Знаковая фигура современной культуры В культуре, где все хотят развлекаться, диджей представляет собой знаковую фигуру. Он обеспечивает развлечение, и не просто обеспечивает, а создаёт его. При этом его «акт творения» происходит непосредственно на глазах у публики. Всё очень зримо. Публика и диджей с одной стороны противостоят друг другу. Диджей задаёт тон (правильнее сказать – ритм), танцпол ему внемлет (перерабатывает, потребляет). С другой стороны, общий ритм, общая музыка объединяет весь клуб, не разделяя публики и диджея. Где-то на грани сознания рождается ощущение, что любой на танцполе участвует в создании музыкального сета, так как диджей подпитывается коллективной энергией - ему для своей музыки необходимо настроение клуба. Не случайно человек с танцпола часто проецирует в себя в диджеи; ему кажется это естественным – сегодня ты танцевал, завтра встал к вертушкам.
Роль диджея таким образом сочетает демократизм с элитарностью. Можно провести аналогию между ремеслом диджея и цеховым ремесленничеством Средневековья. Научиться ремеслу – сбивать табуретки, шить перчатки несложно, вход на уровень подмастерья прост, никаких первоначальных навыков не требуется, достаточно желания и сноровки. А потом обретается мастерство и звание мастера. Также и с диджеингом – в основе своей техника проста, а вот для того, чтобы стяжать известность и популярность многое надо.
Диджей (или даже без транскрипции – Dj) в настоящее время практически не расшифровывается. Исходное диск-жокей – это слово из другой эпохи, из времени дискотек, а не клубов, танцплощадок, а не танцполов. И ведь какой поэтический перевод возможен – «оседлавший диски», но нынешнее время скупо на слова и непоэтично.
Диджеи говорят, что они «играют» музыку. Не ставят, не прокручивают, а именно играют. Так исполнительское мастерство диджея в массовом сознании незаметно уравнивается с иным исполнительским мастерством. И музыкант и диджей играют. Это теперь однопорядковые явления. Диджей в определённом смысле даже обыгрывает традиционного музыканта. Он более современен. Он воплощает в себе дух постмодернизма. Если музыкант просто исполняет музыкальное произведение, то у диджея – метаисполнение. Он берёт работу музыканта и делает её элементом своей работы.
Всё начиналось с музыкального сопровождения вечеринки. Когда люди хотят танцевать, кто-то ведь должен обеспечивать музыку, менять пластинки, подбирать более подходящие песни (по-современному – треки).
Если крысе вживить электрод в центр удовольствия в мозгу, она так и будет замыкать контакт, пока не умрёт. Это общий принцип. При отключённом сознании, человек уподобляется бедной крысе, и стремится длить удовольствие как можно дольше. Если ему доставляет удовольствие танцевать, он должен танцевать долго, а паузы между музыкальными номерами его только раздражают.
Отсюда возник посыл, создавший профессию диджея. Его задача – обеспечивать непрерывность музыкального ряда. Танцующие не должны замечать, как одна музыкальная вещь переходит в другую. Это достигается за счет подбора последовательности треков с максимально близким друг к другу ритмом. Пока в динамиках над танцполом звучит одна композиция, диджей в наушниках подгоняет другую композицию к тому моменту, когда переход с первой на вторую будет максимально нивелирован. Это называется искусством сведения, и составляет самую суть техники диджеинга. Для достижения необходимого эффекта применяется и прямое вмешательство – скретч, когда диски крутятся в разные стороны и звук «заикается», параллельное звучание двух треков и т.п. В результате музыка звучит без перерывов два часа (стандартный диджеевский сет). На следующий сет к вертушкам встаёт новый диджей.
Возможность играть с чужой музыкой создаёт иллюзию творчества. Комбинация треков, усилиями диджея спаянная воедино, (на клубном языке – микс) воспринимается как авторское произведение. Каждый диджей имеет свою стилистику, поскольку работает с композициями в определённом ритме. Но в современном мире, где культивируется самодостаточность индивидуума, быть исполнителем не так престижно, как быть автором. И самосознание диджеев сдвигается в эту сторону. Они уже записывают диски со своими миксами. Имя диджея ложится поверх тех, кому действительно принадлежит эта музыка, и выступает как товарный знак. Это соответствует общему принципу: коллажист тоже художник.
И всё же неполноценность подобного авторства современностью ещё полностью не изжита. Поэтому самые продвинутые диджеи тяготеют к написанию реальной музыки. Сейчас это не сложно. Достаточно иметь хорошую аппаратуру и соответствующее программное обеспечение. Естественно, речь не идёт о живых инструментах, только электроника. И не столько мелодия, сколько биение ритма. На иное диджеи – а они в подавляющей массе без музыкального образования – попросту неспособны. Да и публика клубов в другом не нуждается. Ритм заводит, при определённых частотах он несёт эйфорию. Дёргаться и ни о чем не думать, - это сегодня называется танцевальной культурой.
Тиражирование клубной музыки набирает обороты. У завсегдатаев клубов электронная пульсация стала привычным фоном, а поскольку жизнь всё-таки шире танцпола, они испытывают необходимость воссоздать этот фон и при прочих обстоятельствах жизни. Волей-неволей аудитория расширяется. Клубная музыка входит в моду, а это значит, что голая электроника и микширование чужих произведений становится общим местом молодёжной культуры. Идёт процесс снижения вкуса. Ритмика вытесняет мелодику. Культура переходит от сложного к простому, это явная деградация.
За пределы клубов выходят не только продукты творчества диджеев, но и они сами. Музыку подбирают, ставят и сводят теперь и на телестудиях, и на радиостанциях. Соответственно там есть свои мастера вертушек - виджеи (VJ) и арджеи (RJ).
Но на телевидении и радио нет визуального и эмоционального контакта диджея с аудиторией. Диджей предоставлен самому себе, и это сказывается не лучшим образом. Он не может получать обратную связь, видя танцующую массовку. Пропадает ощущение центрального звена, короля вечера. Уязвлённое подсознание начинает включать компенсационные механизмы. Диджей должен доказать свою власть над теми, кто по ту сторону эфира. Диджей начинает кривляться, хохмить, показывать себя. Из профессионала звуковой техники он превращается в шоумена.
Шоуменство возвращается назад в клубы. Мастерство сведения треков теперь не всегда главное, часто побеждает артистизм, причём довольно низкого пошиба. Образ соответствует среде, простота ритма требует грубых черт образа. Таким образом, деградация выходит на метауровень. Разрушаются внутренние правила структуры, функция которой – обеспечивать деградацию более широкой музыкальной среды. |