ГлавнаяЗнаки времени Новые инициативы: как чиновникам получить полный контроль над школой
Новые инициативы: как чиновникам получить полный контроль над школой
20.04.2012 г.
Кто является самой важной фигурой на поле образования? От кого в действительности зависит российская школа?
От корпуса директоров.
Учитель - фигура совершенно не политическая. Современному учителю некогда поднять голову: надо заполнить кучу бумажек, ещё надо детей учить. Ещё над тобой стоит методист, твой труд оценивается по "прогрессивным" методикам, и попробуй что-нибудь сделать не так... Учитель замучен. Учитель слишком зависим.
Чиновник от образования - это, конечно, сила. Но - сила абстрактная. Стихийная. Дует ветер. Сверху спускаются инструкции и методики. Но опытный яхтсмен может идти и против ветра. Методики и инструкции можно где игнорировать, где обходить...
Л.П. Стебловская "Портрет Василия Сухомлинского (1918-1970)", 2008
В.А. Сухомлинский в войну работал директором школы. Защитил кандидатскую по теме "Директор школы - организатор учебно-воспитательного процесса"
Реальный образовательный процесс в школе обеспечивают директора. Чтобы контролировать школу, надо контролировать директоров. А вот это пока у чиновника от образования не всегда получается. Есть сильные директора, которые сопротивляются общему тренду. Действуют независимо. И даже позволяют себе критиковать нынешнюю образовательную систему.
И вот звучат предложения, позволяющие взять их под контроль. Предложения эти озвучивает уходящий Президент, которому, в общем, уже не страшно говорить сомнительные вещи. Как говорится, "хромая утка". Самый подходящий канал для информационного вброса - посмотреть, проскочит или нет?
Предложения следующие:
1. ввести ограничение срока трудового контракта. После истечения срока директора уходит, и объяснять этот уход чиновники от образования не должны. Контракт закончился, всё. Срок можно задать небольшой. Чем меньше срок, тем выше управляемость.
2. ввести условия расторжения трудового контракта по формальным основаниям. Это называется "критерии оценки работы". Можно подумать, что сегодня директора нельзя уволить. Можно. Плохого директора уволить легко, хорошего - сложно. Потому как надо доказать, что он не выполняет свои обязанности. Формализация критерия позволит чиновнику уйти от понятий "хороший"-"плохой". Родители и ученики остаются за бортом процесса увольнения, их спрашивать никто не будет - достаточно указать на какой-либо показатель... Варьируя показатели, можно добиваться от директоров движения школы в нужном чиновнику направлении. Каково это направление сегодня - понятно: растим квалифицированного потребителя.
3. создать саморегулирующуюся организацию директоров. Чтобы не было "белых ворон", сильных одиночек, надо задавить массой. Через подобные организации удобноподавлять очаги интеллектуального сопротивления. Средняя масса всегда будет в оппозиции личной инициативе.
Если пройдёт данная инициатива, с независимостью директоров будет покончено. Поле образования окажется за чиновником. При нынешнем курсе, первым среди проигравших будет народ.