ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 

  
Культуролог в ВК
 
 

  
Главная >> Сценарии нашей жизни >> Александр Харитонов "Воскресение"

Александр Харитонов "Воскресение"

Печать

С 6 февраля по 25 марта 2012 г. в галерее "Наши Художники" под Москвой (19-й км. Рублёво-Успенского шоссе, пос. Борки) проходит выставка работ Александра Харитонова (1931-1993) "Воскресение"

 Искусствоведы сходятся во мнении, что Харитонов – это не только одна из ключевых фигур нонконформизма, но и фигура, стоящая отдельно от всех остальных. Его работы в советское время в выставочном зале на Малой Грузинской всегда висели отдельно, потому что они принципиально отличались от всего остального. Путь Александра Харитонова как в искусстве, так и в жизни – это путь непреклонного духовного восхождения. Художник создает свой таинственный мир философских картин-притч, картин-видений, где с самого начала просматривается линия обращения к православной истории и культуре Руси. Очевидно, и читать-то будущий художник выучился по бабушкиному молитвослову. Друзья вспоминали, что церковнославянским он владел блестяще – как мало кто в его поколении. Видимо, эти детские впечатления и оказали влияние на всю его последующую жизнь. Художественное образование ему пришлось добирать в Третьяковской галерее, где он бывал почти каждую неделю и долго стоял перед иконами и Саврасовым. «Моя живопись, – писал он в конце жизни, – зиждется на трех китах: византийская иконопись, древнерусская иконопись и церковная вышивка драгоценными камнями, жемчугом и бисером. Моими учителями были Достоевский, Гоголь, Саврасов, Флоренский и Моцарт». Искусство его интересовало исключительно как выражение духовного поиска, и он совершенно безразлично относился к его коммерческой реализации. Наверное, поэтому Харитонов и состоялся как настоящий художник.

«Воскресение» – это, пожалуй, первая крупная его ретроспектива. Структура выставки традиционна: каждый зал представляет работы определенного творческого периода. Первый большой зал – работы 60-х годов. В это время художник создает сказочные картины, наполненные выдуманными персонажами, сказочными пейзажами, символами. 70-е годы представлены небольшими по размеру, камерными работами. Харитонов вообще писал не для выставочных пространств, а для людей, которые были ему близки, которые его понимали. И приступая к работе над картиной, он не забывал о скромных размерах квартир в панельных «хрущевках», о скитаниях и переездах, которые переживала почти каждая семья. Сам художник говорил: «Картины должны быть небольшими, как иконы, чтобы с ними можно было общаться и каждый день, и всю жизнь».

Есть на выставке также работы, которые, по словам организаторов, очень любит трогать публика. Любит до такой степени, что надо приставлять смотрителей. Настолько они создают иллюзию выпуклой вышивки, чего-то неживописного, какого-то другого объекта, несмотря на то, что написаны красками. Среди них – картина «Память о древнерусском искусстве». Интересна ее история. Раньше это был другой холст – «Плачущая ослица» (к слову сказать, она была представлена на знаменитой выставке1975 года на ВДНХ в павильоне «Пчеловодство»). За это полотно ему предлагали неплохие деньги. Но художник сказал: «Нет, тварь продавать не буду!» и с этими словами законченную картину, в которую было вложено много труда, записал другой прекрасной работой – «Память о древнерусском искусстве».

Последний период творчества Александра Харитонова  связан с инсультом, который случился у него в 1986 году, после чего у художника отказала правая рука. Картины этого времени принципиально другие. Здесь много абстрактных произведений, точнее, полуабстрактных. В частности, серия «Облака плывут», которая представляет собой незаконченные работы. Кто-то остановил художника во время создания этих картин, и в таком виде они дошли до наших дней. Несмотря на незаконченность, художественно они хороши. Представлены на выставке и графические работы Харитонова. В общем, даже если вам кажется, что вы знаете этого автора, – все равно зайдите в галерею «Наши художники», и вы наверняка откроете для себя его творчество с другой, может быть даже неожиданной стороны.

Игорь ИВАНОВСКИЙ


14.02.2012 г.

Наверх
 

Поиск

Знаки времени

Последние новости


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение