ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 

  
Культуролог в ВК
 
 

  
Главная >> Список доброкачественной литературы
Список доброкачественной литературы



Пока мы – дети, у нас нет проблем с выбором чтения. Корпус детской литературы на русском языке обширен и имеет отменное качество. Но стоит вырасти и получить возможность самостоятельно окунуться в книжное море, как встаёт проблема – какую книгу выбрать. Если брать первую попавшуюся, легко отравиться – бездарная и низкопробная литература сплошь и рядом соседствует с добротно сделанной, но такой, от которой на душе остаётся долгий неприятный осадок. Хочется иметь список гарантированного хорошего чтения, список книг, которые учат добру.

Мы не претендуем на то, что нам удалось перечислить все хорошие книги. Было бы грустно, если бы такой список был легко обозрим. Например, в нём нет (или почти нет) русской классики – она и так у всех на слуху. Также в список вошли по одной книге от каждого автора – именно той, на которую прежде всего хотелось бы обратить внимание.

С удовольствием примем Ваши пожелания по расширению списка. Присылайте авторов и названия на адрес: kulturolog@yandex.ru

Благодарим за активное участие в подготовке и пополнению списка Симонову Елену, Дьяконову Ирину, Атавину Александру, Иманкулову Елену, Нужину Марию.

 

Сравнивая несравнимое

Печать
Мысли о митинге против ювенальной юстиции на фоне гуляющих либеральных писателей  

15 мая 2012 г. состоялся  митинг против ювенальной юстиции, организованный российским патриотическим движением (присутствовали представители Русской Православной Церкви, Ассоциации родительских комитетов и сообществ, движения «Суть времени», Профсоюза граждан России, евразийцы). Общее количество участников - около 700 человек (оценка автора).

13 мая 2012 г. по Москве прошла «Контрольная прогулка», инициированная Борисом Акуниным. Граждане либерального образа мыслей продефилировали по московским бульварам  без каких-то конкретных лозунгов. Общее количество участников (по оценке портала «Православие и мир») - около 10 000 человек.

Теперь попробуем сравнить несравнимое. Главное, что хочется понять, почему мы (патриотическое гражданское общество) проигрываем им (либеральному гражданскому обществу) в массовости.

Сначала некоторые технические моменты. 15 мая - будний день, а 13-е - воскресенье. Митинг был назначен на 15-е число, потому что 15-е - Международный день семьи. Но это объясняет, почему выбран  именно этот будний день, а не какой-то другой... Ведь, если бы было желание собраться в воскресенье, это также можно было бы привязать  к Дню семьи - взяли бы ближайший выходной по календарю, и делу бы это не навредило. Но - побоялись. Выходной день весной - это дачное время. Вероятность, что люди придут на митинг,  в выходной - ниже, чем в будний.

Однако «Контрольной прогулке» выходной день не помешал. Может быть, даже наоборот. Почему? Возможен ответ:  на прогулку вышли совсем другие люди. Неужели совсем другие? Разве у них нет дач? Может быть, либеральные граждане и не сажают грядок, но, уверен, что употреблением  шашлыка с мангала не брезгуют.

Ещё интересно, что в противопоставлении «митинг»-«прогулка»  победила абстракция. Некий общий протест оказался притягательней конкретики. Хотя, казалось бы, конкретика должна быть более понятной и мотивирующей. Более того, участники митинга были убеждены в том, что они могут добиться результата: власть вполне может остановить прохождение опасных законов, если почувствует общественное недовольство. А вот участники прогулки понимали, что их действие вряд ли как-то отразится на власти. И действительно не отразилось: поддержка общественности лагерю оппозиции на Чистых прудах была оказана, но лагерь всё равно пришлось свернуть.

Впрочем, главный вопрос, который хочется задать, - не о том, что двигало людьми, вышедшими на «прогулку».  Вопрос должен быть поставлен в иной плоскости: почему нас всегда оказывается так мало?  Мы называем себя защитниками интересов большинства. Мы действительно ощущаем себя таковыми. Возможно даже, что мы ими и являемся.  Почему же в нашем лице большинство проигрывает меньшинству?

Можно, конечно, отговориться, что большинство всегда пассивно, а меньшинство выживает, именно благодаря своей активности... Но эту мысль можно и развернуть в обратную сторону - почему мы не сражаемся за выживание, когда угрозы столь велики? Или нам выживать не требуется,  и всё в порядке? Отнюдь. Любой родитель знает, что образование рушится. Любой родитель против внешнего вмешательства в семейную жизнь. Но этот протест он не готов выражать публично. Это - первая существенная причина. Мы - боязливое большинство. Мы стадо, пастухи которого заняты какими-то своими делами, а волки - уже за соседним кустом. И выйти из овечьего образа мы не можем. То ли это наследие советской эпохи, то ли - следствие грехов уже наших дней...

Второе: мы пассивны. Мы - ленивое большинство. Нам хочется, чтобы за нас всё сделали другие. Грядки для нас привлекательнее борьбы - и политической, и духовной. Мы утешаемся тем, что мы - маленькие люди, что от нас ничего не зависит. И это - справедливо. Пока мы не ощутим, что каждый из нас живёт в сосредоточии истории - в настоящем, мы так и будем постоянно оказываться перед лицом уже состоявшихся событий. С нами что-то будет происходить, и естественно, происходить, как правило, плохое, потому что в отсутствие активной позиции добра побеждает зло.

Есть ещё распространённое оправдание, что политика - дело грязное. Что - не дело нормальному человеку участвовать в таких сомнительных акциях как протесты и митинги. Мы - брезгливое большинство. Брезгливость - разновидность гордыни. Мы хотим остаться чистенькими.  Никому не нравится чистить сортиры (простите за такой низменный образ) - и испачкаться можно, и пахнет плохо... Но если этого не делать, нечистоты заполнят всё окружающее нас пространство. Что, собственно, и происходит.

Ответственность, активность и мужество - необходимые качества гражданского общества. Можно сколько угодно утверждать, что участники «прогулки» - не настоящее  гражданское общество, но пока что на стороне патриотического лагеря гражданского общества точно не наблюдается. Патриотического гражданского общества ещё нет.  Будет ли? - От этого зависит судьба России. От этого - в большей степени, чем от чего-то другого.

Проголосовать против ювенальной юстицици можно здесь: http://golosuite.ru/


Наверх
 

Поиск

Знаки времени

Последние новости


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение