов будут опубликованы на сайте «Фольклор и постфольклор» и напечатаны в виде брошюры до начала конференции и предоставлены участникам.

Конференция будет проводиться в Москве (открытие и закрытие) и/или Переславле-Залесском случае, если будут изысканы дополнительные средства). Если конференция будет проходить в Москве, мы постараемся обеспечить проживание участникам, если в Переславле, то мы будем оплачивать дорогу Переславль–Москва–Переславль, а также проживание и питание участникам, прошедшим конкурсный отбор.

Оргвзнос для участников конференции1000 руб. К сожалению, как правило, мы не можем оплатить дорогу от места вашей учебы/работы до Москвы, но мы можем обратиться к администрации вашего вуза с просьбой о содействии в оплате дороги и оргвзноса. В 60% случаев это удается, поэтому примите участие в конкурсе заранее, чтобы мы могли выслать все необходимые бумаги.

 

Отбор участников конференции

 

В качестве слушателей для участия в конференции приглашаются молодые исследователи (студенты, аспиранты, преподаватели), специализирующиеся в области фольклористики, этнолингвистики, социолингвистики, культурной антропологии и смежных дисциплинах, интересующиеся современными проблемами теории фольклористики и культурной антропологии и освоением новых методов в изучении фольклорных текстов. ВНИМАНИЕ! Неважно, какая у вас специализация в вашем вузе (историк, филолог, культуролог, социолог и так далее). Молодыми учеными считаются ученые, не достигшие до конца 2012 года35 лет. Возможность участия в конференции коллег, уже достигших 35 лет, существует, и она обсуждается индивидуально с Оргкомитетом.

Критерием отбора участников конференции являются четкие, подробные тезисы (2–5 стр.), ясно формулирующие научную проблему и задачу, которые должны быть присланы до 10 марта на адрес may.conference2012@gmail.com. Кроме тезисов, необходимо заполнить и выслать анкету, которую можно найти по адресу http://www.ruthenia.ru/folklore/konf12_anketa.htm.

Тема письма должна содержать фамилию отправителя (пример: «Заявка П. П. Иванова на участие в конференции»); сами тезисы и анкета должны прилагаться в виде аттачментов. Результаты работы Отборочной комиссии и пригласительные письма будут разосланы до 20 марта. Оргкомитет обращается с просьбой к потенциальным участникам конференции на откладывать подачу заявки на последний момент. Участники, приславшие свои заявки до 10 февраля, имеют возможность узнать о своей судьбе 20 февраля.

Отобранные тезисы будут напечатаны в сборнике материалов конференции, поэтому они должны быть правильно оформлены: шрифт Times New Roman, 12 й кегль, одиночный интервал, оформление литературыпостраничными сносками (Times New Roman, 10 й кегль). Ссылки на используемую литературу должны соответствовать ГОСТу (образец библиографического описания: Переплюй-Раздолбаев К. Проблемы описания обряда выгона скота в дер. Гадюкино // Фольклор и экстаз: сборник трудов. Соловки: Издат. дом «Эх, ухнем!», 2012. С. 10–110). Объем тезисовот 2 до 5 страниц (не более 15 тыс. знаков, включая пробелы). В верхнем правом углу первой страницы должна содержаться следующая информация о авторе (строго в таком порядке): инициалы, фамилия, статус, степень (если есть), университет, город, электронный адрес. Пример: И.В. Иванов, преп., канд. ист. наук, Томский Государственный Университет, Томск, privet@gmail.com.

Оргкомитет конференции оставляет за собой право публиковать на сайте (www.ruthenia.ru/folklore) работы, присланные на конкурс. В конце марта будет опубликована программа конференции.

Желающие принять участие в организации секции / предложить тему для секции / организовать мастер-класс могут направить свои предложение на электронный адрес Оргкомитета.

 

Контакты

 

Всю актуальную информацию о конференции вы можете найти на сайте http://www.ruthenia.ru/folklore. E-mail: may.conference2012@gmail.com, Тел. для справок: (499) 973-43-54 (понедельник, среда)

Следите за объявлениями на сайте www.ruthenia.ru/folklore!

 

Оргкомитет конференции

 

А.С. Архипова, к. филол. наук, доц. ЦТСФ, РГГУ

А.В. Дыбо, д. филол.наук, проф. РГГУ, член-корр. РАН

А.В. Козьмин, к. фил. наук, науч. сотр. ЦТСФ РГГУ

А.Б. Мороз, проф., д. филол. наук, зав. Лаб. фольклористики РГГУ

Д.С. Николаев, к. филол. наук, асс-т ЦТСФ РГГУ

С.Ю. Неклюдов, д. филол. наук, проф. ЦТСФ РГГУ

Н.В. Петров, к. филол. наук, преп. Лаб. фольклористики РГГУ

О.Б. Христофорова, д. филол. наук, дир. ЦТСФ РГГУ


Наверх
 


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение