ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 

  
Культуролог в ВК
 
 

  
Главная >> Знаки времени >> В тени борьбы с суицидами

В тени борьбы с суицидами

Печать
14.09.2012 г.

10 сентября ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) совместно с Международной ассоциацией предотвращения самоубийств проводят Всемирный день предотвращения самоубийств. Не очень понятно, как можно предотвратить трагедию, проведя в назначенный день плановое мероприятие, но ведь надо же что-то указывать в отчетах… На практике желание соответствовать мировому тренду порою выливается в весьма странные формы.

Ян Стен Городская школа  
Ян Стен, "Городская школа", 1665 

Так, по информации, полученной от родителей, во всех школах Пятигорска в этот день прошли специальные занятия, на которых детям рассказывали, что суицид – это плохо. Но рассказать – мало, и инициаторы мероприятия решили поставить жирную эмоциональную точку. Мероприятие заканчивалось тем, что детям предлагалось сделать выбор между смертью и жизнью; в ознаменование выбора жизни ребёнку на руку ставился штамп со словом «жизнь».

Данная акция имеет давние культурные корни. Нанесение на тело изображения, разновидностью которого является текст, представляет собой практику, присущую как древним примитивным культурам, так и маргинальным сообществам в культуре современного типа.

Смысл такого нанесения заключается в установлении отношений между человеком и комплексом представлений, выражаемых объектом изображения (денотатом надписи). Эти отношения обычно включают в себя следующее:

  1. подтверждение причастности – с помощью изображения человек подтверждает, что он является членом общности, символизируемой изображением;
  2. подтверждение верности – нанесение знака является аналогом присяги. Этот аспект усиливается в случае, если знак наносится на длительное время (навсегда, как например, предполагается при нанесении татуировки). Как правило, в момент нанесения знака создаётся соответствующая атмосфера. Человек, которому наносится знак, должен чувствовать неординарность совершаемого действия (отсюда, например, важность переживания болевых ощущений при нанесении татуировки – это своего рода жертва за приобщение).
  3. установление зависимости. Подобные знаки являются частью мистическо-магического восприятия реальности. Это восприятие может быть описано следующим образом: человек отдаёт себя во власть тому, что выражается символом, и при этом в ответ надеется на его благосклонность. Нанесение знака (надписи) на открытом месте, доступном для всеобщего обозрения, является также публичным свидетельством, несением миссионерского служения ради того, что выражается знаком.

Проставление школьникам штампа с надписью «жизнь» во время занятий в рамках Международного дня предотвращения самоубийств полностью укладывается в описанное выше картину. Данный жест призван воспроизвести древние (языческие) ритуальные практики с тем, чтобы возбудить в детях чувство сопричастности, верности и необходимости публичного исповедничества жизни.

Эффективность подобного, архаического по своей сути действия в рамках секулярной культуры, сомнительна. Зато вред очевиден:

  1. Ребёнок научается тому, что жизненные проблемы можно «решить» с помощью определённого ритуала, «заговорить» их. Налицо архаизация детского сознания. Направление действия прямо противоположно всему образовательному процессу.
  2. Поскольку подобное действие происходит в стенах школы, у детей возникает когнитивный диссонанс. Они оказываются дезориентированы относительно задач школы и образования. Ценность позитивного знания снижается.
  3. Школа санкционирует магическую практику. В результате, ребёнок приобщается к магическому восприятию мира. Это делает его психологически уязвимым. Увеличивается опасность подпадания под влияние различных сект, шарлатанов и лиц с преступными намерениями.
  4. Фактически, здесь мы имеем дело с готовой атрибутикой секты. То, что в центр потенциального культа, поставлена жизнь, не гарантирует его добропорядочности. Секта – это всегда угроза здоровью психики, а возможно, и жизни. 
  5.  Можно спрогнозировать, что в результате проведенного мероприятия многие дети будут испытывать серьёзные психологические проблемы. Простое и непосредственное восприятие жизни, которое обычно присуще ребёнку, оказалось искажено. Использование жизни в качестве центрального символа в подобном ритуале означает превращение её в объект поклонения, которому неизбежно начинают приписываться свойства субъекта. В восприятии ребёнка происходит разрыв его самосознания и его собственной жизни. Жизнь оказывается внешней реальностью, тем, что надо как-то особенно выбирать. Эффект акции может получиться прямо противоположный заявленному. Там, где есть выбор, есть и возможность отказа.
  6. Нанесение ритуальных знаков на тело прямо запрещено основными религиями Российской Федерации (христианством и исламом). С этой точки зрения психологическим принуждение к нанесению явно ритуальной надписи является нарушением прав верующих детей, то есть нарушением российского законодательства.
  7. В христианстве любое нанесение печати на руку человека ассоциируется с текстом Откровения Иоанна Богослова: «и он (Антихрист) сделает то, что всем… положено будет начертание на правую руку их или на чело их» (Отк. 13:16). С точки зрения христианина пятигорская акция, таким образом, неизбежно попадает в апокалиптический контекст. Она воспринимается как «пробный шар»: насколько мы уже готовы к простановке печати. Будем ли мы возмущаться или же нет.

Нам в очередной раз напоминают, что современная мировая культура является постхристианской. Не просто секулярной, забывшей о Боге и изжившей религиозность. А именно – отвергнувшей Бога, сначала с опорой на разум, а потом – уже и вопреки разуму. Разум в нас – свидетельство того, что человек сотворен по образу и подобию Божию. Поэтому богоборческий посыл неизбежно приводит к конфликту с рациональностью. Возвращается магизм, на очереди – мистицизм самого гнилого толка, а впереди уже вырисовывается зловещая фигура Антихриста.

Будем же бодрствовать, как заповедал нам Господь, и призывать к ответу устроителей «нового мира» за каждый подобный пробный шар, пока есть такая возможность.

Текст написан для портала Татьянин день 

 


Наверх
 

Вы можете добавить комментарий к данному материалу, если зарегистрируетесь. Если Вы уже регистрировались на нашем сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.



2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение