Возрождение семьи в России на основе традиционных духовно-нравственных ценностей |
Ассоциация родительских комитетов исообществ (АРКС) представляет Проект Первого этапа Концепции "Возрождение семьи в России на основе традиционных духовно-нравственных ценностей"
Структура проекта I. Общие положения
I. Общие положения Семья во все времена являлась основой развития и процветания общества. Это единственный и незаменимый институт, в котором формируется правильное отношение к ближним, усваиваются основные навыки жизни в социуме. Издревле процветание семьи строилось на традиционной духовно-нравственной основе, подтвержденной многовековым опытом наших предков. Разрушение фундаментальных основ семьи влечет негативные изменения во всех сферах жизни общества. На XVВсемирном Русском Народном Соборе (май 2011 года) семья признана базисной ценностью. В решениях Собора сказано, что «Семья-союз мужчины и женщины, в которой воспитываются дети. Любовь и верность. Забота о младших и старших. Поддержка семьи через социальную политику, образование и культуру». Кризис современной семьи является отражением глубокого системного кризиса всего нашего общества и является следствием отступления от духовно-нравственных традиций русской цивилизации, которая является православной. Мировой опыт поколений показал, что отступления от своих основ приводит к деградации общества и, как следствие, к утрате независимости и национальным катастрофам. На грани этого находится сегодня и наша страна. Падение нравов, насаждаемое средствами массовой информации, пропагандой потребительского образа жизни, правовая незащищенность, ювенальные технологии, бедность основной массы населения страны, безработица, несостоятельность социальной сферы, падение уровня образования и здоровья нации, разводы в итоге большинства брачных союзов, алкоголизация и наркотизация населения, массовое вымирание и при этом один из первых в мире показатель производства абортов, малодетность, паразитический образ жизни, стремление к удовлетворению личных интересов, отсутствие веры в будущее и смысла жизни, суициды, даже среди молодежи, размывание национальной самоидентичности и другие подобные угрозы ставят сегодня традиционную семью в России на грань уничтожения и требуют принятия самых серьезных и безотлагательных мер, направленных на изменение сложившейся ситуации. Первостепенным для самосохранения нации является возрождение семьи на основе традиционных духовно-нравственных ценностей, на которых издревле строилась русская цивилизация. Такими ценностями, признаваемыми как православием, так и другими религиозными традициями, несомненно являются: неотчуждаемость родительских прав, послушание детей родителям, почитание старших, святость семьи и единство брака, жертвенность и взаимное служение всех членов семьи, преемственность поколений, родительская обязанность нравственного воспитания своих детей, обеспечение детей родителями по своему состоянию, многодетность как норма, трудовая жизнь, справедливость, служение Родине и высшим идеалам, патриотизм. Восстановление этих и подобных им традиций требует изменений приоритетных направлений деятельности государства не только в социальной сфере, семейной и молодежной политике, но пересмотра практически всех основных направлений жизни общества, их реформирования исходя из необходимости обеспечения преемственности подлинно российских, национальных ценностей и воплощения на их основе собственного пути развития страны.
II. Основные положения
1. Правовая защищенность семьи, укрепление ее юридического статуса
Введение Семья предшествует обществу и государству, обладает собственной природой и естественными задачами, следующими из них правами. Эти права не происходят от государства и поэтому не могут произвольно отменяться или ограничиваться государственной властью, в том числе нормами законов. Напротив, они должны признаваться и защищаться в любом обществе. Государственные законы также призваны защищать естественные права семьи. Принимая законы, касающиеся семьи, государство обязано признавать, что семья, в силу своей природы и задач, имеет собственную внутреннюю жизнь, неприкосновенную, независимую от государства и, в обычных условиях, не подлежащую регулированию с его стороны. В исполнении своих внутренних задач, принятии решения о своей внутренней жизни – прежде всего личной жизни супругов, рождения и воспитания детей - семья имеет преимущественные права перед всеми другими, включая и государство. Государство вправе вмешиваться в жизнь семьи лишь в исключительных случаях, когда действия семьи оказываются опасными для всего общества, или когда семья сама обращается к государственной власти, включая суд, как к арбитру при решении семейных споров. Государственные законы, регулирующие, в необходимых случаях, вопросы семейной жизни, отношения между семьей и государством, должны признавать и учитывать ряд существенных принципов, без соблюдения которых они окажутся несправедливыми и разрушительными для общества.
Основные принципы правового регулирования семейной жизни, отношений между семьей и государством:
Уважение к природе семьи и ее естественному назначению Семья – исконная форма устройства человеческой жизни. Ее особое значение для общества связано с ее естественной целью – в союзе мужчины и женщины рождать и воспитывать детей, давая им образец подлинно человеческой жизни, передавая культуру и нравственные ценности и, тем самым, поддерживать само существование общества, обеспечивать возможность его продолжения в истории. Именно это естественное предназначение дает семье уникальную значимость, определяет ее уникальную общественную ценность, является основанием ее права на особое признание и защиту со стороны общества и государства. Это естественное предназначение может выполнить лишь семья, являющаяся стабильным союзом мужчины и женщины, основанным на браке и устремленном к рождению и воспитанию детей. Приемные и неполные семьи приобретают свойства семьи благодаря тому, что также воплощают именно этот естественный и неизменный образец – пусть это воплощение, поневоле, и оказывается неполным. Однако, ни при каких обстоятельствах, семьей не могут быть признаны такие формы совместной жизни, которые прямо противоречат этой неизменной модели, присущей самой природе человека, нарушая, тем самым, нормы естественной морали. Между тем, в российском законодательстве правовой статус семьи не определен. Это приводит к тому, что в СМИ, литературе, публичных выступлениях общественных и политических деятелей прочно входит в обиход понятие так называемого «гражданского брака» и «однополых связей», что приводит к развращению, безответственности, нежеланию иметь детей. Любые (прямые или косвенные) попытки приравнять к семье формы совместной жизни или интимной связи между людьми, не соответствующие естественным началам, означают необоснованную передачу им прав и привилегий, справедливо предназначенных законом именно для семьи как ячейки общества. Это требует прямого указания на существенные свойства семьи в законах и иных правовых актах. В качестве базовой основы предлагается определение семьи, принятое экспертами из разных стран 11 октября 2010 г. во время восьмой сессии Международного общественного форума «Диалог цивилизаций» (Греция, о. Родос) и подтвержденное затем резолюцией участников Московского демографического саммита «Семья и будущее человечества» (2011 г.): «Семьей является базовая ячейка (первоэлемент) общества, характеризующаяся следующими неотъемлемыми признаками: 1. Союзом мужчины и женщины (согласно 16-й статье Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.); 2. Добровольностью вступления в брак; 3. Совместным проживанием супругов; 4. Ведением общего домашнего хозяйства; 5. Вступлением в брачные отношения с соблюдением процедуры общественного признания в виде государственной регистрации брака и/или соответствующего религиозного обряда; 6. Стремлением к рождению, социализации и воспитанию детей. Семья является незаменимым демографическим условием существования, воспроизводства и устойчивого развития цивилизаций. При этом матери и отцу неотъемлемо, согласно человеческой природе, принадлежат фундаментальные, приоритетные и первичные права и обязанности непосредственно осуществлять образование, воспитание, защиту, обеспечение и всестороннюю духовную и морально-психологическую поддержку своих детей; 7. Нерасторжимостью брака — изначальными обоюдными намерениями супругов пожизненно быть вместе, несмотря на любые жизненные трудности».
Автономия семьи и неприкосновенность семейной жизни 1. Поскольку семья обладает собственными, независимыми от государства, природой и естественными задачами, государство в своих действиях обязано уважать ее законную автономию. 2. Семья вправе сама решать все внутренние вопросы своей жизни, устраивать ее в согласии с собственными взглядами, правилами и нормами, которые она для себя избрала. Семейная жизнь является частной жизнью гражданина и в силу статьи 23 Конституции Российской Федерации является неприкосновенной. Вмешательство государства во внутреннюю жизнь семьи, во взаимоотношения родителей и детей, процесс воспитания недопустимо. На основании статей 24 и 25 Конституции Российской Федерации никто не вправе осуществлять сбор, хранение и использование информации о частной жизни семьи и ее членов без их согласия, либо вторгаться в жилище, за исключением случаев, предусмотренных законом. 3. Нормы закона не должны нарушать автономию семьи. Они могут лишь определять те разумные границы, выход за которые опасен для общества и ее членов. Государство вправе вмешаться в частную жизнь семьи ради защиты ее членов от преступных посягательств и сохранения общественного порядка. 4. В целях осуществления обязанности родителей по воспитанию детей, установленной в статье 39 Конституции Российской Федерации, родители вправе ограничивать поведение детей в их интересах по своему усмотрению. Так, интересам детей соответствует их ограничение от безнравственного поведения, невоспитанности, свободы доступа к вредной и опасной для них информации, развращения детей под видом «полового просвещения», поощрения жалоб детей на действия родителей и других разрушительных для общества действий. 5. В этой связи не должно допускаться обращение несовершеннолетних детей к государству за разрешением споров со своими родителями или с жалобами на них, за исключением случаев, в которых дети стали жертвами совершенного в семье преступления или значительного правонарушения, поскольку это нарушает неприкосновенность семейной жизни и не соответствует презумпции добросовестности родителей. Закон должен признавать право детей на воспитание своими родителями в согласии с нравственными нормами, и не должен допускать действия самих детей и иных лиц, нарушающие это право.
Невмешательство государства во внутреннюю жизнь семьи Государство не вправе произвольно вмешиваться во внутреннюю жизнь семьи, в отношения между ее членами, в воспитание родителями своих детей. Вмешательство государства в жизнь семьи возможно лишь в исключительных случаях. Пределы, в которых оно допускается, не должны необоснованно расширяться. Необходимо четко установить, что вмешательство государства в жизнь семьи может допускаться только в следующих случаях: 1. Когда внутри семьи совершается или совершено общественно опасное деяние – уголовное преступление или административное правонарушение. При этом недопустимо неоправданно расширять понимание «общественной опасности», относя к области «преступного» действия, не связанные с реальной опасностью для общества (такие, как применение родителями в интересах детей умеренных физических наказаний в воспитательных целях, разумное ограничение свободы детей и т.п.)[1]. Чтобы необходимость пресечь общественно опасное деяние, отреагировать на него, стала достаточным оправданием насильственного вмешательства во внутреннюю жизнь семьи, такое деяние должно быть достоверно установленным, а не просто подозреваться[2]. 2. Когда среди совершеннолетних членов семьи возникает правовой спор, за разрешением которого они обращаются, как к арбитру, к административной или судебной власти государства. При этом государство обязано уважать право членов семьи разрешать свои споры самостоятельно, не обращаясь за этим к государственной власти. 3. Для оказания помощи семье или ее членам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, по просьбе или с согласия родителей. Социальная помощь не может быть принудительной и оказывается семье на исключительно добровольных началах. 4. Государство вправе требовать от семьи, чтобы она обеспечила достижение детьми определенного минимального уровня образования, соблюдение ими требований правопорядка и нравственных норм, при условии, что государственные власти обеспечивают для этого все необходимые условия и возможности[3]. 5. Государство не вправе предписывать семье конкретные способы, посредством которых эти требования должны исполняться, или под видом образовательных требований навязывать идеологические принципы, несовместимые с нравственными нормами, традиционными семейными ценностями, религиозными взглядами семьи. 6. Во всех иных случаях вмешательство представителей государства в жизнь семьи, в том числе и сбор сведений о семье без ее согласия, информации о детях – без согласия их родителей, должно быть признано незаконным. Введение норм права, предусматривающих подобное вмешательство, не оправдывает его и не делает его правомерным. Неправомерное вторжение в семейную жизнь разрушительно для семьи и общества и должно наказываться в уголовном порядке. 7. Закон должен признавать особое положение материнства и отцовства. В частности, государство должно на уровне закона признавать, что ведение семейного домашнего хозяйства и труд по воспитанию детей – это большой и важный вклад в созидание общественного благополучия и благосостояния.
Незыблемость родительских прав 1. В решении своих естественных задач, в частности – вопросов рождения, воспитания, образования и охраны здоровья детей, семья имеет приоритет над всеми иными институтами, включая и государство. Соответствующие права родителей основаны на природе семьи и не должны нарушаться государственными законами. Родители детей имеют преимущественное право определять, что отвечает наилучшим интересам детей, их решения в этом отношении не вправе отменять и пересматривать никто, включая государство (исключением являются случаи совершения родителями в отношении детей умышленных преступлений и административных правонарушений). 2. Государственные законы и представители государства обязаны уважать и всесторонне защищать, в частности, следующие фундаментальные и нерушимые права родителей: 1) Право становиться родителями.Принудительное ограничение рождаемости со стороны государства, а также любое давление на родителей с целью заставить их принять решение осуществить аборт или использовать контрацептивы - недопустимы. Недопустимо принуждение родителей[4] к обязательному прохождению какого-либо специального обучения. 2) Право свободно принимать решения в отношении воспитания детей, выбирать методы и способы воспитания по своему усмотрению, осуществлять религиозное и мировоззренческое воспитание детей. Это право включает в себя право привлекать детей к посильному домашнему труду, учебе, исполнению религиозных предписаний, соблюдению домашней дисциплины, использовать в воспитании домашние меры поощрения и наказания (включая право использовать умеренные физические наказания в воспитательных целях[5]). За родителями должно признаваться право свободно решать, будут ли они воспитывать ли ребенка исключительно в семье или пользоваться в этом помощью детских учреждений. 3) Право руководить обучением своих детей, выбирать формы и методы образования детей. Сюда включается право выбирать для своих детей школу, а также право выбрать для них получение общего образования в семье (семейное образование). Родители имеют право контролировать содержание образования, получаемого их детьми в школе, которое должно отвечать убеждениям семьи и нормам нравственности. В обучении детей права родителей преимущественны, школа должна помогать семье, а не властвовать над ней. Особым образом должно признаваться право родителей контролировать религиозное образование и воспитание своих детей, а также их образование и воспитание в сфере интимной жизни. 4) Право свободно принимать информированные решения в отношении охраны здоровья своих детей, оказания им медицинской помощи. Закон не должен давать несовершеннолетним детям право принимать медицинские решения без ведома своих родителей или против их воли. В случае, когда закон дает ребенку старшего возраста право принимать медицинские решения, родители должны о них немедленно оповещаться и иметь право пересматривать их. 5) Право свободно принимать информированные решения об оказании их детям или семье любой иной помощи, в том числе социальной. Такая помощь не должна быть принудительной или как-либо навязываться семье. Отказ от нее не должен вести к негативным последствиям для семьи или ее дискриминации. 6) Право получать любую информацию о своих детях, полностью контролировать сбор любой информации о себе и своих детях, своих отношениях с детьми и иных сторонах своей семейной жизни. В частности, без информированного согласия родителей дети не должны подвергаться каким-либо обследованиям (медицинским, психологическим, педагогическим и т.п.). 7) Право осуществлять права своих детей от их имени и в их интересах, контролировать их осуществление самими детьми. Данное право включает в себя возможность родителей ограничивать в интересах детей свободу осуществления их прав. 8) Право жить со своими детьми и воспитывать их лично (или с помощью других лиц). Из этого следует право определять место жительства своих детей, а также право требовать возврата и забирать своих детей у любых лиц, у которых они находятся или удерживаются вопреки воле родителей (за исключением особых случаев, справедливо предусмотренных законом). В случае необходимости, государство обязано оказывать родителям содействие в осуществлении этого права. 9) Право строить жизнь своей семьи в соответствии со своей культурой, национальными традициями, религиозными взглядами и убеждениями (право на национальную, религиозную и культурную идентичность). Должно признаваться право родителей временно доверять исполнение части своих прав и обязанностей другим родственникам или иным лицам, когда этого требуют жизненные обстоятельства семьи[6].
Добросовестность родителей 1. В соответствии с природой детско-родительских отношений, любые законы и действия государства должны исходить из презумпции добросовестности родителей и их действий в отношении детей. Эта презумпция, которую Конституционный Суд РФ называет «общепризнанной»[7], должна быть реальным, эффективным, а не декларативным, законодательным принципом, который предполагает, что действия и решения родителей в отношении детей являются добросовестными и совершаемыми в наилучших интересах ребенка, пока обратное не было надежно доказано и подтверждено законным и справедливым решением суда. 2. Исходя из презумпции добросовестности родителей использование родителями любого из перечисленных прав не является основанием для контроля над ними. Представители государства и специалисты-профессионалы при принятии родителями решений, касающихся их детей, могут, с их согласия, обеспечивать их рекомендациями и информацией, но не вправе принимать соответствующие решения вместо родителей или склонять их к принятию таких решений. Закон должен предоставлять родителям эффективные механизмы для свободного осуществления своих родительских прав. Государственные органы, в том числе судебные, не вправе осуществлять пересмотр законных решений родителей ребенка, связанных с осуществлением ими своих родительских прав. 3. Согласно статье 60 Конституции Российской Федерации граждане могут самостоятельно осуществлять свои права и обязанности с 18 лет. Данное положение предполагает, что права детей наилучшим образом защищаются в семье их собственными родителями. Поэтому недопустимы нарушения неприкосновенности семейной жизни, а также попытки ограничить права родителей и осуществлять контроль над семьями под предлогом защиты широко понимаемых индивидуальных прав детей. Права детей должны осуществляться с помощью или под контролем (а не просто под руководством) их родителей.
Баланс прав и обязанностей всех членов семьи 1. В силу статьи 19 Конституции Российской Федерации все члены семьи равны перед законом и судом. В этой связи права детей не могут быть приоритетными над правами родителей или противопоставляться им, становясь орудием разрушения семейной жизни, традиций семейного воспитания и нравственных ценностей, а также общества, его культурных и нравственных традиций в целом. 2. Родители обязаны заботиться о сохранении жизни и здоровья детей, об их пропитании, развитии и образовании, нравственном воспитании. 3. Родители могут отвечать за исполнение своих обязанностей лишь в пределах своих финансовых и иных возможностей, социального положения, что должно быть прямо признано законом. 3. Родители не несут ответственности за невыполнение обязанностей по содержанию и развитию детей в случае невыполнения государством своих социальных обязательств в отношении конкретной семьи или отсутствия реальных возможностей для полноценного осуществления родительских прав и обязанностей. Незаконно требование выполнения родительских обязанностей, исполнение которых невозможно в силу объективных причин (отсутствие работы, недостаток жилья, материального обеспечения)[8]. 4. Наряду с правами детей законом должно быть признано существование обязанностей детей, в том числе в отношении родителей и семьи. В частности, закон должен предусматривать такие обязанности детей, как обязанность с уважением относиться к своим родителям (и тем, кто действует от их имени, например педагогам, другим родственникам) и обязанность повиноваться требованиям своих родителей. Не могут существовать права детей на непослушание родителей, на безнравственные действия и сексуальную распущенность, неуважение к старшим и иным людям, на дурное поведение.
Защита семьи 1. Согласно части 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Это положение предусматривает право семьи на целостность – то есть ее право сохраняться и развиваться в качестве семьи, не подвергаться насильственному разрушению. 2. Исходя из этого и в силу естественной природы семьи родительские права должны быть признаны неотчуждаемыми, за исключением случаев, прямо предусмотренных в федеральном законе. 3. Круг ситуаций, в которых закон допускает отобрание детей у родителей, лишение или ограничение родительских прав, должен быть предельно узким и конкретным. Недопустимо отобрание детей у родителей на основании нечетких, размытых и необоснованных критериев. Государство вправе разделять детей и родителей лишь тогда, когда в действительности детско-родительские связи уже полностью разрушены и это доказано конкретными преступными и антиобщественными действиями родителей, направленными против детей. Внесудебное отобрание детей может допускаться лишь в экстренной ситуации, когда существует доказанная явная и непосредственная угроза жизни ребенка, либо доказанная явная и непосредственная угроза причинения серьезного вреда его здоровью, причем эта угроза исходит от его родителей, связана с их противоправными (преступными) действиями и не может быть устранена иным путем. Лишение родительских прав должно допускаться только по решению суда, в случаях, когда родители явно и вполне сознательно отказались от воспитания и содержания своих детей, имея для этого все возможности, либо совершили преднамеренное серьезное преступление против их жизни, здоровья или половой неприкосновенности. Ограничение родительских прав должно допускаться только в случаях, в которых родители являются недееспособными, больными хроническим алкоголизмом или наркоманией (и, в связи с этим, систематически не исполняют свои родительские обязанности), Ограничение в родительских правах не должно влечь за собой лишение родительских прав, может быть только временной мерой, применяемой до тех пор, пока не устраняется соответствующая опасность. После этого родительские права должны восстанавливаться. 4. Внесудебное ограничение родительских прав незаконно, поскольку не отвечает презумпции добросовестности родителей. 5. Во всех случаях сомнения должны толковаться в пользу семьи. В законодательстве должен быть установлен приоритет сохранения семьи. В случае отобрания ребенка у родителей (а также при рассмотрении судом дел о лишении родительских прав или об ограничении в родительских правах) они вправе получить квалифицированную независимую юридическая помощь. 5. Задача сохранения семьи требует установления приоритета родителей на воспитание собственных детей, а в случае их отсутствия – кровных родственников, желающих взять ребенка под опеку или иную форму устройства. При передаче ребенка на воспитание лицам, не являющимся его родственниками, необходимо обеспечить преемственность его воспитания в культурном и религиозном отношении. 6. Должностные лица, виновные в незаконном или необоснованном отобрании ребенка у родителей должны нести юридическую ответственность за свои деяния.
Правовые предложения:
1. В Семейный кодекс РФ необходимо ввести: - принцип автономии семьи, дополнив его положениями, предоставляющими родителям право самостоятельно решать вопросы, касающиеся внутренней жизни своей семьи с учетом интересов детей, воспитывать своих детей любыми, не запрещенными законом способами, по своему усмотрению в соответствии со своим мировоззрением, религиозными, национальными и культурными традициями, а также ограничивать права ребенка, если он пользуется ими во вред своим интересам, ставя под угрозу своё полноценное физическое, интеллектуальное и нравственное развитие. - принцип презумпции добросовестности родителей, невмешательства государства в жизнь семьи, установив, что действия и решения родителей в отношении детей признаются добросовестными и совершаемыми в наилучших интересах ребенка, пока обратное не было надежно доказано и подтверждено законным и справедливым решением суда, что исключает возможность вмешательства государственных и муниципальных органов, любых общественных организаций и граждан в жизнь семьи без согласия ее членов, установление контроля над ней. - принцип не отчуждаемости родительских прав, за исключением случаев, прямо предусмотренных в Федеральном законе. - конкретизировать и закрыть перечень оснований лишения и ограничения родительских прав, перечисленных в статьях 69 и 73 Семейного кодекса РФ. Формулировки «злоупотребляют родительскими правами», «жестоко обращаются с детьми» и т.п. без их раскрытия не должны приводить к лишению родительских прав. При этом жестоким обращением с детьми должны признаваться исключительно деяния, установленные уголовным законодательством (истязания, побои, изнасилование и т.д.), а не «физическое или психическое насилие над ним». «Хроническое заболевание родителей», как и «стечение тяжёлых обстоятельств» требуется исключить из оснований ограничения родительских прав. Изменить редакцию статьи 69 СК РФ, исходя из того, что лишение родительских прав может допускаться законом лишь в случаях, когда: 1) Родители в письменной форме отказались содержать и воспитывать своих детей, хотя необходимые для этого возможности у них имелись (при уверенности, что родители полностью понимают смысл и последствия такого отказа) 2) Родители совершили преступление (либо покушение на преступление) большой или средней тяжести в отношении жизни, здоровья или сексуальной неприкосновенности своих детей. 3) Разведенный родитель не участвует в воспитании и содержании своего ребенка, злостно уклоняется от уплаты алиментов. Определить в статье 73 СК РФ, что ограничение родительских прав допускается лишь в случаях, когда: 1) Оставление ребенка с родителями опасно для ребенка в силу того, что они признаны судом недееспособными, больны хроническим алкоголизмом или наркоманией, (должно подтверждаться независимым медицинским обследованием); 2) Оставление ребенка с родителями связано с существованием доказанной непосредственной и явной угрозы его жизни, непосредственной и явной угрозы его здоровью, связанных с заведомо противоправными действиями родителей, причем угроза не может быть устранена иным образом. Ограничение в родительских правах не должно влечь за собой лишение родительских прав, может быть только временной мерой, применяемой до тех пор, пока не устраняется соответствующая опасность. Определить, что досудебное изъятие из семьи ребенка должно быть возможным лишь в случае непосредственной и реальной угрозы жизни или здоровью ребенка, как это указано в статье 77 Семейного кодекса РФ при соблюдении всех следующих условий: 1) Существует явная, непосредственная и документально подтвержденная угроза для жизни ребенка или явная, непосредственная, документально подтвержденная угроза нанесения серьезного вреда его здоровью. 2) Эта угроза исходит от родителей и связана с их заведомо противоправными (преступными) действиями (бездействием). 3) Эта угроза не может быть устранена никаким иным образом (без отобрания ребенка у родителей). Раскрыть понятие и установить перечень родительских прав, предусмотрев широкий спектр прав родителей по воспитанию, обучению, охране здоровья своих детей, представительству их интересов и т.д. - предоставить родителям право привлекать детей к посильному домашнему труду, учебе, исполнению религиозных предписаний, соблюдению домашней дисциплины и т.п. - закрепить приоритет прав родителей на воспитание своих детейнезависимо от материального положения, социального статуса, вероисповедания и т.д., а в случае их отсутствия – кровных родственников, выполняющих опекунские обязанности. 2. Исключить из действующего законодательства правовые нормы, позволяющие изъятие детей из семей по самым широким и дискриминационным основаниям. С этой целью требуется: - пересмотреть многочисленные категории детей, приведённые в Федеральных законах "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и Семейном кодексе РФ, и сократить их исходя из правовой необходимости. Определения оставшихся категорий детей, нуждающихся в социальной помощи, составить без использования неконкретных и дискриминационных критериев, таких как "малообеспеченность", "ненормальное воспитание и развитие", "отклонение в поведении" и т.п. Исключить из Федеральных законов положения, позволяющие помещать таких детей в специализированные учреждения при наличии родителей и без специального судебного разбирательства; - дополнить названные Федеральные законы положением о том, что профилактическая работа с ребенком производится в семье; 3. Исключить из Уголовного кодекса РФ статью 156 (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего); 4. Конкретизировать признаки состава преступления, предусмотренного статьями 116 и 117 УК РФ; 5. Пересмотреть редакцию статьи 5.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях, исходя из того, что ответственность родителей может наступать только за неисполнение или ненадлежащее исполнение конкретных родительских обязанностей, которые возложены на них действующим законодательством. 