Автомобиль как фактор культуры Когда-то приходилось спорить, что автомобиль не роскошь, а средство передвижения. Сегодня приходится идти дальше. Автомобиль уже не только средство передвижения, но и фактор культуры.
Принцип автомобиля - "сел-поехал" - означает новую степень свободы передвижения. Расстояния сокращаются. В то же время, они теряют длинномерность - дорога измеряется не километрами, а временем езды.
Мир воспринимается с колес. Соответственным образом меняются облик архитектуры. Она становится более размашистой, видовой, ее надо наблюдать не из одной точки, а перемещаясь по трассе. Выйдя из машины, человек уже не находит городских красивых пейзажей.
За городом доступно все, что проходимо на машине. А это означает резкое сокращение мира, поскольку места, где не проехать, автоматически выпадают. Причем современный автомобиль в среднем довольно капризен, - он любит хорошую дорогу, не каждый водитель рискнет свернуть на грунтовку.
Под автовладельцев подстраиваются службы сервиса: еда - не вылезая из машины, кино - не вылезая из машины. Иной раз магазин или кафе устраиваются на разделительной полосе, куда пешеход может попасть разве что с риском для жизни.
Автомобиль меняет не только среду, но и образ жизни. Машину можно рассматривать как своего рода мини-дом. У автомобилиста всегда есть крыша над головой. В автомобиле есть свет.
В нем обязательно есть музыка.
Автомагнитола качественно иная вещь по сравнению с обычным приемником или магнитофоном. Она звучит не в момент отдыха и расслабления, а в пути. У профессиональных водителей - практически всегда. Именно пересечение автомобиля и радио сделало музыку фоном (раньше она была лишь разновидностью отдыха). Плейер с наушниками появился позднее, к тому же он не столь эффективен. Слушая плейер, нельзя разговаривать, слушая радио в машине - можно. Можно включить музыку погромче, выйти из машины и заняться своими делами (например залезть под капот).
Если жена не хочет, чтобы вы с друзьями сидели на кухне, или там неуютно и душно, можно включить в машине музыку, устроить на капоте бутылку и с таким удобством разместиться на свежем воздухе. При всей примитивности подобного способа общения он довольно-таки популярен.
Машина требует от человека много времени. Можно также сказать, что она дает ему и способ его убить. В плохом настроении, например, можно сесть и просто ехать, куда глаза глядят. Или выехать на пикник - прогулка на машине означает, что надо заехать куда-то в лес, где можно закусить на фоне природы.
Наконец, в машине можно заниматься сексом. Машина загоняется в глухой переулок, сидения раскладываются, выключается свет... Довольно просто, не правда ли? А потому распространение автомобиля стало своего рода искушением. Рост личного автопарка должен сопровождаться ростом числа измен. Интересно, кто-нибудь получал такую статистику?
Автомобильный секс также способствовал девальвации слова, да и понятия "любви". Либералы могут записать в актив автомобиля помощь в раскрепощении нравов. Эрзац-любовь в эрзац-доме, - с появлением автомобиля жизнь стала мельчать. ...Муж, выгнанный обиженной женой, может переночевать в автомобиле. Что ж, это закономерный итог.
Спайка человек-автомобиль современна - в том смысле, что отвечает духу нашего времени. Водитель изолирован в машине от окружающих, и потому еще более одинок. С другой стороны, человек, не имеющий душевных сил общаться с себе подобными, чувствует себя в машине более самодостаточным. Немудрено, что он начинает обращаться к машине как к личности. Рождаются мифы, что автомобиль может отвечать на любовь, внимание или настроение человека. Но за этим стоит пустота. Спайка человек-автомобиль неадекватна спайке человек-лошадь, которую она заменила. Ведь конь - животное, достаточно высоко организованное, чтобы быть другом, а машина - железка.
Между тем, заменив коня, автомобиль занял место атрибута настоящего мужчины. Впрочем, здесь повлияло и то, что автомобиль можно рассматривать как меру разумного риска. Скорость и интенсивность движения делают автовождение опасным. Сдать на права тем самым означает пройти своего рода инициацию. Изначально орден водителей был исключительно мужским, поэтому так важно женщине сесть за руль, - это один из символов реализованного равноправия.
Риск всегда связан со смертью. Нужен лишь маленький шаг, и автомобиль из опасной игрушки превращается в орудие смерти. Не случайно автомобиль так часто используется для самоубийства. Самоубийство всегда есть знак малодушия, а разбиться на машине не требует никаких особых действий, оставляя человека до самого конца в привычном мирке, и может показаться, что, повернув руль, ты просто не заметишь смерти.
Самоубийство и убийство всегда рядом. И автомобиль может рассматриваться как оружие. Тем более, что злой умысел можно удобно прикрыть ситуацией катастрофы. Впрочем, автокатастрофы уже давно не воспринимаются катастрофически, для них даже придумали аббревиатуру, которая стала привычной - ДТП. За этим словом скрывается фактор смерти: количество мертвецов на дорогах достойно быть результатом немалой войны.
В заключение еще об одном. Мы начали с того, что определили автомобиль как еще одну степень свободы. Но личные свободы в обществе подлежат регуляции со стороны государства. Автомобиль подучетен и подотчетен. Более того, там, где нет паспорта (такая большая победа открытого общества!), роль удостоверения личности выполняют права. Они современны, их данные поступают в компьютер. С увеличением числа севших за руль растет и база данных на человечество. Таким образом, автомобиль приносит с собой тотальный контроль. Его можно считать действенным орудием тоталитаризма. |