Закон о защите детей от негативной информации наконец-то начинает применяться (он вступает в силу с 1-го сентября). И вот уже проявилась вся жёсткость буквы закона. Например, оказалось, что классический советский мультсериал "Ну погоди!" по закону детям смотреть не следует. "Ну погоди!" попадает в категорию "18+", по телевизору его можно показывать только после 11 часов вечера.
Возможно, для хрестоматийного мультфильма в конце концов всё же сделают исключение, оформив это как какую-нибудь экспертизу. Но прецедент показателен. Это означает, что при условии действия данного закона, советские дети "Ну погоди!" не увидели бы. Может быть, и невелика потеря... Однако, в результате мы, скорее всего, получим предельно вылизанный и стерилизованный детский контент. Что будет своего рода маленькой ложью.
Это говорится не к тому, что детей не надо защищать от негативной информации. Просто защита должна обеспечиваться не формальной буквой закона, а осмысленным действием ответственных людей. Иными словами, нужна нормальная цензура, где решение принимает цензор. Только человек может взвестить культурную ценность и реальное воздействие, оказываемое художественным произведением. В условиях цензуры возможна полноценная культурная жизнь, что и доказала русская литература XIX-го века.
Также очевидно, что цензура должна охватывать не только детей, но и взрослых. Если ребёнок может дождаться позднего вечера (11 часов по нынешним временам, в общем-то, ещё не особо поздно), и всё увидеть, что от него прячут, то какой в этом смысл? Если взрослому позволительна любая пакость, причём, пакость эта не расценивается как что-то предосудительное, то тут мы имеем дело уже не с маленькой, а с большой ложью. Не может плохое стать хорошим только благодаря тому, что его потребитель вырос. Чуткие дети легко распознают этот обман. И эффективность подобных запретов оказывается крайне низкой.
Думается, что через какое-то время наше общество это поймёт и придёт к полноценной цензуре.