6. С целью законодательного закрепления традиционной модели семьи, направленной на рождение детей, следует определить в Семейном кодексе РФ понятие семьи как союза мужчины и женщины, состоящих в браке. 7. Привести в соответствие с Конституцией Российской Федерации, её статьёй 60, положения действующего законодательства, необоснованно расширяющие дееспособность несовершеннолетних, такие как: право ребенка с 14 лет самостоятельно обращаться в суд по искам против родителей (ст. 56 ч. 2 СК РФ), самостоятельно решать вопросы охраны своего здоровья с 15 лет, включая лечение от наркомании и производство аборта ("Основы законодательства об охране здоровья граждан»), так как они ведут к разрушению традиционных семейных ценностей, способствуют ухудшению положения ребенка и ограничивают право его родителей (законных представителей) на защиту интересов своих несовершеннолетних детей 8. Исключить из Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» положения, фактически приравнивающие несовершеннолетних детей в правах ко взрослым лицам и запрещающие препятствовать осуществлению детьми своихправ, в том числе установленных международными нормами, а также позволяющие некоммерческим организациям, в том числе международным объединениям оспаривать в судебном порядке неправомерные, ущемляющие или нарушающие права детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, действия любых граждан: должностных лиц, родителей (лиц, их заменяющих) и других. 9. Ввести в Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» понятие родственной опеки и 10. В Уголовном кодексе РФ и Кодексе РФ об административных правонарушенияхпредусмотреть ответственность должностных лиц за необоснованное изъятие детей из семей, лишение их свободы и за иные злоупотребления в данной области.
Приложение:
- проект федерального закона «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты
[1]В этом отношении особенную тревогу вызывает тенденция к неоправданному
расширению представлений о «семейном насилии» и «жестоком обращении».
Сегодня, под давлением ряда международных организаций, к «жестокому
отношению» относят применение в интересах детей умеренных воспитательных
физических наказаний (не связанных, как показывает опыт поколений и ряд
серьезных научных исследований, ни с какой реальной опасностью для
ребенка) или даже более легкие воспитательные воздействия. Эта тенденция
должна быть признана опасной для общества. Нормы уголовного права
должны охватывать действительно преступные, причиняющие реальный и
значительный вред деяния. Искусственная же криминализация тех или иных
традиционных методов воспитания, здравого родительского поведения – с
целью пропаганды тех или иных конкретных взглядов на воспитание или
оправдания последующего вмешательства во внутреннюю жизнь семьи «на
основании закона» ¬¬- должна быть признана недопустимой.
[2]Не могут признаваться допустимыми какие-либо «превентивные» или «профилактические» насильственные вмешательства в жизнь семьи, поскольку это противоречит принципу презумпции добросовестности родителей, подробно рассмотренному ниже. [3]Это правомерно, поскольку благополучие общества требует, чтобы его молодые граждане владели необходимыми знаниями, соблюдали нормы нравственного и законопослушного поведения. [4]В том числе приемных родителей и усыновителей. Введение подобного обязательного обучения для приемных родителей ставит государство или назначенных им специалистов в делах воспитания детей выше семьи, что недопустимо. [5]Недопустимо уравнивать умеренное применение физических наказаний в семье в интересах ребенка в воспитательных целях, с нанесением побоев из хулиганских или преступных побуждений. Первое не должно и не может правомерно преследоваться законом, второе – может и должно. [6]Целесообразно предусмотреть возможность временной передачи родителями части своих прав в отношении ребенка (право давать согласие на медицинское вмешательство, принимать решения в отношении образования и воспитания ребенка и т.п.) родственнику или иному лицу по доверенности. [7]Постановление Конституционного Суда РФ от 20.07.2010 N 17-П. См. также: Определение Конституционного Суда РФ от 06.03.2003 N 119-О, Постановление Конституционного Суда РФ от 08.06.2010 N 13-П. [8]В некоторых ситуациях представители государственных органов заявляют, что семье была оказана помощь, но она «не исправилась». При этом речь идет, чаще всего, о крайне незначительной материальной помощи, которая не может реально изменить трудную ситуацию, в которой оказалась семья. Привлечение родителей к ответственности в этих случаях бесчеловечно и цинично, и не должно допускаться. | |
02.04.2012 г. | |
Наверх |