ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 

  
Культуролог в ВК
 
 

  
Главная >> Знаки времени >> Болезни духовного возрождения

Болезни духовного возрождения

Печать
10.07.2012 г.

Некоторые особенности современной кампании в поддержку семейных ценностей

 

Наша публичная, социальная жизнь соткана на секулярном станке. В ней нет Бога. Глубину этого безбожия, пропитавшего ткань нашего социума порою и осознать тяжело. Масштаб бедствия становится очевиден только на фоне наших попыток одолеть эту бездну. О том, что традиции полностью пресеклись, понимаешь, наблюдая, как мучительно осуществляется их реконструкция, как ищется современный формат, в котором общественному бытию могла бы быть возвращена духовная первооснова.

Например, уже, практически, осознано, что религиозная традиция способствует образованию крепкой, здоровой семьи. В Русской Православной Церкви есть свои покровители семьи и брака - святые благоверные Петр и Феврония. В 2008 году день памяти Петра и Февронии был объявлен Всероссийским днем семьи, любви и верности. В этот день – 8 июля 2008 года - в Муроме, на родине святых супругов, был открыт памятник. Скульптор – Николай Щербаков – изобразил Петра и Февронию в виде двух коленопреклонённых фигур, протягивающих друг к другу руки.

Муром Памятник Петру и Февронии 2008  
Источник: http://www.petr-fevronia.ru/info/1
 

То, что это именно Пётр и Феврония, из самого скульптурного изображения не следует. Возможно, в этом есть и своя сильная сторона: скульптуру можно трактовать как некую модель идеальной семьи, в которой отношения между мужем и женой построены на благоговении, нежности и любви. Однако, очевидно, что скульптура носит исключительно светский характер. Поэтому ей подыскали соответствующее место – возле ЗАГСа. Стоит также сказать и о закрытой композиции скульптуры: Пётр и Феврония обращены друг к другу, мы можем видеть их встречу, но при этом мы остаёмся лишь зрителями.

Следующий, 2009 год был отмечен новыми скульптурными приобретениями. Памятники Петру и Февронии установили в Архангельске, Ярославле, Сочи, Ульяновске, Абакане. Потом география стала ещё шире - памятники появились в Ейске, Омске, Владивостоке, Иркутске, Батайске, Новосибирске, Ижевске. Ко Дню семьи, любви и верности в этом году были открыты памятники в Екатеринбурге, Волгограде, Калуге, Тамбове, Клину и снова – в Муроме.

Архангельск Памятник Петру и Февронии  
Архангельск. Источник: http://www.petr-fevronia.ru/info/3
 



Все эти памятники выстроены приблизительно по одному стандарту. Петр и Феврония стоят или вполоборота или прямо лицом к зрителю. Оформление памятника, как правило, адресуется к их житию. При открытии памятники освящаются. Многие из них установлены рядом с храмами. Естественным образом, памятник Петру и Февронии становится центром проведения праздника 8 июля. Канон этого праздника уже практически сложился. Он предусматривает награждение супружеских пар, сохранивших свой брак в течение долгого времени, а также чествование молодоженов. Проведение праздника возглавляет местное начальство. В итоге получается своеобразное официально-фольклорное мероприятие.

Внимание к семье, безусловно, благое дело. Однако, построив общую картину Дня семьи, любви и верности в масштабе страны, невольно начинаешь испытывать лёгкое беспокойство. Возникают совершенно ненужные параллели с советской эпохой, от которой нам достались похожие друг на друга памятники Ленину на центральных площадях городов. Легко вспоминаются торжественные речи и мероприятия, проходившие под сенью этих памятников.

Хорош тот праздник, который прорастает снизу, укорененный в естественном духовном или хотя бы душевном порыве народа. Но этого не происходит, и вот тут-то понимаешь, насколько мы поражены духовной немощью и пусты душой. Возможно, действительно, единственный путь, который остался, это насаждение духовности сверху. Но хочется задать следующий вопрос: насколько подлинная это духовность? Растиражированность художественного решения памятников Петру и Февронии уже вызывает сомнения. Но есть и гораздо более серьёзный симптом.

В Тамбове памятник установили напротив «Моста влюбленных», не как противопоставление, а как продолжение темы. «Мосты влюбленных» сегодня есть во многих городах России. Как правило, это - пешеходные мостики, на перила которых навешиваются замки с именами новобрачных. Пока висит такой замок, союз считается нерушимым… Устойчивая языческая традиция в современной культуре. «Мост влюбленных» в Тамбове официально и торжественно открыли к Международному дню семьи в 2008 году. В Ейске Петру и Февронии нашлось место в парке недалеко от «Дерева желаний», на которое молодожены повязывают ленточки.

Получается, что православная составляющая сама по себе не очень важна. Для местной власти памятник Петру и Февронии интересен, прежде всего, тем, что он становится ещё одной туристической точкой, объектом свадебной индустрии. Глава Удмуртии Александр Волков на церемонии открытия в Ижевске так и сказал, что он надеется, что памятник станет ещё одним местом, посещаемым молодоженами.

И тут возникает ещё один вопрос: какие мотивы будут вести людей к памятнику? И вообще, что такое – памятник православным святым? Является ли памятник скульптурной иконой? К освященному памятнику люди прикладываются, кладут цветы… Это, вроде бы, правильно… У памятника можно и помолиться.

Но вот, например, в Иркутске у ног благоверной четы изображен зайчик (в соответствии с житием). Теперь принято тереть носик этого зайчика, как говорится «на счастье».

В Муроме новый памятник установили рядом с Троицким женским монастырем. Была потребность именно в таком памятнике, который бы вписывался в традицию религиозного искусства (поскольку первый памятник – Николая Щербакова – как мы помним, оказался светским). И на новом муромском памятнике тоже есть зайчик. Архитектор памятника так представил этого героя: «Обратите внимание на кролика, сидящего у ног святых, - Владимир Сягин указал на фигурку на памятнике. - По легенде, в семье Петра и Феврония жил домашний кролик. А Феврония, кстати, была простой крестьянкой и целительницей, хранила единство с окружающей природой. Кролик на скульптуре как раз символизирует эту связь. Кроме того, кролик — это символ размножения и плодородия. Добавляя его в скульптурную группу, мы, авторы, даже представили, что с этой фигуркой может выйти какая-нибудь добрая традиция». И, конечно же, традиция не замедлила явиться - люди потянулись гладить нос зайчика…

Муром Памятник Петру и Февронии 2012  
Источник: http://www.vladimir.kp.ru/daily/25912/2866626/
 

Что же мы всё-таки тиражируем: образы святости или идолов? Восстанавливаем духовность или спекулируем на ней?


Наверх
 

Вы можете добавить комментарий к данному материалу, если зарегистрируетесь. Если Вы уже регистрировались на нашем сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.



2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение