Культура "в режиме реального времени" |
Культурный процесс, на мой взгляд, может и должен осуществляться в двух форматах. Условно назовем их так: формат «частотных модуляций» - «ЧМ» и формат «длинной волны» - «ДВ». Культурный формат «ЧМ» - это детище высоких технологий в массовом культурном производстве. Это грандиозное достижение современной техники доставки информации, которое обеспечивает культурному продукту глобальную распространенность и массовый охват потребителей. При этом есть возможность добиться высокой степени избирательности пристрастий и удовлетворить даже узкие группы интересов. Что же «модулирует» индустрия культуры в этом формате? Широта охвата потребителей достигается за счет упрощения формы восприятия и наложения ограничений на содержание продукта стандартом «ублажения инстинктов». Выигрываем в количестве потребителей, проигрываем в качестве продукта. Всеобщая «окультуриваемость» превращается во всеобщую «оглупляемость». Культуру «ЧМ» движет «новизна», то есть регулярный ритм коррекции формы в сочетании с резкими всплесками и вбросами радикальных изменений для преодоления усталости потребителя. Этот ритм «врывной напряженности» позволяет удерживать внимание и заставляет снова и снова вкушать предлагаемое «действо» в качестве культурного продукта с покорностью загипнотизированного клиента. Но даже хорошо отлаженная индустрия не может обеспечить содержательное воспроизводство, содержательное обновление своего продукта. Парадокс новизны состоит в том, что происходит бесконечное возвращение назад, обращение к прошлому. Идут бесконечные смешения, интерпретации, игры с формой, со смыслом, с самой реальностью. Накопленное прошлыми поколениями культурное богатство утилизируется во все более упрощенной форме, во все более доступном виде. Этот формат культуры не способен созидать. Он только изменяет. «Вирус» новизны пожирает уже существующее, уже созданное, он не плодотворен. Он крадет, заимствует культурную среду у прошлых поколений, потому что нынешнее тоже желает «красиво жить». Но ему предлагают только продукт «одного дня - «хит недели», «моду сезона», «шедевр года». В результате формируется и упрощенная культура потребления самой жизни: «быстрые и легкие» деньги, «фирмы-однодневки», случайные связи, быстрая еда, короткая память, короткий ум... короткая жизнь. Как и любой другой экономический ресурс, культурный потенциал, накопленный предшествующими поколениями, этот капитал, доставшийся нам в наследство, нуждается в преумножении. Если его не воспроизводить, то в формате «ЧМ» можно работать сегодня, но не всегда. Индустрии культуры следует освоить и другой формат - «длинной волны», в котором мог бы осуществляться процесс развития и воспроизводства духовного сознания и интеллекта человека. Сегодня он не востребован массовым производством и не доступен пока широкому потребителю. Спрос на образованность, интеллект и духовность существует. Что нам мешает сделать его массовым? Что мешает нам сделать этот формат культуры не только доступным, но и преобладающим в режиме реального времени? Что мешает нам сделать этот культурный формат экспортным продуктом нашей экономики? Что мешает нам сделать этот формат движущей силой нашего присутствия в динамике мирового рынка и глобальной культурной реальности? Если современная индустрия способна технически объединить людей на Земле, почему бы не позаботиться и о создании содержательного, смыслового, концептуального обеспечения реального процесса глобального объединения людей? Вот в чем я вижу значение культуры « длинной волны». Движущая сила этого формата - это жизнь реальных людей в реальном времени в полном объеме их бытия. Она создает культуру всего человечества и Единого Человечества. Она осуществляет реальное взаимодействие различных культур в едином процессе. Она отражает своеобразие внутреннего мира человека. Культура в формате «ЧМ» признала и приняла различия между людьми, но лишь в доступном ей стандарте эксплуатации инстинктов. Здесь все настроено на исполнение личных желаний. Массу потребителей различают по пристрастиям и обслуживают индивидуально. Но не только пристрастия отличают людей, их отличают друг от друга, а иногда и разделяют друг с другом и способы веры, и идеологии. Культура «ДВ» пока не выработала базовых категорий для восприятия и признания различий между людьми. История культуры предлагает нам парадигму общности людей. Искусство создавало идеальный образ человека для идеального мира, оно вело поиски типических характеристик человека, устанавливало границы доступной и допустимой для человека меры добра и зла. Что знает реальная культура о реальном человеке? Чего в нем больше: сходства с другими или индивидуальных отличий? И что важнее для реального человека: быть похожим на других, быть «как все» или отличаться, «выделяться из толпы», разрушать толпу? Что предпочтет большинство ныне живущих людей: развить свою индивидуальность в инициативную и творческую личность или захочет принять норму поведения своего окружения, соответствующую «стандарту ЧМ» - стать рабами своих инстинктов и чужих правил и подчиниться тем, кто эти правила и нормы вырабатывает? Освоение обоих форматов культуры позволило бы нам, реальным людям, существовать в реальном мире без изъятий и разделений. Мы разные - мы существуем. Мы разные - мы в одной реальности. Мы разные - мы действуем сообща. Мы разные - мы хотим реализовать себя и добиться успеха в реальном мире реальных людей.
| ||
11.03.2010 г. | ||
Наверх |
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи.