Сравнивая несравнимое |
Мысли о митинге против ювенальной юстиции на фоне гуляющих либеральных писателей
15 мая 2012 г. состоялся митинг против ювенальной юстиции, организованный российским патриотическим движением (присутствовали представители Русской Православной Церкви, Ассоциации родительских комитетов и сообществ, движения «Суть времени», Профсоюза граждан России, евразийцы). Общее количество участников - около 700 человек (оценка автора). 13 мая 2012 г. по Москве прошла «Контрольная прогулка», инициированная Борисом Акуниным. Граждане либерального образа мыслей продефилировали по московским бульварам без каких-то конкретных лозунгов. Общее количество участников (по оценке портала «Православие и мир») - около 10 000 человек. Теперь попробуем сравнить несравнимое. Главное, что хочется понять, почему мы (патриотическое гражданское общество) проигрываем им (либеральному гражданскому обществу) в массовости. Сначала некоторые технические моменты. 15 мая - будний день, а 13-е - воскресенье. Митинг был назначен на 15-е число, потому что 15-е - Международный день семьи. Но это объясняет, почему выбран именно этот будний день, а не какой-то другой... Ведь, если бы было желание собраться в воскресенье, это также можно было бы привязать к Дню семьи - взяли бы ближайший выходной по календарю, и делу бы это не навредило. Но - побоялись. Выходной день весной - это дачное время. Вероятность, что люди придут на митинг, в выходной - ниже, чем в будний. Однако «Контрольной прогулке» выходной день не помешал. Может быть, даже наоборот. Почему? Возможен ответ: на прогулку вышли совсем другие люди. Неужели совсем другие? Разве у них нет дач? Может быть, либеральные граждане и не сажают грядок, но, уверен, что употреблением шашлыка с мангала не брезгуют. Ещё интересно, что в противопоставлении «митинг»-«прогулка» победила абстракция. Некий общий протест оказался притягательней конкретики. Хотя, казалось бы, конкретика должна быть более понятной и мотивирующей. Более того, участники митинга были убеждены в том, что они могут добиться результата: власть вполне может остановить прохождение опасных законов, если почувствует общественное недовольство. А вот участники прогулки понимали, что их действие вряд ли как-то отразится на власти. И действительно не отразилось: поддержка общественности лагерю оппозиции на Чистых прудах была оказана, но лагерь всё равно пришлось свернуть. Впрочем, главный вопрос, который хочется задать, - не о том, что двигало людьми, вышедшими на «прогулку». Вопрос должен быть поставлен в иной плоскости: почему нас всегда оказывается так мало? Мы называем себя защитниками интересов большинства. Мы действительно ощущаем себя таковыми. Возможно даже, что мы ими и являемся. Почему же в нашем лице большинство проигрывает меньшинству? Можно, конечно, отговориться, что большинство всегда пассивно, а меньшинство выживает, именно благодаря своей активности... Но эту мысль можно и развернуть в обратную сторону - почему мы не сражаемся за выживание, когда угрозы столь велики? Или нам выживать не требуется, и всё в порядке? Отнюдь. Любой родитель знает, что образование рушится. Любой родитель против внешнего вмешательства в семейную жизнь. Но этот протест он не готов выражать публично. Это - первая существенная причина. Мы - боязливое большинство. Мы стадо, пастухи которого заняты какими-то своими делами, а волки - уже за соседним кустом. И выйти из овечьего образа мы не можем. То ли это наследие советской эпохи, то ли - следствие грехов уже наших дней... Второе: мы пассивны. Мы - ленивое большинство. Нам хочется, чтобы за нас всё сделали другие. Грядки для нас привлекательнее борьбы - и политической, и духовной. Мы утешаемся тем, что мы - маленькие люди, что от нас ничего не зависит. И это - справедливо. Пока мы не ощутим, что каждый из нас живёт в сосредоточии истории - в настоящем, мы так и будем постоянно оказываться перед лицом уже состоявшихся событий. С нами что-то будет происходить, и естественно, происходить, как правило, плохое, потому что в отсутствие активной позиции добра побеждает зло. Есть ещё распространённое оправдание, что политика - дело грязное. Что - не дело нормальному человеку участвовать в таких сомнительных акциях как протесты и митинги. Мы - брезгливое большинство. Брезгливость - разновидность гордыни. Мы хотим остаться чистенькими. Никому не нравится чистить сортиры (простите за такой низменный образ) - и испачкаться можно, и пахнет плохо... Но если этого не делать, нечистоты заполнят всё окружающее нас пространство. Что, собственно, и происходит. Ответственность, активность и мужество - необходимые качества гражданского общества. Можно сколько угодно утверждать, что участники «прогулки» - не настоящее гражданское общество, но пока что на стороне патриотического лагеря гражданского общества точно не наблюдается. Патриотического гражданского общества ещё нет. Будет ли? - От этого зависит судьба России. От этого - в большей степени, чем от чего-то другого. Проголосовать против ювенальной юстицици можно здесь: http://golosuite.ru/ | |
Наверх |