ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 

  
Культуролог в ВК
 
 

  
Главная >> Сценарии нашей жизни >> Небесная линия... Петербургские панорамы XVIII-XXI веков

Небесная линия... Петербургские панорамы XVIII-XXI веков

Печать
В Петропавловской крепости c 11 июня по 31 августа 2012 г. проходит выставка "Небесная линия... Петербургские панорамы XVIII-XXI веков".

Выставка посвящена истории формирования «небесной линии» Петербурга и развитию жанра видовой архитектурной панорамы, связанному именно с этой уникальной особенностью петербургского ландшафта. Экспозиция, объединившая более 250 экспонатов из фондов Государственного музея истории Санкт-Петербурга и частных коллекций, демонстрирует лучшие образцы петербургского панорамного искусства: масштабные гравюры XVIII-XIX столетия, фотопанорамы второй половины XIX-ХХI веков, видовые открытки, плакаты. Они позволяют проследить изменения, которые произошли в облике Петербурга за три столетия его существования, а также оценить степень сохранности исторического облика города, сложившегося в XVIII - начале ХХ веков, в современных условиях. 

 «Небесная линия города на Неве» - это понятие ввел в обиход Д. Лихачев. Оно наиболее точно отражает уникальность архитектурного образа Петербурга. По словам Д. Лихачева, «самая, может быть, характерная градостроительная черта в облике Ленинграда – преобладание горизонталей над вертикалями...» ( "Наше наследие". 1989. № 1).

 Целостный архитектурный ландшафт города формировался на протяжении трех столетий, благодаря жесткой градостроительной дисциплине. Уже с петровских времен в молодой столице действовали многочисленные императорские указы и распоряжения, строго регламентирующие регулярную планировку кварталов, расположение домов вдоль улиц по "красным линиям и в один горизонт", прием застройки "единой фасадой". Особое внимание градостроителей на протяжении нескольких веков уделялось силуэту Петербурга, тщательно продумывались высотные нормы, соотношение рядовой застройки и доминантных сооружений города.

Выставка в Петропавловской крепости демонстрирует процесс формирования и развития архитектурной панорамы как особого направления петербургского искусства. На ней представлена первая масштабная видовая гравюра "Панорама Петербурга" А. Зубова (1716), изображения набережных Невы М. Махаева (1753). Особый интерес представляют виды, запечатлевшие город с различных высотных доминант: круговая панорама Дж. Аткинсона с башни Кунсткамеры (1805-1807), вид города, сделанный Г. Чернецовым с лесов Александровской колонны (1836), панорама Дж. Бернардацци с колокольни Петропавловского собора (1851); а также знаменитая «Панорама Невского проспекта» В. Садовникова (1835). Демонстрирующийся на выставке макет камеры-обскуры дает возможность зрителям увидеть, каким образом художники-панорамисты создавали свои произведения. 

Во второй половине ХIX столетия появились фотоизображения Петербурга. Снимки таких мастеров, как И. Бианки, К. Булла, Н. Диго, А. Лоренс, А. Ришбур запечатлели Петербург 1870-1900-х годов. Ценнейшими фотодокументами своего времени стали уникальные фотопанорамы города 1930-х годов Л. Андреевского  и работы военного фоторепортера Н. Хандогина периода блокады Ленинграда. Рядом с фотоснимками можно увидеть фотоаппараты конца XIX века - 1920-х годов, в том числе фотоаппарат начала XX века для панорамной съемки.

Сегодняшнее состояние «небесной линии» Петербурга нашло отражение в работах современных фотографов. На них зафиксированы многочисленные градостроительные ошибки конца ХХ – начала ХХI века, внесшие диссонанс в классический образ города на Неве. В первую очередь, это такие постройки последнего времени, как здание Товарно-фондовой биржи и комплекс «Финансист» на Васильевском острове, торговый центр «Стокман» на углу Невского проспекта и ул. Восстания, жилой комплекс «Монблан» на Большом Сампсониевском проспекте и другие.

Еще более показательно демонстрирует современное состояние городской застройки центральной части Петербурга трехмерная модель, созданная Институтом географических информационных технологий.

Дополняют выставку материалы из архива Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, движения «Живой город», Санкт-Петербургского Интерьерного театра, посвященные деятельности градозащитных групп и движений, направленной на сохранение неповторимой «небесной линии» Петербурга.

Также в экспозиции представлены работы современных художников, отобранные в результате открытого конкурса, проведенного Петербургским благотворительным фондом культуры и искусства «ПРО АРТЕ»: «Петрогрань» (А. Теребенин, СПб), «Камера-обскура» (В. Григ, СПб), «Рыбий глас: Невское болеро» (Е. Стрелков, Нижний Новгород), «Городские кубики» (А. Михайлова, Е. Истомина, СПб).

Источник

Фрагмент "Панорамы Невского проспекта" В.С. Садовникова (источник)

Панорама Невского проспекта. 1830-е. Акварель, масло. Фрагмент


13.06.2012 г.

Наверх
 

Поиск

Знаки времени

Последние новости


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение