Апология Дионисия |
Был ли прав Блаженный Дионисий? Дан анализ различных подходов к исчислению возможной датировки рождения Иисуса Христа. Проанализированы свидетельства Писания и Святоотеческого Предания. К дискуссии о датировке Рождества ХристоваХронология Дионисия Малого и современная научная хронология Введение Свидетельство Священного Писания о времени Рождества Христова Свидетельства Священного Предания о времени Рождества Христова Время Рождества Христова по годам Тиберия Время Рождества Христова по годам Августа Время Рождества по годам от создания Рима Время Рождества и эра олимпиад Рождество Христово и консулы Рима Рождество Христово и время смерти Ирода Выводы Заключение Примечания ВведениеВ современных научных работах, в основном, западных и светских, посвященных вопросам церковной хронологии, господствует расхожий штамп: римский монах Дионисий Малый, которому мы обязаны современным летосчислением от Рождества Христова, ошибся в своих расчетах на несколько лет. Обычно называют цифру от 1 до 7 лет[1]. Критика расчетов Дионисия началась со времен Возрождения и Реформации: гуманисты вкупе с протестантами априори отвергали достоверность церковного предания. Под давлением этой критики в 1582 году папа Григорий XIII перевел весь католический мир на новый календарь. Несколько десятилетий спустя придворный астролог Иоганн Кеплер выпустил свою книгу «Новая астрономия» и датировал ее “Anno aerae Dionysiannae 1609”, чтобы подчеркнуть условность датировок Дионисия[2]. В современных учебниках по хронологии мы можем прочесть даже такое: «Фиктивной эрой является наша современная эра. Она ведет счет лет от мифического события – «рождения» Иисуса Христа. Эра была предложена римским монахом, скифом по рождению, Дионисием Малым в 525 г. н.э. в связи с вычислением пасхалии. Дионисий не располагал решительно никакими данными о времени появления на свет Иисуса Христа. Дата была им принята условно. Дионисий высчитал год «рождения» Христа посредством расчетов, ничего общего не имеющих с наукой. Даже церковники, присмотревшись к хронологическим выкладкам Дионисия, вынуждены были признать их полную несостоятельность. В Евангелии и других источниках раннехристианского периода нет указаний о дне рождения Иисуса Христа»[3]. Комментарии, как говорится, излишни. Налицо явная несообразность: византийская ученость, которой по справедливости восхищаются исследователи, просто не умела считать! И русские летописцы тоже не заметили такой «очевидной» ошибки. Да что там говорить! Согласно такой логике, все Поместные Православные Церкви, которые до сих пор празднуют годы «от Рождества Христова», ошибаются и не сохранили подлинной даты рождения своего Небесного Главы – Иисуса Христа, Сына Божия. Как же получилось, что хронология Дионисия Малого, представленная им в 525 г., была принята всем вселенским Православием и распространилась по всему миру? Как объяснить, что такая «очевидная» (с точки зрения современных хронологов) и большая (7 лет) ошибка осталась «незамеченной» ни одним из Отцов Церкви, ни одним из византийских хронологов с VI по XIX век? Была ли система расчетов основателя христианской эры новаторством в церковной хронологии? В каком отношении находятся хронологические вычисления Дионисия с расчетами других христианских хронологов? Для ответа на этот вопросы следует обратиться к первоисточникам. Свидетельство Священного Писания о времени Рождества Христова«Августу единоначальствующу на земли, многоначалие человеков преста; и Тебе вочеловечшуся от Чистыя, многобожие идолов упразднися, под едином царством мирским гради быша, и во Едино Владычество Божества языцы вероваша. Написашася людие повелением кесаревым, написахомся, вернии, Именем Божества, Тебе, вочеловечшагося Бога нашего. Велия Твоя милость, Господи, слава Тебе», – поется в заключительной стихире на великой вечерни в день Рождества Господня. Самые первые сведения о времени Рождества доставляет нам Святое Евангелие – неисчерпаемая сокровищница Божественного Откровения. Апостол Лука пишет: «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею» (Лк.2:1,2). Следующее хронологическое указание, гораздо более точное, находим в третьей главе того же Евангелия: «В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, при первосвященниках Анее и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне. … Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати» (Лк.3:1,2,23). Согласно современным библейским справочникам[4], времена правления следующие: Август (43 г. до н.э. – 14 г. н.э.), Тиберий (14–37), Пилат (26–36), Ирод Великий (41 г. до н.э. – 4 г. до н.э.), Ирод Филипп (4 г. до н.э. – 34 г. н.э.), Ирод Антипа (4 г. до н.э. – 39 г. н.э.), первосвященник Анна (6–15), первосвященник Каиафа (18–36). Август проводил перепись трижды, «в первый и третий раз – с товарищем, в промежутке – один»[5]. Сенатор Публий Сульпиций Квириний был прокуратором Сирии в 3–2 гг. до н.э. и 6–12 гг. н.э[6]. Упоминание Евангелиста Луки о Лисании современные зарубежные справочники умалчивают или ошибочно относят его к тому Лисанию, который царствовал в Авилинее и был казнен по приказу Антония и Клеопатры в 34 г. до н.э[7]. Однако уже А.П.Лопухин отмечал, что апостол Лука говорит о втором Лисании, тетрархию которого получил Ирод Агриппа после смерти Тиверия (Древн.18:6:10) и письменное свидетельство о котором было открыто при раскопках древней Авилы, города близ Дамаска[8]. Столь точные указания на исторические обстоятельства и политические нюансы того времени, зафиксированные через несколько десятилетий после описываемых событий[9], позволяют с уверенностью говорить о том, что сведения о времени Рождества церковные общины бережно хранили и «слагали в своем сердце» (Лк.2:51). Свидетельства Священного Предания о времени Рождества Христова«Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума», – воспевает Православная Церковь. Действительно, рождение Богомладенца Иисуса, отмеченное в Священной истории чудесными и торжественными знамениями и необыкновенными событиями, стало началом новой эры – эры человеческого спасения. Бог Слово воплотился в «последние дни» человеческой истории, воплотился, исполнив пророчества, а потому знание исторической обстановки Его воплощения имело для Церкви великое значение. Именно поэтому год, день и час пришествия в мир Спасителя оказались запечатлены как во многочисленных творениях Святых Отцов и Учителей Церкви, так и в не менее многочисленных повествованиях церковных историков. Свт.Ириней Лионский (†202) в книге против ересей (ок.180 г.) пишет: «Господь наш Иисус Христос родился около 41 года царствования Августа» (Прот.Ер.3.21.3)[10]. Тертуллиан (†211) в сочинении «Против иудеев», написанном около 180 г., пишет: «После Клеопатры Август был императором ещё 43 года, ибо всего лет его империи было 56. Итак, мы видим, что [Христос родился] на сорок первом году правления Августа, когда после смерти Клеопатры он правил 28-й год. И прожил Август от года, в котором родился Христос, ещё 15 лет. … Тиберий Цезарь владел империей 22 года 7 месяцев 28 дней, — на пятнадцатом году императорской власти которого распят Христос, Которому во время распятия было около 30 лет. … [Распят Христос] на 15-м году Тиберия, при консулах Рубеллии Гемине и Фуфии Гемине, в марте месяце, во время пасхи, в 8-й день до апрельских календ, в первый день опресноков»[11]. Климент Александрийский (†217), знаменитый Учитель Церкви, в Строматах (Кн.1, гл.21, 145) дает такое указание на год рождения Спасителя: «Наш Спаситель родился на 28 году правления Августа, во время проведения первой переписи. Верность этой даты доказывается сообщением Евангелия от Луки: В 15 год при Тиверии кесаре было слово Божие к Иоанну, сыну Захарии. И еще в том же Евангелии написано: Был же Иисус, когда пришел креститься, лет тридцати»[12]. Свт.Ипполит Римский (†235) в Толковании на книгу пророка Даниила пишет: «Пришествие Господа во плоти совершилось в среду за 8 дней до январских календ в 42 год Августа. А пострадал он на 33 году (своей жизни) за 8 дней до апрельских календ на 18 году царствования Тиберия при консулах Руфе и Рубелионе и консулах Гае Кесаре (в 4-й раз) и Гае Кестии Саторнине»[13]. Юлий Африкан (†240)[14], знаменитый христианский историк, соотносит время Распятия с датировкой по греческим олимпиадам: «От Артексеркса до Христа прошло 490 лет по иудейскому счислению. Потому что от Неемии, которого Артаксеркс послал строить Иерусалим в 120 год Персидского царства, в 20 год самого Артаксеркса, в 4 год 83 Олимпиады, до 2 года 202 Олимпиады и 15 года Тиберия (когда пострадал наш Господь – прим.) прошло 475 лет, или 490 лет по еврейскому лунному календарю»[15]. Указывая точное время крестных страданий, христианский историк соотносит его с временем правления Тиберия: 2 год 202 олимпиады соответствует 16 году Тиберия. Ориген (†254) в сохранившихся фрагментах гомилий на Евангелие от Луки говорит, что Христос родился в 41 году Августа, и после рождения Спасителя Август царствовал 15 лет[16]. Лактанций (†325) пишет: «В 15 год правления Тиберия кесаря, то есть в консульство двух Геминов за 10 дней до апрельских календ иудеи распяли Христа»[17]. Евсевий Кесарийский (†340) в Церковной Истории пишет: «Шел 42 год царствования Августа и 28 с покорения Египта и смерти Антония и Клеопатры, на которой окончилась египетская династия Птолемеев, когда, согласно пророчествам о Нем, в Вифлееме Иудейском, во время первой переписи в правление Квириния Сирией, родился Спаситель и Владыка наш Иисус Христос»[18]. Несколько далее, пересказывая Евангелие от Луки (Лк.3:1,2,23), знаменитый историк добавляет: «Время учительства Спасителя нашего продолжалось неполных 4 года, и в течение этих 4 лет четрые первосвященника – от Анны до Каиафы – несли свое служение»[19]. Следует привести и фрагменты из Хроники Евсевия Кесарийского в латинском переводе блаженного Иеронима. В предисловии Евсевий Кесарийский пишет: «В 42 году царствования Августа родился ХРИСТОС. … 15 год Тиберия пришелся на четвертый год 201 олимпиады»[20]. А в самом тексте Хроники находим следующее: «41 год Августа. Тертуллиан в своей книге, которую написал против иудеев, утверждает, что Христос родился на 41 году Августа и пострадал на 15 году Тиберия[21]. 42 год Августа. Указом Цезаря по постановлению сената Квириний, посланный в Иудею, осуществил цензовую перепись людей и их имущества. ИИСУС ХРИСТОС, Сын Божий, родился в Вифлееме Иудейском; с этого года берёт начало спасение христиан, отчего и считается он первым годом христианского спасения»[22]. О времени Крещения и Крестных страданий Евсевий Кесарийский пишет: «15 год Тиберия. Иоанн, сын Захарии, проповедуя в пустыне около Иордана свидетельствует, что среди них находится Христос, Сын Божий. И Сам Господь Иисус Христос оселе возвещает народам путь спасения, знамениями и силами свидетельствую истинность того, что говорил. … 18 год Тиверия. Иисус Христос, Сын Божий, по предреченным о Нем пророчествам приходит на страдание в 18 год Тиверия … Пишет об этом и Флегонт, знаменитый исчислитель олимпиад, в XIII книге говоря так: а в 4 году 202 олимпиады было великое и выдающееся между всеми прежде случавшимися затмение солнца»[23]. Таким образом, Евсевий Кесарийский год рождения Иисуса Христа полагает на 42 году царствования Августа, 28 году после покорения Египта. 15 год Тиберия, когда Спасителю было около 30 лет, соответствует 4 году 201 олимпиады. А год Распятия и Воскресения, согласно Евсевию, приходится на 18 год Тиверия, который соответствует 4 году 202 олимпиады. «Хронограф 354 года», серьезный труд, содержащий исторические события, перечни римских епископов от апостола Петра до Юлия (†352), консулов (с 509 г. до н.э. по 354 г. н.э.) и префектов Рима (251–354 гг.), также доставляет нам сведения Предания о времени рождения Спасителя[24]. После указания на консулов Гая Цезаря и Люция Эмилия Павла там содержится комментарий: «Гай Цезарь и Эмилий Павел. При этих консулах Господь Иисус Христос родился в 8-й день до январских календ в пятницу 15-й луны» [25]. «Фуфий Гемин и Рубеллий Гемин. В их консульство Господь Иисус пострадал в пятницу при возрасте луны 14 дней»[26]. В XIII разделе Хронографа 354 г., озаглавленном «Римские епископы», уточняется день: «Во время правления Тиберия пострадал Господь наш Иисус Христос при консульстве обоих Геминов в день 8 до апрельских календ»[27]. Таким образом, Хронограф 354 г. отождествляет 754 г. от основания Рима с 1 г. Р.Х. и соответствует хронологии Дионисия Малого. При этом надо обратить внимание, что Хронограф 354 г. указывает для Рождества Христова консулов Гая Цезаря и Эмилия Павла, которые были консулами по современной хронологии в 1 г. н.э.! «Константинопольский список консулов 395 г.» указывает на тех же консулов: «Фуфий Гемин и Рубеллий Гемин. При этих консулах пострадал Христос в день 10-й до апрельских календ и воскрес в 8-й день»[28]. Свт.Епифаний Кипрский (†403) в Панарии пишет: «В 33 год Ирода и в 42 год царя Августа рождается Спаситель в Вифлееме Иудейском; удаляется же в Египет в 35 год Ирода, и возвращается из Египта по кончине Ирода. Почему в 37 год сего правления Иродова Господь был отроком четырех лет, когда Ирод, по исполнении 37 лет кончил жизнь. Архелай же царствует 9 лет; в начале его царствования Иосиф с Марией и с Отроком вышел из Египта, услышав, что царствует Архелай, и, удалившись в страны Галилейские, поселился в Назарете. Архелай же родил Ирода младшего, и Ирод по преемству воцаряется в 9 год царствования отца Архелая; а от пришествия Христова во плоти считалось 30 лет. В 18 же год Ирода, прозывавшегося Агриппой, начал Иисус проповедь, и тогда приемлет крещение от Иоанна, и проповедует лето приятно (Лк.4:19), непререкаемый никем (Лк.2:34) ни из иудеев, ни из еллинов, ни из самарян, ни из другого какого народа; потом во второе лето проповедовал пререкаемый и правлению того ирода был 19 год, а Спасителю 32. В 20 же год Ирода, называемого четветровластником, совершается спасительно страдание и безстрастие, вкушение смерти бессмертным, действительно пострадавшим до креста и неподлежащим страданию по Божеству»[29]. Там же, в Панарии, свт.Епифаний посвящает историческим и политическим обстоятельствам эллинистического мира накануне Рождества Христова целую главу: Ибо родился Спаситель в 42 год царствования римского императора Августа, в консульство сего самого Октавия Августа, 13-е, и Силана, как находится в консульских списках у римлян: ибо так изложено в оных. При сих-то консулах, то есть в 13 консульство Октавия и консульство Силана, родился Христос в 8 день перед январскими идами, спустя 13 дней после зимнего поворота и начала пребывания света и дня[30] (Панарий, 51.22.). Свт.Епифаний в этой главе неоднократно указывает, что в год Рождества консулами были Октавий в 13 раз и Сильван, и замечает, что «вынужден много раз говорить: в 13 консульство Октавия Августа с Силаном»[31]. И действительно, указание на консулов и год правления Августа в этой главе повторяется 8 раз[32]. Отметим, что столь подробную работу по согласованию церковной истории и светской свт.Епифаний предпринял для борьбы с еретиками алогами, отрицавшими подлинность Евангелия от Иоанна, его Посланий и Откровения. Блаженный Августин (†430) в книге «О граде Божием» пишет: «Христос умер при консульстве двух Геминов за 8 дней до апрельских календ»[33]. Павел Орозий в «Истории против язычников» (418 г.) пишет: «Итак, в 752 году от основания Рима кесарь Август от Востока до Запада, от до , и на всем океане всем людям дал мир … Тогда родился Христос»[34]. Блаженный Иероним Стридонский (†420) также должен быть упомянут. Он сохранил для нас Хронику Евсевия Кесарийского. Тем самым и он в числе тех Отцов Церкви, которые полагали время рождения Иисуса Христа в 42 году царствования Августа, а Крестную смерть в 18 году Тиберия и 4 году 202 олимпиады. Исихий Милетский (первая половина VI в.) в труде «О рождении Христа» писал: «В 42-м году царствования Августа, 25 числа месяца декабря, в пятницу, в 7-м часу дня, родился Господь наш Иисус Христос по плоти от святой Девы Марии»[35]. Кассиодор (†585), известный латинский богослов и философ, оставил Хроникон, где перечислил всех римских царей, консулов и императоров. В царствование Августа Октавия II он указал в перечне консулов К.Лентулла и М.Мессала (консулы в 751 году от основания Рима): «К.Лентулл и М.Мессал. При этих консулах родился в Вифлееме Иисус Христос, Сын Божий, в 41 году царствования Августа»[36]. Пасхальная хроника 628 г. является важным историческим документом. Анонимный византийский писатель охватывает события от начала мира до 628 г. н.э. и пользуется многочисленными историческими документами. В Пасхальной хронике присутствуют тщательные математические расчеты и дается руководство по установлению даты Пасхи[37]. Исторические обстоятельства рождения Христа представлены следующим образом: «В 43 год Августа родился нам Тот, Который выше нас, единородный Сын Отчий Иисус Христос, и существом стал ради нас совершенный Человек, существом оставшись совершенным Богом. Было же от Адама 5501 год. В 15 год царства Тиберия крещается в Иордане. … В 19 год того же Тиберия идет на спасительные Страдания»[38]. Пасхальная хроника содержит и список консулов с небольшими комментариями. В нем читаем следующее: «Октавиан XIII раз и Силан. [При этих консулах родился Христос за 8 дней до январских календ]. Лентулл и Писон. ... Руф и Рубеллион. [При этих консулах пострадал Христос за 10 дней до апрельских календ и воскрес за 8 дней до этих же календ]. Вининий и Лонгин Кассий. Тиберий Кесарь IV раз один»[39]. «В 42-м году и 4-м месяце царствования Августа родился Господь наш и Бог Иисус Христос, в 8-й день до январских календ, 25 декабря, в седьмом часу дня, в городе иудейском под названием Вифлеем, находящемся близ Иерусалима, в год, считавшийся 42-м в Антиохии Великой, в правление Сирией проконсула Квириния, в консульство самого Октавиана и Сильвана, в топархию, или царствование, в Иудее царя Ирода»[40]. Преподобный Максим Исповедник (†662) на основании Хроники Евсевия Кесарийского составил свод правил для вычисления Пасхалии. В главе, посвященной времени воплощения, он пишет: Ибо в 43 год царствования Августа нам как человек родился Тот, Который прежде век из Отца рождается как Бог[41]. В целом картина очевидна. Самая главная работа была проделана святыми Отцами Церкви во II–III веках. В это время были зафиксированы основные сведения Священного Предания о времени рождения Младенца Христа: годы правления Августа, греческие олимпиады, консулы и годы от основания Рима. В IV столетии небольшая разноголосица, происходившая от объективных причин, связанных как с различием традиций Поместных Церквей, так и с различными представлениями о времени проповеди Иисуса Христа, была разрешена принципиально. Благодаря свободе, дарованной Церкви равноапостольным Константином, процессы уточнения и унификации канона Священного Писания и богослужения явили всей вселенной одно из существенных свойств Христовой Церкви – единство. В русле этого общецерковного движения решались и вопросы пасхальной хронологии. Наконец, в V–VI веках летосчисление было приведено в соответствие с пасхальными лунно-солнечными циклами: год сотворения мира, год Рождества Христова и пасхальные индиктионы полностью гармонировали друг с другом. По всей вселенной, от Испании до Индии, от Англии до Африки время рождения Спасителя стали считать одинаково: 42 год царствования Августа, 28 после покорения Египта, 752 от основания Рима[42]. Время рождения и страдания Господа Иисуса Христа настолько хорошо вписывалось в события светской истории, а факт Боговоплощения стал настолько очевидным, что тщательное соотнесение с годами Агуста, Тиберия, консулов или олимпиад перестало быть насущной необходимостью. Довольно было указания на 42 год Августа и слов Евангелия: первая перепись при Квиринии, 15 год Тиберия и 3.5 года земной проповеди Спасителя. Мы находим эти расчеты у таких авторитетных хронистов и историков, как Симеон Метафраст и Логофет (†910)[43], Георгий Амартол (†914) [Chronicon.3:110. PG.t.110, col.357], Георгий Монах (†956) [Synopsis Chronologiae Eutyhianae, PG.t.111, col.1159], Георгий Кедрин (†1058) [Compendium Historiarum. PG.t.121,col.341,343][44], Иоанн Зонара (†1190) [Annali, 11:39. PG.t.134, col.920], Никифор Каллист (†1335), [Церковная история, 1:10, PG.t.145, col.659]. Эта датировка вошла и во все русские летописи вплоть до XVI и XVII веков[45]. Итак, драгоценные жемчужины Священного Предания были собраны в прекрасное ожерелье, которое оставалось бережно сохранять, следуя заповеди великого апостола всех народов: «Братья, стойте и держите предания» (2Фес.2:25). С VI века у Церкви было множество времени, чтобы оценить и пересмотреть проделанную работу пасхалистов и хронологов. Уровень развития церковной и светской науки был на такой высоте, которая и в наше время является предметом недосягамемых стремлений. И тем не менее, ни у кого не возникло и тени сомнения в правильности избранной схемы вычислений. Можно с уверенностью сказать, что такое удивительное единство церковной истории и литургики свидетельствует, что мы имеем дело не с рядовым произведением человеческого разума, а с явлением благодатного воздействия Святого Духа, которое сохраняет в неизменности и неповрежденности Священное Предание Церкви. И сама Церковь оценила труд своих подвижников однозначно: ни разу она не усомнилась в правильности проделанной работы, ни разу Церковь не отступила ни от своей Пасхалии, ни от выработанной хронологии. Время Рождества Христова по годам Тиберия«В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне… Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати», – пишет апостол и Евангелист Лука (Лк.3:1–2,23). Согласно датировкам, принятым в современной науке, кесарь Тиберий правил с 14 по 37 года н.э. или эры Дионисия. 15 год Тиберия, следовательно, соответствует 29 году н.э. или эры Дионисия (14 + 15 = 29). Иисусу Христу в это время – «лет 30» (Лк.3:23). Греческое w`sei. evtw/n tria,konta означает «около 30 лет» [46], что можно определить двояко. Или Иисусу Христу было чуть больше 30 лет, или Спасителю было полных 29 лет и наступил 30-й год Его земной жизни. Первое прочтение дает разницу в 1 год. Но если принять второе, то от Рождества Христова прошло 29 лет: это полное совпадение с эрой Дионисия[47]. Таблица 1.
Время Рождества Христова по годам АвгустаСогласно святоотеческому преданию, Иисус Христос родился в 42 год Августа. Время царствования Августа считают, по современным представлениям, с 43 г. до н.э. или эры Дионисия по 14 г. н.э. Мы видим отличие в 1 год: 43 – 42 = 1[48]. Вообще говоря, источники оставляют нам полную свободу считать годы как полными, так и говорить о неполных 43 годах до н.э. Тогда разница станет меньше, чем 0,5 года – совсем небольшое расхождение. Схема 1.
Разумеется, дата 43 г. до н.э. для начала царствования Августа получена чисто спекулятивными методами, поскольку греческие историки имели свои системы летосчисления, не связанные с событем, произошедшем в провинции далеко от Рима[49]. Она основывается на соотнесении годов правления Августа с годами от создания Рима, а последних, в свою очередь, с годами н.э. К сожалению, методика соотнесения годов Августа с годами нашей эры остается достоянием узких специалистов. Как правило, мы вынуждены принимать научные датировки что называется «на веру». В настоящее время принято считать, что Август умер в 14 г. н.э. Но Тертуллиан пишет, что Август после рождения Спасителя прожил еще 15 лет! Аналогично считает и Климент Александрийский. Он складывает 15 лет Тиберия и 15 (а не 14!) лет Августа: «15 лет жизни Спасителя, пришедшиеся на царствование Августа, и другие 15 лет, падающие на царствование Тиверия, составляют 30 лет» [50]. Иными словами, Август Октавий умер не в 14 году н.э., а в 15. Сделав соответствующую поправку на 1 год, получим более корректное время: Август царствовал с 42 года до н.э. по 15 год н.э., и соответствие с эрой Дионисия и церковными писателями вновь будет полным. Время Рождества по годам от создания Рима43 год до н.э. для начала царствования Августа получен из датировки по годам от основания Рима. Принято отсчитывать годы правления Августа от его консульства, которое он получил в 711 году a.u.c. (ab urbe condita). Главный вопрос, который необходимо решить: как датировать 1 год a.u.c.? Известный хронолог Э.Бикерман пишет: «Эра ab urbe condita в действительности не существовала в древнем мире, и подобный способ отсчета лет принят лишь в наше время»[51]. Она не использовалась потому, что возраст Рима оставался спорным: даты основания Рима колеблются в источниках от 759 до 748 гг. до н.э., в интервале больше 10 лет! А разброс датировок для времени захвата Рима галлами, краеугольного камня хронологии древнего Рима, составляет 6 лет[52]: В современной науке: ………………………...……… 387/6 г. до н.э. В списке римских консулов: ………………………… 382 г. до н.э. Тит Ливий: ……………………………………………. 387/6 г. до н.э. Fasti Capitolini[53]: ..………………………….……...391/0 г . до н.э. В настоящее время принята система Варрона[54]. Согласно этому историку, 1 г. a.u.c. = 753 г. до н.э[55]. Начало царствования Августа, 711 г. a.u.c., соответствует 43 г. до н.э. (753 – 710 = 43). А 42-й год царствования Августа, год, в который родился Христос, будет 752 годом a.u.c. (711 + 41 = 752). По Варрону (и по своременной хронологии) 752 год a.u.c. приходится на 2 г. до н.э. Иными словами, научная датировка отличается от церковной на 2 года. Но система Варрона далеко не единственная в античном мире. Одна из самых авторитетных датировок времени основания Рима принадлежит античному историку Полибию[56]. «Долгое время дата Полибия – 751/750 г. до н.э. – считалась эталоном для Цицерона, Ливия и Диодора[57], – указывает Э.Бикерман, – Аттик[58] передвинул дату основания Рима назад, к 753 году. Эта дата была принята и популяризировалась Варроном»[59]. Если принять датировку Полибия, тогда 1-й год Августа (711 год a.u.c.) попадет на 41 год до н.э. (751 – 710 = 41). Следовательно, 42-й год Августа или 752 г. a.u.c. придется в 1 году нашей эры (752 – 41 = 1)! И вновь мы видим точное совпадение с указаниями как церковных историков, так и Дионисия Малого. Время Рождества и эра олимпиадРождение Богомладенца Иисуса высчитывали не только по годам правления царей или по времени от создания Рима, но и по греческим олимпиадам. Юлий Африкан писал, что Христос пострадал во 2-й год 202 олимпиады, а Евсевий Кесарийский, что в 4-й год 202 олимпиады. Согласно современным представлениям, 1-й год 1 олимпиады соответствует 776 году до н.э[60]. Тогда 2-й год 202 олимпиады падает на 30 год н.э., а 4-й – на 32 год н.э. Чтобы вычислить время рождения Иисуса Христа, следует вычесть из полученных дат возраст Спасителя, когда Он умер за нас на Кресте. Юлий Африкан считал, что проповедь Богочеловека Христа длилась один год, поэтому из 30 года до н.э. (2-й год 202 олимпиады) следует вычесть 31 год: мы получим время Рождества Христова – 1 год до н.э. Согласно Евсевию Кесарийскому, проповедь Иисуса Христа длилась чуть больше трех лет и Он претерпел Крестную смерть в возрасте 33 лет. Поэтому время Рождества по Евсевию будет также в 1 году до н.э. Но и здесь мы находимся в плену выбранных современной наукой парадигм. Среди греческих историков также нет единства относительно соотнесения олимпиад и годами н.э. (например, Диодор 1 год 180 олимпиады приравнивал консульскому году, соответствующему 59 г. до н.э., а Дионисий Галикарнасский[61] – к консульскому году, соответствующему 60 г. до н.э.). Датировка Полибия, как и в случае с годами a.u.c., отличается от современной: он определил время 1 года первой олимпиады как 775 год до н.э.[62] Тогда все сходится: 2-й год 202 олимпиады приходится на 31 год н.э., а 4-й год – на 33 г. н.э. По Юлию Африкану проповедь Спасителя длилась 1 год, а распятие пришлось на 2 год 202 олимпиады (31 г. н.э. с учетом хронологии Полибия), когда Иисусу Христу шел 31 год (30 + 1 = 31). Следовательно, время Рождества Христова совпадает с датой Дионисия: 31 – 31 = 0. А согласно Евсевию Кесарийскому распятие пришлось на 4-й год 202 олимпиады (33 г. н.э. с учетом хронологии Полибия), когда Спасителю было полных 33 года. Следовательно, Рождество Христово также совпадает с датировкой Дионисия Малого: 33 – 33 = 0. Итак, с учетом датировок Полибия время Рождества Христова по Юлию Африкану, Евсевию Кесарийскому и Дионисию Малому полностью совпадают. Рождество Христово и консулы РимаОдной из распространенных датировок для античных историков были годы консулов, избиравшихся в Риме на различные сроки. Сохранились полные списки консулов Рима от Брута и Коллатина за 1050 лет. Христианские историки также приводят имена консулов, при которых Иисус Христос родился. Свт.Епифаний Кипрский, Пасхальная хроника и Иоанн Малала указывают консульство Августа в 13 раз и Сильвана. Кассиодор говорит о Лентулле и Мисале. «Хронограф 354 г.» называет консулов Гая Цезаря и Эмилия Павла (см. выше). Таблица 2.
Как легко увидеть из приведенной таблицы, наиболее верно – с современной точки зрения – указывает консулов «Хронограф 354 г.». А ведь именно на него ориентировался Дионисий Малый, когда определил 1 г. н.э. как 753 год от основания Рима. Время консулов Гая Цезаря и Эмилия Павла полностью совпадает со временем рождения Спасителя как по современной научной датировке, так и по Дионисию. Рождество Христово и время смерти ИродаКак было показано выше, расхождение между эрой Дионисия и современными датами не превышает 1 года. Откуда же берется цирфа 57 лет? Она происходит из принятой в современной науке датой смерти Ирода Великого в 4 г. до н.э. Согласно Евангелию, Иисус Христос родился при Ироде, следовательно, до 4 г. н.э. Многие предлагают увеличить разницу до 6 лет: Ирод приказал убить младенцев до 2-х лет возраста, да и умер он не в самый год Рождества, т.к. Святое семейство какое-то время жило в Египте. Современная датировка смерти Ирода в 4 г. до н.э. явилась результатом вычислений E.Shurer-a[63], которые были приняты далеко не сразу (и сейчас находятся авторы, оспаривающие эту цифру и датирующие смерть Ирода в 1 г. до н.э[64]). Автор основывался на указании Иосифа Флавия о том, что Ирод получил царскую власть от Антония и Августа Октавиана в 184 олимпиаду при консулах Гнее Домиции Кальвине в второй раз и Гае Азинии Поллионе (Древн.14.14:45). Консульство Кальвина и Поллиона соответствует 40 г. до н.э. В то же время Иосиф Флавий говорит, что Ирод не был в Риме до зимы. А так как 4-й год 184 олимпиады оканчивается в июне, то Ирод стал царем Иудеи в 1-й год 185 олимпиады[65]. Но фактически воцарился Ирод после взятия Иерусалима в 185 олимпиаду при консулах Марке Агриппе и Канинии Галле (Древн.14,487). Таблица 3[66].
Иосиф Флавий указывает, что всех лет царствования Ирода было 37 от объявления его царем и 34 после захвата Иерусалима (Древн.17,191). Тогда время смерти Ирода падает на 3/4 г. до н.э. (40 – 37 = 3; 37 – 34 = 3). Таким образом, 4 г. до н.э. основывается на полном доверии датировкам Иосифа Флавия. В то же время, ученые отмечают, что произведения иудейского историка не безупречны в отношении хронологии и содержат многочисленные противоречия. Например, Иосиф Флавий противоречит себе, когда датирует время правления Маккавейской династии (см. Древн.12.6.4 и Древн.14.16.4). Указывая время, когда Гиркан стал первосвященником, датировка Иосифа Флавия по консулам соответствует 69 г. до н.э., а по олимпиадам 70 г. до н.э. (См. Древн.14.1.2). Определяя 28 год Ирода, когда закончилось строительство Себасты, как год 192 олимпиады, Иосиф Флавий вновь ошибается как минимум на 1 год, т.к. 28 год Ирода соответствует 3 или 4 году 191 олимпиады (Древн.16.5.1). Иосиф Флавий сообщает нам важную подробность: когда Август выиграл битву при Акции, шел 7 год царствования Ирода (Древн.15.5.2.)[67]. Если принять, что 1 год Ирода наступил в 1 году 185 олимпиады, то 7 год Ирода придется на 3 год 186 олимпиады, что соответствует 34 г. до н.э. В то же время современная дата битвы при Акции – 2 сентября 31 г. до н.э. Указание Иосифа Флавия на 7 год Ирода для битвы при Акции – чрезвычайно важный синхронизм библейской истории[68]! Как мы знаем, историки Церкви (Тертуллиан, Климент Александрийский, Евсевий Кесарийский, Юлий Африкан) свидетельствуют, что Христос родился через 28 лет (Юлий Африкан – через 29) после покорения Августом Египта, т.е. через 28 лет после битвы при Акции. Если учесть, что битва при Акции была в 7-й год Ирода, то рождение Спасителя приходится на 7 + 28 = 35 год Ирода. А так как Ирод царствовал всего 37 лет, то Рождество Христово было за 2 года до смерти нечестивого идумеянина. Это идеальное соответствие церковной хронологии! Схема 2. Но что же делать с принятым в настоящее время годом смерти Ирода? Те, кто апеллирует к годам жизни Ирода Великого, не замечают, что впадают в грубую ошибку. Если Ирод умер в 4 г. до н.э., а Рождество Христово было минимум за 2 года до его смерти, т.е. в 6 г. до н.э., то Иисусу Христу в 15 год Тиберия[69] должно было бы исполниться минимум 35 лет (15+14+6 = 35). А в Евангелии ясно написано: «лет 30»! Схема 3. Помимо ошибочного возраста Иисуса Христа современная датировка смерти Ирода в 4 г. до н.э. приводит и к другой ошибке. Согласно общему голосу Святых Отцов, Иисус Христос родился в 42 году царствования Августа, т.е. в 752 году от основания Рима (711 a.u.c. + 41 = 752). Смерть Ирода, согласно научной датировке, произошла в 750 г. a.u.c., на 39 году правления римского императора (43 г. до н.э. – 4 г. до н.э. = 39, 750 a.u.c. – 711 a.u.c. = 39). Тогда уже ошибся не Дионисий Малый, а такие светила Православия, как свт.Ириней Лионский, свт.Ипполит Римский, свт.Епифаний Кипрский, прп.Максим Исповедник, не говоря уже о плеяде византийских и русских летописцев! Ведь нет сомнений, что церковные авторы, жившие близко к описываемым событиям (например, святитель Ириней Лионский родился в первой половине II столетия, а апостол и Евангелист Лука вообще был современником описываемых событий), знали историю рождения своего Спасителя много лучше, чем ученые, которых отделяет от того времени более, чем полторы тысячи лет. Среди современных исследователей все чаще раздаются голоса, призывающие пересмотреть принятую датировку жизни Ирода. Например, перечень работ этих исследователей приводит J.Finegan в своей работе по библейской хронологии: W.E.Filmer, The Crhonology of the Reign of Herod the Great, Jornal of Theological Studies, №17 (1966), 283–298; E.L.Martin, The Birth of Christ Recalculated, Pasadena: Foundation for Biblical Research, 1978; E.L.Martin, The Nativity and Herod’s Death, в книге J.Vardaman, E.Yamauchi. Chronos, Kairos, Christos Nativity and Chronologycal Studies, Winona Lake: Eisenbrauns, 1989, pp.85–92; E.L.Martin, The Star That Astonished the World, 2ed.; Portland: ASK Publications, 1996; O.Edwards, Herodian Chronology, Palestine Exploration Quaterly, 1982, pp.29–42; Keresztes, Imperial Rome and the Christians, vol.1, From Herod the Great to about 200 A.D. Lanham, Md.: University Press of America, 1989, pp.12–15[70]. Рассуждения этих авторов также основываются на свидетельстве Иосифа Флавия. Помпей взял Иерусалим в 63 г. до н.э., когда у иудеев был субботний год. В Иудейских древностях говорится, что Ирод взял Иерусалим ровно через 27 лет после взятия Иерусалима Помпеем, в такой же субботний год (Древн.14.6.2. и 14.6.4.). Простой подсчет дает 36 г. до н.э. (63 – 27 = 36). Но если учесть последовательность субботних годов, первый полноценный год правления Ирода будет в 35 г. до н.э. Следовательно, Ирод умер в 1 г. до н.э. (35 – 34 = 1)[71]. А от этой даты, учитывая различия в датировках по Варрону и по Полибию, совсем несложно перейти к церковной хронологии. ВыводыАнализ данных христианской письменности показывает, что очень многие Отцы и Учители Церкви занимались вычислением года рождения Господа нашего Иисуса Христа, основываясь на различных хронологических системах датировок: по годам правления Римских императоров, по греческим олимпиадам, римским консулам и т.п. Среди них: такие светила Православия, как свт.Ипполит Римский, свт.Ириней Лионский, свт.Епифаний Кипрский, блаженный Иероним Стридонский, блаженный Августин, преподобный Максим Исповедник; христианские историки Юлий Африкан, Евсевий Кесарийский, Павел Орозий, Лактанций. Методика их расчетов и их результаты полностью соответствуют методу вычисления Дионисия Малого. Таким образом, блаженный Дионисий руководствовался в своих хронологических вычислениях данными Священного Писания и Предания, работами античных историков, и его пасхальный труд лежит в русле святоотеческой мысли. Как показывают расчеты, максимальное расхождение эры Дионисия с действительным годом рождения Спасителя составляет 1 год при условии, что для вычислений используется современная система датировки по Варрону. Если же использовать систему Полибия, то налицо полное совпадение нашей эры с истинным временем Рождества Христова. Это совпадение прослеживается по всем системам датировки Рождества: по годам Августа, по греческим олимпиадам, по годам от создания Рима и по консульским спискам. Расхождение датировки Дионисия Малого с современной хронологией в 4–7 лет объясняется некритическим отношением к дате смерти Ирода Великого в 750 г. a.u.c. или 4 г. до н.э., принятой в науке с конца XIX века[72]. Эта дата сама приводит к катастрофическому диахронизму: 1) 750 г. a.u.c. проитворечит всему святоотеческому преданию, которое единодушно утверждает, что Спаситель родился в 752 году от основания Рима; 2) возраст Спасителя в 15 год Тиберия должен оказаться 35 лет, что противоречит святому Евангелию. Причина рассогласования научных датировок и Предания Церкви заключается в своего рода «гипнотическом влиянии» предшествующих научных разработок на современных исследователей, которые, вопреки требованиям самого научного метода некритично принимают готовые выводы и не утруждают себя их тщательной проверкой. Священное Писание и святоотеческие творения всегда открыты для исследования, тогда как научные методы датировки остаются в малодоступных специальных исследованиях и потому их анализ затруднен. Не вдаваясь в проблемы светской хронологии, о которых достаточно пишут сами ученые, отметим, что постоянные упреки в ошибках, направленные в адрес церковных историков и Святых Отцов, являются следствием нежелания ученых понять логику расчетов древнехристианских писателей. Не много труда нужно, чтобы выискать несовпадение в трудах древнего писателя и с ложным пафосом обвинить его в незнании истории и неумении считать. Гораздо труднее понять, что побудило автора сделать именно такой расчет, гораздо сложнее понять логику его рассуждений и увидеть те положительные результаты, к которым она приводит! Но в то же время именно это понимание руководящих принципов и логики христианского летосчисления является самым важным и необходимым в работе церковного хронолога. Расхождение с современной хронологией прослеживается не только у Дионисия Малого, но и у всех церковных писателей, кто занимался вычислениями года Рождества. Вероятно, причина этого заключается в том, что в современной науке принято датировать античную историю по Варрону. Эта система была введена в науку как общеупотребительная в средние века[73]. В то же время в античности пользовалась большим авторитетом другая система – по Полибию, которая отличается от датировок по Варрону минимум на 1 год. Специалисты отмечают, что выбор системы синхронизации зависит от самого исследователя и не играет принципиального значения[74]. С большой вероятностью можно предположить, что церковные писатели и историки, святые Отцы и Учители Церкви пользовались в своих расчетах именно системой Полибия. Доказательством этому служит факт, что император Филипп Араб отпраздновал 1000-летие Рима в 248 г. н.э., как раз по хронологии Полибия[75]. ЗаключениеПасхальные и хронологические расчеты Дионисия Малого лежат в русле церковного Предания и основываются на разработках Святых Отцов и Учителей Церкви. Дионисий не был первопроходцем в деле расчетов Пасхи и лет от Рождества Христова. До него этим занимались практически каждый из предстоятелей Поместных Церквей, многие из которых – святые. Если даже не принимать в расчет указания Евангелиста Луки, то расчеты года Рождества, за которые особенно упрекают блаженного Дионисия, известны начиная со II века христианства. Эти вычисления делали Тертуллиан, свт.Ириней Лионский, свт.Ипполит Римский, свт.Климент Александрийский, свт.Епифаний Кипрский, еп.Евсевий Кесарийский, свт.Кирилл Александрийский, прп.Максим Исповедник и многие другие. В этом смысле Дионисий Малый ничего не привнес своего, но лишь собрал воедино святоотеческие свидетельства. Иногда, словно в укор, Дионисия Малого называют римским или латинским монахом. Хотя с формальной точки зрения это так, но по существу глубоко неверно. В VI веке, когда жил блаженный Дионисий, как Западная, так и Восточная империи представляли одно целое как в культурном, так и в вероучительном аспекте. В этом смысле Дионисий – православный монах. К сожалению, с момента отделения Рима от Православия, благодаря многому злу, которое принес Православию латинский Рим, выражение «латинский монах» стало носить явно негативный оттенок. Применять это выражение к Дионисий Малому – грубая ошибка. Тем более – называть его «латинским аббатом». До XI века на Западе трудились многие православные святые. Например, в VI в. – святой Григорий Великий, папа Римский, в VII в. – святой Мартин Исповедник, в VIII в. – святой папа Григорий. Ну кому придет в голову назвать свт.Ипполита Римского, или блаженного Августина, или свт.Григория Великого «латинским монахом»?! В церковной науке для таких случаев приняты выражения «латинский писатель» или «западный писатель», но никак не «латинский монах». Пасхальные таблицы Дионисия также не являются собственно его личным достижением: он немного усовершенствовал александрийскую пасхалию, создателем которой Церковь называет свт.Петра Александрийского, а продолжателем – свт.Кирилла Александрийского. Труд блаженного Дионисия не только аккумулировал все лучшие достижения предыдущих хронологов и пасхалистов, но и привел расчеты Пасхи в стройную и логическую систему. После его разработок можно было рассчитывать день Пасхи, не заглядывая в предыдущие пасхальные таблицы[76]. Исследователи указывают: огромное значение работы Дионисия в том, что с применением его пасхалии и в Западной Церкви, и на Востоке не было расхождений в дне празднования Пасхи. Благодаря Дионисию Малому Восточная и Западная Церкви более 1000 лет праздновали Пасху в один день, вплоть до грегорианской реформы 1582 года[77]. Но главная заслуга Дионисия в следующем: он предложил вести счет от Рождества Сына Божия Иисуса Христа. В этом он также следовал церковной традиции: годами Спасителя датировал свою Хронику Евсевий Кесарийский, а затем и блаженный Иероним. Некоторые исследователи упрекают Дионисия именно за это: дескать, если даже свт.Петр и свт.Кирилл Александрийские не гнушались использовать эру Диоклетиана, то почему бы не следовать им и дальше. С этим нельзя согласиться. Эра Диоклетиана использовалась как местный способ летосчисления только в Египте, одной из многочисленных провинций Византийской империи. А Дионисий работал в Риме – столице западной империи. То, что может быть приемлемо для периферии, для вселенского употребления может не подойти. Невозможно себе представить, чтобы сейчас мы называли бы настоящий год 1759 годом Диоклетиана. Да и в самой Александрии не считали достойным измерять время от Диоклетиана: avpo. Dioklhtianou/ cro,noi изменили на cro,noi avpo. tw/n martu,rwn , «лета мучеников чистых»[78]. Дионисий Малый работал в интереснейшее время, которое в истории получило название эпохи Юстиниана. В это время шли интенсивные процессы сближения Западной и Восточной частей некогда единой Римской империи. Император Юстин (с 518 г.) вместе со своим племянником Юстинианом (император с 527 г.) на Востоке, а святой папа Иоанн II (†520) на Западе сумели восстановить церковно-каноническое единство Рима и Константинополя. Сам Дионисий работал под началом папы Гормизда (†523), святого Римской Церкви, во многом благодаря усилиям которого был анафематствован Севир Антиохийский и отвергнут «Энотикон» императора Зенона. Стремление Востока и Запада к единству сказалось во всех областях жизни империи. Без сомнения, и Дионисий Малый понимал значение осуществлявшихся процессов. Поэтому выбранный им отсчет лет не от самого жестокого гонителя христиан, но от истинного Царя царей – Иисуса Христа, Сына Божия – гениальное предвидение Дионисия Малого, сумевшего предугадать будущее вселенское торжество Христианства по всей земле. Даже если бы он и не ввел новую эру, то рано или поздно Христианская Церковь, обязанная своему существованию своей Главе Иисусу Христу, ввела бы летосчисление от Рождества Христова. И за это блаженного Дионисия следует почтить, поскольку будущее оказалось за его решением: теперь весь мир – и православный, и даже неправославный – живет по этой эре. Пасхалия Дионисия вот уже более чем 1500 лет принята во всех Поместных Православных Церквах. Таким образом, труды блаженного Дионисия Малого стали неотъемлемой частью Предания Церкви. Православная богословская энциклопедия дает такую оценку личности блаженного Дионисия: «Дионисий Малый ... был большой знаток Священного Писания, строгий блюститель всех монашеских добродетелей и, прежде всего, смирения, в знак чего он и называл себя Exiguus (Малый), одним словом – святой человек»[79]. «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам учащии звездою учахуся», - говорится в тропаре Рождеству Христову. Святое Евангелие приводит повествование о мудрых волхвах для нас. Звезда Рождества Христова научила волхвов поклониться Творцу и прославить пришествие на землю Сына Божия Христа. Те, которые постигли астрономическую мудрость, увидев свет вифлеемской звезды, поняли, что не в премудрости слова, а юродством проповеди захотел Бог спасти мир (1Кор.1:21). Поэтому и те, кто желает открыть для себя мир церковной хронологии, должны, подобно волхвам, в первую очередь научиться от Рождественской звезды и поклониться Иисусу Христу, поверить в историческую действительность Его пришествия на землю. Только тому, кто верит в пришествие Христово, верит Церкви, которую приобрел Первосвященник Христос Своей пречистой Кровью, только ему откроются тайны священной хронологии, а звезда Рождества Христова озарит его разум светом истины. [1] Западные: G.Wright, R.Murphy, O.Carm, J.Fitzmyer. A history of Israel. // Jerom Biblical commentary. V.2: New Testament. London, 1970, p.696; J.Finegan. Handbook of biblical chronology, Peabody (USA), 1998, p.290; W.Armstrong, L.Finegan. Chronology of the New Testament, // Standart Bible Encyclopedia, London, 1991, p.686. Отечественные: Ф.Р. Библейская хронология. М., 1874, с.15; В.В.Болотов. Лекции по истории древней Церкви. СПб., 1907, с.88; А.П.Лопухин. Руководство по библейской истории Нового Завета. СПб., 1880, с.446; Н.Н.Глубоковский. Хронология Ветхого и Нового Завета, М., 1996, с.39 (отметим, что данная работа Н.Н.Глубоковского представлет собой пересказ английской статьи К.Тернера из Библейского словаря Хастингса, переведенной священником К.В.Поповым, о чем сам Н.Н.Глубоковский указывает в предисловии на с.5); И.А.Климишин. Календарь и хронология, М., 1985, с.247; Е.И.Каменцева. Хронология, М., 2003, с.22, П.В.Кузенков. Христианские хронологические системы и их отражение в византийской хронографии. Канд.дисс., М., 2006, с.138. [2] Климишин И.А. Календарь и хронология. М., 1985, с.243. [3] Каменцева Е.И. Хронология. М., 2003, с.22. [4] Dictionnaire du Nouveau Testament. X.Leon-Dufour. Paris, 1970. [5] Светоний. Жизнь 12 цезарей (Божественный Август, 27:5). М., 1991, с.65. [6] Finegan J. Handbook of Biblical chronology, p.302. [7] Jerome Biblical commentary, London, 1970, p.126. [8] Лопухин А.П.Толковая Библия. Т.9б СПб., 1912, с.148. [9] Церковное предание говорит, что апостол Лука написал свое Евангелие через 15 лет после Вознесения Спасителя, т.е. около 48/49 г., а научная датировка отдаляет это время до 60-х и даже 70-х гг. [10] Свт.Ириней Лионский. Сочинения. М., 1871, с.380. [11] [Tertullianus. Adversus Judaeos, cap.VIII, PL, v.1, col.614–616], русский перевод: Кузенков П.В., Христианские хронологические системы и их отражение в византийской хронографии. Канд.дисс., М., 2006, с.101, 102. [12] Климент Александрийский. Строматы. В 3-х тт. Т.1, СПб., 2003, с.150. [13] Свт.Ипполит Римский. Толкование на книгу пророка Даниила, 4:23,24, Творения, т.1, Казань, 1898, с.132. [14] [Georg. Sync. Chron. P. 391–392, 395 = S. Iulii Africani Chronographiae, 16–18 // PG. T. 10. Col. 79–94]. [15] Юлий Африкан. Историография. Кн.18. Об обстоятельствах, связанных со страданием и спасительным воскресением Господа нашего Иисуса Христа. Греческий текст: VApo. de. VArtaxe,rxou e`bdomh,konta e`bdoma,dej eivj to.n evpi. Crisou/ suntelou/ntai cro,non kata. tou.j VIoudai,wn avriqmou.j) VApo. ga.r Neemi,ou( o[j u`pV VArtaxe,rxou th.n ~Ierousalh.m oivkh,swn evpe,mfqh( evpi. to. eivkousto.n kai. e`katosto.n th/j Persw/n basilei,aj( auvtou/ dV VArtaxe,rxou kV e[tei( VOlumpia,doj pgV e[tei dV( evpi. tou,twn tw/n cro,nwn( o[j h-n VOlumpia,doj sbV( e[toj deu,teron( Tiberi,ou de. Kai,saroj h`gemoni,aj e[toj ijV( e[tei suna,getai uoeV( a[per ~Ebrai?ka. uzV e[th gi,netai) [PG, t.10, col.89]. Следует учесть, что Юлий Африкан считает время проповеди Спасителя за 1 год, а время страданий 16 годом Тиберия, поэтому во 2 год 202 олимпиады более точно следует относить не к году смерти, а ко второму году проповеди [16] Finegan, p.289. (Frag.82 on Luc.3:1). [17] Лактанций. Божественные установления. Кн.4:10:11. // Тюленев В.М. Лактанций: христианский историк на перекрестке эпох. СПб., 2000, с.278. [18] Евсевий Кесарийский. Церковная история. Кн.1:5,2. М., 1993, с.25. [19] Евсевий Кесарийский. Церковная история. Кн.1:10,6. М., 1993, с.37. [20] Латинский текст: Quadragesimo secundo anno imperii Augusti CHRISTUS natus est; quintodecimo Tiberii anno praedicare orsus est. ... Tiberii XV in ducentesimam primam olympiadem incurrit [PL.t.27, col.39]. [PG.t.19, col.319]. [21] Это только свидетельство Тертуллиана, свое же собственное мнение Евсевий Кесарийский приводит дальше. [22] Латинский текст: 41. Tertullianus in eo libro, quem contra Judaeos scripsit, affirmat Christum 41 anno Augusti natum, et 15 Tiberii esse passum. 42. Edicente Caesare, ex senatusconsulto Quirinus in Judaeam missus, census hominum, possessionumque describit. JESUS CHRISTUS filius Dei in Betheleem Judae nascitur, quo anno coepit Christianorum salus: qui et primus annus Christianae salutis numeratur. [PL.t.27, col.557–559]. [23] Иероним Стридонский. Изложение Хроники Евсевия Памфила. // Иероним Стридонский. Творения. Ч.5, Киев, 1880, с.353. Латинский текст: 15. Joannes filius Zachariae in deserto juxta Jordanem fluvium praedicans, Christum filium Dei in medio eorum adesse testatur. Ipse quoque Dominus Jesus Christus hinc in populos salutarem viam annuntiat, signis atque virtutibus vera comprobans esse, quae diceret [PL.t.27, col.570] … 18. Jesus Christus filius Dei, secundum prophetias, quae de eo fuerant praelocutae, ad passionem venit anno Tiberii 18 … Scribit vero super his et Phlegon, qui olympiadarum egregius supputator est, in XIII libro ita dicens: Quarto autem anno 202 olympiadis, magna et excellens inter omnes, quae ante eam acciderant, defectio solis est facta [PL.t.27,co.571]. [24] «Chronographus anni CCCLIIII» (Хронографический сборник 354 г.) был опубликован в 9 томе сборника «Monumenta Germaniae Historica. Auctorum Antiquissimorum», Berolini, 1892. Это издание труднодоступно, поэтому цитаты (в том числе и латинские) приводятся по книге Климишин И.А. Календарь и хронология. М., 1985, с.242, 245. [25] «F.Geminus et R.Geminus. His cons. Dominus Iesus Christus natus est VIII Kal. Ian. d. Ven. luna XV ». [26] «F.Geminus et R.Geminus. His consulibus Dominus Iesus passus est die Ven. Luna XIV». [27] «Imperante Tiberio Caesare passus est Dominus nostrum Iesus Christus duobus Geminis cons. VIII Kal. Apr.» [28] F.Geminus et R.Geminus. His conss. passus est Christus die X Kal. Apr. et resurrexit VIII Kal. easdem. «Константинопольский список консулов 395 г.» опубликован в том же издании, что и «Хронограф 354 г.», поэтому и здесь приводится цитата по книге Климишин И.А. Календарь и хронология. М., 1985, с.242. [29] Свт.Епифаний Кипрский. Панарий на 80 ересей. // Творения. Ч.1, М., 1863, с.96,97. [30] Свт.Епифаний Кипрский. Панарий на 80 ересей. // Творения, ч.2, М., 1864, с.382. [31] Свт.Епифаний Кипрский. Панарий на 80 ересей. // Творения, ч.2, М., 1864, с.387. [32] Свт.Епифаний Кипрский. Панарий на 80 ересей. // Творения. Ч.2, М., 1864, с.382–404. [33] Mortuus est ergo Christus duobus Geminis consulibus, octavo kalendas aprilis [Augustinus Hipponensis. De civitate Dei. Lib.44:1. PL, v.41, co.619]. [34] Латинский текст: “Itaque anno ab Urbe condita DCCLII, Caesar Augustus ab Oriente in Occidentem, a Septentrione in Meridiem, ac per totum Oceani circulum cunctis gentibus una pace compositis … Tunc igitur natus est Christus.” Orosius. Historia. Liber VI, cap.XXII,448. [PL.t.31,col.1058]. [35] Здесь цитируется отрывок из «Пасхальной хроники» [Ex Hesychii homilia de natalem Christi // Chron. Pasch. PG. T.92, col.1058]. [36] Латинский текст: “C.Lentulus et M. Messalla. His coss. Dominus noster Jesus Christus Filius Dei, in Bethleem nascitur, anno imperii Augusti 41”. [Cassiodorus Vivariensis. Chronicon. PL.t.69, col.1227]. [37] Климишин И.А.Календарь и хронология. М., 1985, с.237; Пасхальная хроника. Пер. и комм. Л.А.Самуткиной. Сер. Византийская библиотека.СПб., 2004, с.6, 15. [38] Греческий текст: VEn e;tei mg auvtou/( genna/tai kaqV h`ma/j o` u`pe.r h`ma/j monogenh/j tou/ Patro.j Ui`o.j ~Ihsou/j Cristo.j( kai. fu,sei gi,netai diV h`ma/j te,leioj a;nqrwpoj( fu,sei te,leioj diV e`auto.n u`pa,rcwn Qeo,j) _Hn de. tw/n avpo. VAda.m to. efa) VEn th|/ ie th/j basilei,aj Tiberi,ou( evn tw|/ Viorda,nh|/ bapti,zetai ))) VEn e;tei iq tou/ auvtou/( evpi. Swth,rion i;stai pauos . PG. t.92, col.1037, 1038. [39] Octaviano XIII et Silano. [His conss. natus est Christus die VIII Kalend. Jan]. Lentulo et Pisone. Caesare et Lucio Paulo. .... Rufo et Rubellione. [His conss. passus est Christus die decimo Kalendas Aprilis, et resurrexit VIII Kalendas easdem]. Vininio et Longino Cassio. Tiberiano Caesare IV solo. [Chronici Paschalis. XII. Descriptio consulis. PG, v.92, col.1086]. [40] Иоанн Малала. Хронография. Кн.10. Греческий текст: VEn de. tw|/ mb e;tei kai. mhni. tw|/ d th/j basilei,aj tou/ auvtou/ Auvgou.stou evgennh,qh o` Ku,rioj h`mw/n kai. o` Qeo.j VIhsou/j o` Cristo.j th|/ pro. h kalandw/n ivannouari,wn mhni. Dekembri,w|/ ke( w[ran h`merinh.n e`bdo,mhn( evn po,lei th/j VIoudai,aj ovno,mati Bhqlee.m( plhsi,on ou=san th/j ~Ierousalh.m( e;touj kata. VAntio,ceian th.n mega,lhn crhmati,zontoj mb( h`gemoneu,ontoj th/j Suri,aj Kurhni,on tou/ avpo. u`pa,ton( u`pateu,ontoj de. tou/ auvtou/ VOktabiavou/ kai. Silouanou/( toparcou/ntoj de.( h;toi basileu.ontoj( th/j VIoudai,aj ~Hrw,dou tou/ basile,wj [PG, t.97, col.352]. [41] Греческий текст: Tw|/ ga/r mg th/j basilei,aj Auvgou,stou th,n kaqV h`ma/j w`j a;nqrwpoj pepoi,htai ge,nnhsin o` pro. tw/n aivw,nwn evk Patro.j gennhqei.j w`j Qeo,j) [Brevis enarratio christiani paschatis. PG.t.19, col.1252]. [42] Несколько отличаются указания Отцов Церкви на консулов, при которых родился Иисус Христос. Указывались три консульских года: Август Октавиан в 13-й раз и Сильван (2 г. до н.э.), Лентулл и Писон (1 г. до н.э.) и Гай Цезарь и Эмилий Павел (1 г. н.э. !!). [43] «Въ 42 лето Августа изыде повеление отъ него написатися всей вселенной, въ неже лето и Господь нашъ Иисусъ Христосъ родися. … При Тиверии Господь нашъ Иисусъ Христосъ въ 15 лето его власти крестися, а въ 18 спасительную страсть поятъ». Симеона Метафраста и Логофета описание мира от бытия и летовник собран от различных летописец: славянский перевод хроники Симеона Логофета. СПб., 1905, с.30. [44] «В 42 лето самодержавия Августа Кесаря родился Христос Бог наш. … Въ 15 лето Тиверия Кесаря крещается Христосъ въ 30 день 31 года Своего возраста /лист а/. … Въ 19 лето Тиверия Кесаря Господь на страсть Себя предалъ /лист в/». Кедрин Георгий. Деяния церковные и гражданские от Рождества Христова. История Нового Завета (на ц.-слав.). Ч.1, М., 1820. [45] См., например, Русский Хронограф редакции 1512 г., гл.110, л.286. // ПСРЛ, Т.22, СПб., 1911, с.233. [46] А.П.Лопухин. Толковая Библия. Т.9, СПб., 1912, с.151. [47] Конечно, можно посчитать 15-й год Тиберия только как начало 15 года, и тогда возникнет разница около 1 года. Но это – некоторая натяжка. [48] Некоторые источники называют годом Рождества Христова 43 год Августа, и тогда вновь эра Дионисия совпадает с истинным годом Рождества (43 – 43 = 0). [49] Кроме того, в Риме считали года не эксклюзивно, а инклюзивно, т.е. 8 лет после 98 года римляне считали как 98+7, а мы бы посчитали как 98+8 (Болотов, Лекции, т.1, с.79,80). [50] Климент Александрийский, Строматы, кн.1, гл.21, пар.145. // Климент Александрийский. Строматы. В 3-х тт. т.1, СПб., 2003, с.150). [51] Э.Бикерман. Хронология древнего мира. М., 1975, с.71. Аналогично и В.В.Болотов. Лекции, т.1, с.77, 82. [52] Э.Бикерман. Хронология древнего мира. М., 1975, с.64,65. [53] Fasci Capitolini – список должностных лиц Римской республики, составленный при императоре Августе. [54] Варрон Марк Терренций (116–22 до н.э.) – римский писатель и ученый. Жил в Риме, потом в Афинах. По поручению Цезаря организовал в Риме публичную библиотеку. [55] Э.Бикерман. Хронология древнего мира. М., 1975, с.165. [56] Полибий (210–120 до н.э.) – греческий историк, автор «Всеобщей истории» в 40 книгах. Полибий излагает историю Македонии, Греции, Малой Азии, Сирии, Египта, Карфагена и Рима в их взаимной связи. События 220–146 гг. до н.э. излагаются синхронно в последовательности олимпиад. [57] Цицерон (106–43 до н.э.) – римский политический деятель, оратор, писатель. Классик латинского языка, создатель теории литературного стиля. Тит Ливий (59–17 до н.э.) – римский историк. Автор «Истории Рима от основаня», где изложил события от 753 до 9 гг. до н.э. Диодор Сицилийский (90–21 до н.э.) – римский историк, автор «Исторической библиотеки» в 40 книгах, где изложена синхронная история Древнего Востока, Греции, эллинистических государств и Рима от легендарных времен до середины I века до н.э. [58] Аттик (109–32 гг. до н.э.) – римлянин, друг Цицерона, любитель литературы. [59] Э.Бикерман. Хронология древнего мира. М., 1975, с.72. [60] Э.Бикерман. Хронология древнего мира. М., 1975, с.71. [61] Дионисий Галикарнасский (60 – 5 до н.э.) - греческий историк, ритор и критик. С 29 г. до н.э. жил в Риме. Его главный труд, «Римские древности» в 20 кн., описывает историю Рима от Троянской войны до 264 г. до н.э., т.е. до того момента, от которого начинает свое повествование Полибий. [62] Э.Бикерман. Хронология древнего мира. М., 1975, с.71. [63] Shurer E. The History of the Jewish People in the Time of Jesus Christ. 18971898. [64] W.E.Filmer, The Crhonology of the Reign of Herod the Great, // Jornal of Theological Studies, №17 (1966), 283–298; E.L.Martin, The Birth of Christ Recalculated, (Pasadena: Foundation for Biblical Research, 1978); E.L.Martin, The Nativity and Herod’s Death, // J.Vardaman, E.Yamauchi. Chronos, Kairos, Christos Nativity and Chronologycal Studies, Winona Lake: Eisenbrauns, 1989, pp.85–92; E.L.Martin, The Star That Astonished the World (2ed.; Portland: ASK Publications, 1996). O.Edwards, Herodian Chronology, // Palestine Exploration Quaterly, 1982, pp.29–42; Keresztes, Imperial Rome and the Christians, vol.1, From Herod the Great to about 200 A.D. (Lanham, Md.: University Press of America), 1989, pp.12–15. [65] Finegan J. Handbook, p.292. [66] Бикерман Э. Хронология древнего мира. М., 1975, с.171, 223. [67] По какой-то причине этот синхронизм не привлекается для античной или библейской хронологии. [68] Бикерман Э. Хронология древнего мира. М., 1975, с.282. [69] Тиберий правил с 14 по 37 гг. н.э. по современной хронологии. [70] Finegan J. Handbook of Biblical Chronology. Hendrickson Publishers, Peabody, Massachusetts, 1998, р.298. [71] Finegan J. Handbook of Biblical Chronology. Hendrickson Publishers, Peabody, Massachusetts, 1998, р.298. [72] Finegan J. Handbook of biblical chronology., c.292. [73] Климишин И.А. Календарь и хронология. М., 1985, с.229. [74] Бикерман Э. Хронология древнего мира. М., 1975, с.72. [75] И в современном мире принято юбилеи проводить на год раньше научных датировок. Например, 2000-летие со дня рождения императора Августа (63 г. до н.э.) отмечалось в Италии и Германии в 1937 году вместо 1938 г. Аналогично, в Советском Союзе 2000-летие со дня смерти древнеримского философа Лукреция (умер в 55 г. до н.э.) отмечалось в 1945 вместо 1946 г. (Климишин. Календарь и хронология. М., 1985, с.251). [76] Климишин И.А., с.248. [77] Климишин И.А., с.240. Хотя после перехода на григорианский календарь счисление лет не изменилось, однако календарь повлиял на расчеты дня Пасхи, и Запад стал праздновать Пасху в другой день. [78] В.В.Болотов. Лекции, т.1, с.85. [79] Православная богословская энциклопедия. Под ред. А.П.Лопухина. Т.IV. Пг., 1903, с.1087. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наверх |