К истории создания официального государственного гимна Российской империи |
После реформ Петра I важные идеологические формулы, символы и жесты, постепенно стали нуждаться в поддержке искусства, в авторитете культуры, в таланте поэтов, композиторов и художников. Прогрессивные силы науки, литературы и искусства были сознательно включены в систему абсолютизма, а дворянская культура осознавалась как одна из разновидностей государственной службы.
В период царствования Николая I происходит окончательное оформление идеологической основы российского самодержавия. На 1833-1834 годы приходится ряд идеологических акций: создание государственного национального гимна, путешествие императора по России, открытие Александровской колонны в Петербурге, празднование совершеннолетия наследника престола, постепенное развитие культа Отечественной войны 1812 года [1]. В этот же период формируется официальная идеология государства: патриотическая триада «Православие - Самодержавие - Народность», которая очень понравилась государю своей простотой и лаконизмом.
В соответствии с этой теорией, Россия есть особое государство, которое отличается от Европы всеми чертами своего национального быта и государственного устройства. Лишь в ней одной господствует истинный порядок вещей, отвечающий требованиям религии и политической мудрости. Утверждалось, что общественно-политический строй Российской империи, являясь идиллически-патриархальным, наилучшим образом соответствует интересам и характеру русских людей.
Но самодержавная власть не могла ограничиться лишь провозглашением своей идеологической доктрины: в царствование Николая I начала формироваться особая культура государственной официальной символики и мифологии. Окончательно сформировалось придворное светское общество со своим укладом, этикетом, культом официальных торжеств. Новыми символами государственной власти становится официальный государственный российский гимн «Боже, царя храни» и первая национальная опера «Жизнь за царя».
В 1815 г. В.А. Жуковский опубликовал в журнале «Сын Отечества» стихотворение «Молитва русских», посвященное императору Александру I. В 1816 г. «Молитва русских» исполнилась на параде в Варшаве при встрече императора, и звучала на официальных торжествах вплоть до 1833 г. Краткие и легко запоминающимися стихи Жуковского, положенные на мелодию британского королевского гимна «Got save the King», с момента указа Александра I всегда исполнять «Молитву …» при встречах императора, превратились в первый государственный гимн России.
Через семнадцать лет после «Молитвы…» поэт еще раз принял участие в создании официального государственного гимна Российской империи. На сей раз не только слова, но и музыка были русскими.
Оригинальную музыку к гражданской молитве во славу российского помазанника Божия сочинил русский офицер Алексей Львов[2]. Государственный заказ написать музыку для первого официального государственного гимна поступил Львову через А.Х.Бенкендорфа. Сам композитор вспоминал: «В 1833 г. я сопутствовал государю в Австрию и Пруссию. По возращении граф Бенкендорф сказал мне, что государь, сожалея, что мы не имеем своего народного гимна, и скучая слушать музыку английскую, столько лет употребляемую, поручает мне попробовать написать гимн Русский.»[3,243]. Когда музыка была готова, Львов обратился к Жуковскому. Под созданную Львовым мелодию поэт подобрал несколько строк из своей "Молитвы русского народа». Текст нового российского государственного гимна состоял всего из 6 строчек: Боже, царя храни/Сильный, державный,/ Царствуй на славу, на славу нам./ Царствуй на страх врагам,/ Царь православный./ Боже, Царя, Царя храни![4, 26]. Как и полагается гимну «Боже, царя храни» эмоционально наполнен, состоит из повторов и восклицаний и органично завершается молитвой-заклинанием.
Премьера гимна состоялась в Певческой Императорской Капелле 23 ноября 1833 года с придворными певчими и двумя военными оркестрами. Император отдал распоряжение представить мелодию широкой публике, и первое публичное официальное исполнение гимна состоялось 11 декабря 1833 г. в Москве в Большом театре. Оркестр и вся труппа театра, собранная в хор, участвовали в исполнении «Народной русской песни» (так в афише был назван гимн). Подразумевалось, что «народная русская песнь» - это и есть национальный или государственный гимн. В день годовщины освобождения России от наполеоновского нашествия, 25 декабря 1833 г. гимн был торжественно исполнен в Зимнем дворце в присутствии всей царской фамилии, двора, гвардии, ветеранов Отечественной войны 1812 года. 31 декабря 1833 г. по приказу Великого князя Михаила Павловича новый гимн должен был исполняться на всех парадах, разводах и других официальных государственных акциях. С этого дня гимн, или, как больше нравилось Николаю I, "русская народная песня" начала свою самостоятельную жизнь. Иван Макаров, "Государь император кланяется народу с Красного крыльца", 1883 |
Таким образом, структура официальных имперских торжеств, включавшая динамические элементы официальной парадной культуры, обогатилась еще одной важной доминантой – государственным гимном. Созданный под патронатом императорской власти гимн был назван «народным». В различных изданиях и указах гимн именовался «молитва русского народа», «народный гимн», «национальный гимн», «русский гимн». Официальный государственный гимн исполнялся на всех парадах, на разводах, при освящении знамен, на утренних и вечерних молитвах Русской армии, встречах императорской четы войсками, на принятии присяги, в гражданских учебных заведениях, на всех официальных церемониях, открытиях выставок и ярмарок, освящении храмов, при встрече императора на балах, при официальных въездах в города и на торжественных застольях после здравниц за государя. Единственный официальный гимн России просуществовал вплоть до дня отречения императора Николая II от престола, до 2 марта 1917 г. Примечательно, что в Белой армии гимн не исполнялся.
Вариации национального гимна присутствует и в первой русской опере «Жизнь за царя» (Опера в трех действиях. Музыка М.И. Глинки, либретто барона Розена). Жуковский не только предложил композитору сюжет, но и нашел либреттиста, участвовал в сценографии оперы, написал текст одной из арий, ему же принадлежит авторство текста хора «Славься» [5]. С 1837 года, по особому распоряжению императора Николая I, гимн исполнялся в заключении спектакля.
Реплики гимна звучат в опере А.А. Шаховского «Иван и Матвей», у П.И. Чайковского в «Славянском марше», и в увертюре «1812 год», исполненной по случаю освящения Храма Христа Спасителя в Москве. Так, по концептуальному замечанию Л.Н. Киселевой, создавалась новая мифология «христианского царства, основанного на любви подданных к монарху» [6, 301]. «Боже, царя храни», как символ государственного и социального единства прочно вписался в идеологическую парадигму, а первые слова гимна превратились в девиз державы.
Впервые в отечественной истории поэт, журналист, художник, критик Василий Андреевич Жуковский стал автором и современником двух государственных гимнов. Убежденный государственник, последовательный и искренний приверженец монархии тонко уловил патриотический настрой граждан и великодержавные установки верховной власти.
Поиски компромисса между поэзий и службой, вдохновением и долгом тесно связаны с проблемой соотношения таланта и долга, музы и тяжбы. Они всегда были и остаются индикатором свободы творческой личности в сочетании с достоинством гражданина Отечества и подданного власти. Торжественные ритуалы, эффектные официальные торжества и закрепленные традиции не умирают: сочетая серьезность с некоторым отстранением, они проявляются в ритуализированных зрелищах военных парадов, инаугураций, дипломатических и публичных приемов, официальных торжественных церемоний и массовых праздников. Амплификация устойчивых риторических сюжетов, государственных мифов, «национальных» символов обладает значительным идеологическим потенциалом. Возращение мифологем прошлого - не просто политико-идеологическая эклектика. Сегодня мы нередко сталкиваемся с продуманными акциями, направленными на создание прямых аллюзий и мотиваций. Порой негативно и позитивно маркированные идеологемы, в соответствии с актуальной политической прагматикой, превращаются в средство управления массовым сознанием и общественным мнением. Специфика самодержавной политической традиции в России обеспечило доминирование политической структуры в социокультурной сфере, превращая культуру в действенный государственный институт. Об этом нам напоминает вся история русской культуры в ее динамике взаимоотношений с властью.
ЛИТЕРАТУРА
1. См. подробнее: Осповат А.Л., Тименчик Р.Д. «Печальну повесть сохранить …». М., 1982. Ч.1.; Проскурин О.А. Поэзия Пушкина, или Подвижный Палимпсест. М., 1999; Келлер Е.Э. Праздничная культура Петербурга. Спб., 2001; Уортман Р. Сценарии власти. Мифы и церемонии русской монархии. М., 2004. Т.1.; Огаркова Н.А. Церемонии, празднества, музыка русского двора. СПб., 2004; Гузаиров Т. Открытие Александровской колонны в Петербурге: продуманный сценарий и неожиданный эффект//Труды по русской и славянской филологии. Литературоведение. VII. Новая серия. /Ред. Л. Киселева. Тарту, 2009 - С. 112-137
2. По окончании Корпуса инженеров путей сообщения А.Ф. Львов попал на военную службу в военные поселения Новгородской губернии под начальство А.А.Аракчеева. В 1826 г. Львов вошел в свиту Николая I, сопровождая императора во всех его поездках по стране и за границей, а затем стал управляющим делами императорской квартиры. Он принимал участие в войне с Турцией 1828-1829 гг., участвовал в боях под Варной, получил боевые награды. В 1832 г. Львова зачисляют в почетный Кавалергардский полк, он командует Собственным Его Императорского Величества Конвоем – Горским Кавказским полуэскадроном, сопровождая императора во всех поездках. С этого времени от становится близок к царской семье, аккомпанирует на скрипке пению Великой княжны, участвует в домашних концертах.
3. Львов А.Ф. Записки А.Ф. Львова//Русский архив. 1884. Кн.2.№4.
4. В.А.Жуковский Боже, царя храни: Жизнь и творчество, стихи, баллады, поэмы. – М., 2001.
5. См. подробнее: Гозенпуд А.А. Русский оперный театр XIX века (1836-1856). Л., 1969; Егоров Б.Ф. Музыкальная жизнь // Из истории русской культуры, том V (XIX век). – М., 1996. – С. 531-559; Мазур Т.Р. «Слушая сию новинку…». К 170-летию премьеры оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя»// Пушкинский музеум. Спб., 2007. – С.298-306.
6. Киселева Л.Н. Становление русской национальной мифологии в николаевскую эпоху (сусанинский сюжет) // Лотмановский сборник. Т.2. М., 1997. Публиковалось: Портал Сетевое сообщество "Российская культурология" |