ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 

  
Культуролог в ВК
 
 

  
Главная >> Знаки времени >> Детей - под контроль психиатров?

Детей - под контроль психиатров?

Печать
01.03.2012 г.

В начале этого года информация о самоубийствах школьников неоднократно попадала в топ-новости информационных агентств.  Официальные лица делали по этому поводу громкие заявления.

Проблема, конечно, есть. Но столь явное её публичное выпячивание позволило предположить, что подростковые самоубийства будут использоваться как аргумент для протаскивания мер, которые иначе бы  вызвали устойчивое отторжение российским обществом.

Вообще, суицид – не для тема публичного обсуждения. Дискуссии вокруг суицида только притягивают внимание и провоцируют других потенциальных самоубийц. Подобно любому деструктивному явлению, суицид лишь прогрессирует, оказавшись в центре внимания, независимо от того, что ему даётся исключительно негативная оценка.

То, что тема самоубийств имеет идеологическую подоплёку, видно было уже потому, что её подача сопровождалась некоторой игрой со статистикой. Базовый доклад ЮНИСЕФ на эту тему «Смертность российских подростков от самоубийств» (29.11.2011) начинается с таблицы, где Россия оказывается по общей статистике самоубийств на втором месте в мире. При этом данные приведены за 1999 год! Информационные агентства на разные голоса пересказывают «новость» о том, что Россия держит первое место по подростковым самоубийствам, забывая добавлять, что это место получено при сравнении абсолютного количества самоубийств. Конечно, и такие данные не делают нашей стране чести, но всё же неправильно сравнивать многомиллионную Россию с какой-нибудь малонаселенной европейской страной… Очевидно, с помощью подобного подбора  данных готовят определённый новостной, идеологический фон.   Мол, ситуация требует кардинального вмешательства.

И вот появляется понимание, в каком направлении это вмешательство будет осуществлено. На прошедшем 29 февраля 2012 г. В Москве круглом столе «Детский суицид. Причины, противодействие, профилактика» выступил руководитель отдела эпидемиологических и социальных проблем психического здоровья Института им. Сербского Борис Положий. Он сообщил, что суицидальные наклонности формируются у человека в 5-6 лет под влиянием среды. Т.е. вредное влияние оказывают родители и воспитатели детских садов, которые излишне подавляют личность или не оказывают ребёнку должного внимания.

Максим Кантор Утренний обход 
Максим Кантор "Утренний обход", 1987

Для выявления подобных случаев, считает Борис Положий, целесообразно было бы ввести поголовное психиатрическое обследование детей. Он понимает, что сейчас родители на это не пойдут. Но направление давления озвучено. Тотальный психиатрический контроль – довольно хороший способ иметь послушное, управляемое общество. Зарубежная практика показывает, что обосновать необходимость наблюдения у психиатра (психотерапевта) и проведения соответствующего лечения можно для большинства населения, а при желании – для каждого из нас.

Еще одно предложение: заставить школьников учить психологию. Борис Положий заявил, что его институт разрабатывает учебник по психологии для вторых-четвертых классов. Потом последуют учебники для 5-6-х и 7-8-х классов. Что составит содержание данных учебников – непонятно. Но, вероятно, с помощью данного курса психиатры будут учить наших детей жить. В современном школьном расписании уже есть ряд предметов, которые имеют ту же цель – это и ОБЖ, и литература. Основы православной культуры – предмет, направленный на знакомство с духовной культурой, также может помочь ребёнку в осознании смысла жизни.

Однако, думается, дело не в предметах. Новая учебная дисциплина вряд ли чем сможет помочь, а вот увеличить учебную нагрузку, и без того не маленькую, она может вполне.

Проблема же в том, что общество потеряло духовное измерение, и никакими социальными навыками эту потерю не возместить. Школа не может воспитывать, поскольку не знает, кого ей надо воспитывать – гражданина, потребителя, индивидуалиста, душевного человека, прагматика? Школа не может воспитывать ещё и потому, что её лишили подобных полномочий и авторитета.

Подобные же инициативы позволяют обойти духовную проблему, сведя всё к медицине и межличностным коммуникациям. По мысли наших новых идеологов вопрос о смысле жизни вообще не должен возникать; постановка такого вопроса свидетельствует о плохой адаптации к реалиям современной жизни. И это действительно так! Нам надо до конца прочувствовать ситуацию: мы по-прежнему находимся на развилке; либо мы адаптируемся и окончательно соединяем свою историческую судьбу с европейским мейнстримом, либо  возвращаемся к своим духовным корням. И мы должны сделать этот выбор в самое ближайшее время, пока его не сделали за  нас Борис Положий и иже  с ним.


Наверх
 

Вы можете добавить комментарий к данному материалу, если зарегистрируетесь. Если Вы уже регистрировались на нашем сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.



2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение