Терраса Руски в Царском Селе |
28.09.2012 г. | |
Музей-заповедник «Царское Село» (Санкт-Петербург, г. Пушкин) сообщает, что в 20 сентября предстала обновленной Гранитная терраса или Терраса Руски в Екатерининском парке. В полдень здесь установили историческую скульптуру — в том числе, «Венеру Медицейскую», «Фавна с козленком», «Апоксиомена» — которая во время реставрации хранилась в фондах музея-заповедника.
Терраса построена по проекту архитектора Луиджи Руски в 1810 году на гребне восточного склона возвышенности и первоначально была облицована известняком. Еще в середине XIX века вместо предполагавшихся архитектором двух мраморных скульптур на террасе установили 10 гальванопластических копий известных античных статуй. Со времени последнего обновления террасы прошло более века: в 1898–1900 годах по проекту архитектора Сильвио Данини была выполнена реконструкция, в результате которой известняк заменили на серый и розовый гранит. В 2011-м, к моменту начала новой реставрации, гранитная терраса была в аварийном состоянии. — Главная сложность заключалась в том, что конструкция террасы получила существенные повреждения, так как в пространство между каменной кладкой и гранитной облицовкой постоянно попадала вода, дело могло обернуться обрушением. Чтобы исправить эту ситуацию, пришлось полностью разобрать облицовку, устранить посторонние включения, восстановить гидроизоляцию и собрать гранитную облицовку заново, — говорит главный архитектор ГМЗ «Царское Село» Наталья Кудрявцева. Кроме того, имели видимые отклонения угловые столбы; швы между блоками разошлись, ступени на лестничных спусках сдвинулись со своих мест. Требовали срочной помощи реставраторов и элементы чугунного литья балюстрад. Научно-проектную документацию разработал НИИ «Спецпроектреставрация», в соответствии с ней работы выполнили компании «Геоизол» и «Мастерская Васильева». Сложный реставрационный процесс включал почти 30 этапов: от демонтажа, комплексной очистки, восполнения утрат до гидроизоляции и антисептической обработки. Реставрация длилась 11 месяцев. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА Луиджи Руска планировал украсить террасу двумя мраморными статуями, однако его замысел не был осуществлен, а в 1850-х годах на постаментах балюстрады установили гальваноплас-тические копии античных скульптур. Коллекцию составили произведения литейной мастерской Императорской Академии художеств, выполненные в технике гальванопластики, изобре-тенной в 1838 году русским физиком Борисом Якоби. Эти скульптуры и были возвращены 20 сентября на свое историческое место. Луиджи (Алоиизий, Луиз) Иванович Руска (1758–1822). Итальянец родом из Швейцарии. В 1767 году приехал в Россию с отцом — каменных дел мастером Джеронимо Джованни Руской, приглашенным для строительства Исаакиевского собора и памятника Петру Великому. Учился у отца. Официально поступил на службу в 1783 году. Занимался государственными и дворцовыми постройками, а также строил по частным заказам. Много работал в Санкт-Петербурге, Ораниенбауме и Царском Селе. Совместно с архитекторами Василием Стасовым и Уильямом Гесте занимался разработкой "образцовых" фасадов для провинциальных городов. К основным работам Луиджи Руски в Санкт-Петербурге относятся: дворец Бобринских на Галерной улице, казармы Кавалергардского, Измайловского, Гренадерского, Астраханского полков, дом ордена иезуитов на Екатерининском канале, портик Перинной линии, дом с четырьмя фронтонами на углу Садовой и Итальянской улиц. В Царском Селе в пейзажной части Екатерининского парка по проекту Руски кроме Гранитной террасы была сооружена Большая гранитная пристань на берегу Большого пруда. Одновременно архитектор участвовал в переделке интерьеров Александровского дворца. | |
Наверх |