Выставка Дмитрия Белюкина в Вологде |
В Вологодской областной картинной галереи с 30 марта по 29 апреля 2012 г. проходит выставка живописи и графики Дмитрия Белюкина, народного художника России, действительного члена Российской академии художеств.
Дмитрий Анатольевич Белюкин – один из виднейших современных русских художников-реалистов, продолжатель традиций русской классической школы живописи. Он получил блестящее образование: художественную школу при Московском государственном художественном институте им. В. И. Сурикова окончил настолько успешно, что сразу, минуя училище, поступил в Суриковский институт, в мастерскую портрета, которой руководил профессор И. С. Глазунов. После окончания учебы в 1986 году работал в комбинате живописного искусства Художественного фонда РСФСР, стажировался в творческой мастерской живописи Академии художеств СССР под руководством действительных членов АХ А.П. Ткачева и С. П. Ткачева. С 1988 года Дмитрий Белюкин является членом Союза художников России, в 2005 году ему было присвоено звание «Народный художник РФ», в 2007 он стал одним из самых молодых членов-корреспондентов Российской академии художеств, а 27 марта 2012 года, накануне открытия выставки в Вологде, – действительным членом РАХ. Первым учителем будущего мастера – самым строгим и самым любимым – был его отец, Анатолий Иванович Белюкин, художник книги. Именно он привил сыну любовь к профессии и веру в свое призвание. Огромную роль в творческом становлении Белюкина сыграл Илья Глазунов: благодаря этому сложному художнику, интересной и яркой личности его студенты учились искать свой путь в искусстве, быть свободными от подражания и конъюнктурных соображений, творить, не дожидаясь заказов и признания. Возможно, поэтому Дмитрий Белюкин – столь разносторонний художник, работающий в самых разных жанрах: пейзаж, портрет, книжная иллюстрация, историческая картина. Директор Вологодской картинной галереи заслуженный работник культуры РФ Владимир Воропанов, представляя художника зрителям, отметил, что эта выставка – очередное звено масштабного многолетнего выставочного проекта, который знакомит вологжан с творчеством современных художников, прежде всего духовно-реалистического направления. Эти экспозиции должны пробудить, особенно у молодого поколения, интерес к высоким ценностям национальной художественной культуры. С приветственным словом к гостю и к собравшимся обратились народный художник РФ, действительный член РАХ Владимир Корбаков, заслуженный художник РФ, член-корреспондент РАХ Валерий Страхов, заслуженный художник РФ председатель Вологодского регионального отделения Союза художников России Николай Мишуста, куратор выставки член Союза художников России искусствовед Юлия Горелькова, представители редакции журнала «Роман-газета», с котором Белюкин сотрудничает на протяжении многих лет. Представленные на выставке работы Дмитрия Белюкина демонстрируют широкий спектр его художнических интересов, в центре которого – события и лица российской истории. История для него не просто перечень дат и имен – это проявление духовной сущности нации. Умирающий Пушкин в его дипломной работе – тоже история; по словам Валерия Страхова, за рамой этой картины угадывается плачущая Россия… Работа в жанре исторической картины требует от художника досконального знания эпохи: от главных событий до мельчайших деталей бытового уклада. Но это еще не все. По словам Белюкина, сюжет исторического полотна не возникает от сознательного стремления «воспеть» какое-то событие или личность. Живописец остается живописцем: он идет от настроения, от эмоции. Иногда что-то подсказывает пейзаж, иногда – какая-то яркая деталь, иногда – общее впечатление о периоде истории, вызывающем интерес и желание размышлять. Среди героев исторических картин Дмитрия Белюкина – Петр I, Екатерина II, Александр Суворов, семья последнего российского императора Николая II. Но есть полотна, которые передают дух времени, несмотря на то, что исторические деятели на них не изображены. Одна из самых известных картин Белюкина – «Белая Россия. Исход» (1992 – 1994). Она настолько полно передает дух времени, что ее репродукции уже вошли в учебники истории. На выставке представлен не оригинал (это пятиметровое полотно, находящееся на экспозиции в Музее вооруженных сил), а репродукция на холсте. И хотя экспонирование репродукций противоречит принципам художника (по его мнению, это нарушает таинство общения художника и зрителя), Дмитрий Белюкин счел необходимым представить картину в Вологде. Замысел этого полотна возник у художника еще во времена учебы в институте. С одной стороны, хотелось с дерзостью юноши «потягаться» с великим Павлом Кориным, с его «Русью уходящей», а с другой – просто выразить свою давнюю скорбь по ушедшей в прошлое державности, по разрушенному укладу жизни. Здесь представлены все сословия русского общества того времени: ведь ни революция, ни Гражданская война никого не обошли стороной. Первоначально планировалось сделать полотно десятиметровым; персонажей должно было быть намного больше и все они должны были смотреть на зрителя, подходящего к центру картины. От этой идеи пришлось отказаться ради сохранения целостности композиции, но полотно выиграло содержательно: взгляд в одном направлении объединил бы героев, разрушив то ощущение хаоса, отчаяния и потерянности, в котором пребывали тогда все, кто по тем или иным причинам выбрал эмиграцию. Столь масштабное полотно могло быть написано только в большой мастерской, которая была у Дмитрия Белюкина в период стажировки в творческой мастерской. Осуществлению этого замысла помогли также братья Ткачевы, которые, будучи яркими представителями соцреализма в искусстве, тем не менее, одобрили замысел молодого художника. И хотя защита и покровительство ему не понадобились, так как политическая ситуация в стране резко изменилась, поддержка учителей все же оказалась очень важна. Впоследствии, когда Дмитрию Белюкину удалось наладить контакты с эмигрантами первой волны, многие из них удивлялись, как точно ему удалось передать атмосферу исторического перелома. «Красной нитью» сквозь все творчество Дмитрия Белюкина проходит пушкинская тема: Пушкин в разные периоды его жизни, пейзажи Тригорского и Михайловского. Постоянное возвращение к книгам любимого поэта, детальное изучение культуры первой четверти XIX века подтолкнули художника к мысли о создании целого цикла произведений, отражающих мир Пушкина и мир его эпохи. Так появились графические иллюстрации к роману «Евгений Онегин», многие из которых представлены на выставке в Вологде. Другая большая серия работ посвящена святым местам православия. Это не только русские святыни, но и Афон, и Иерусалим, и Генисаретское озеро. В портретах Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II угадывается восхищение художника крепостью веры и силой духа этого человека. Дмитрий Белюкин ведет активную общественную деятельность, в частности, сотрудничает с Центром национальной славы. В 2010 году по инициативе председателя его Попечительского совета, президента РЖД Владимира Якунина в здании Казанского вокзала в Москве открылась картинная галерея Дмитрия Белюкина. Так называемая Царская башня – помещение, которое планировалось построить специально для царской семьи, встречающей высоких гостей или ожидающей поезда, и которое было построено по первоначальному проекту только в начале 90-х годов прошлого века, – вмещает в себя постоянную экспозицию работ Белюкина и залы для временных выставок художников, близких ему по духу и по стилю, которых он приглашает сам. Пользуясь случаем, Дмитрий Белюкин предложил Валерию Страхову, своему товарищу по учебе в Суриковском институте, провести в галерее выставку его работ. …Картинная галерея в здании вокзала – это кажется почти символичным. Художник и зритель встречаются на перекрестке, перепутье – и за какой-то краткий случайный миг случайному человеку, который, возможно, в других обстоятельствах и в музей бы никогда не пошел, открывается целый мир. Это Россия с ее необозримыми просторами, с ее историей, полной противоречий, триумфов и трагедий, с ее героями, великими и безымянными. И образ этого мира человек унесет с собой дальше, продолжая путь. И, возможно, с этого момента его «путь» будет несколько иным. Светлана Гришина | |
04.04.2012 г. | |
Наверх |