или - кто отвечает за культурное обнищание нации? Давайте сопоставим два высказывания.
Первое – это слова министра культуры, Владимира Мединского, обмолвившегося,
что он не знает, где пролегает граница между культурой и антикультурой.
По его мнению, каждый сам проводит для себя эту границу. Задача же
Министерства культуры – распределять деньги между проектами и следить,
чтобы они расходовались по назначению. Содержание проектов, таким
образом, остаётся за кадром.
Второе высказывание тоже принадлежит работнику культуры, а именно –
директору Городского выставочного зала г. Петрозаводска Марии Юфа: «Каждую последнюю субботу месяца мы предлагаем школьникам и студентам до
18 лет бесплатно познакомиться с экспозициями, представленными в нашем
учреждении. Подобный день открытых дверей обеспечивает полную
доступность к нашим услугам, привлекает внимание молодых зрителей, а
также дает возможность всем классом посетить выставку». Отличная
практика! Реальная забота о культурном просвещении детей и молодёжи.
Однако…
Не надо забывать, что мы находимся в ситуации, когда содержание
культуры
выведено из сферы внимания. И чем в этих условиях может
обернуться культурное просвещение? На что будут приходить смотреть дети?
В данном случае прекрасные слова директора выставочного зала сказаныпо поводу выставки Андрея Чежина, названного «известным российским
фотохудожником», которая называется «Кнопка и модернизм». В каждой из
работ Чежина присутствует канцелярская кнопка в том или ином воплощении –
такая вот отработка заданной темы. Не самый худший из возможных
вариантов: современное искусство способно производить и нечто
по-настоящему гадкое. Кнопки Чежина всё же сохраняют некую толику вкуса и
отражают определённое мастерство автора. Но механическое производство
образов кнопок мало чем способно обогатить душу.
И вот директор выставочного зала зовёт на экспозицию детей. Можно
представить, что учителя будут организовывать коллективные экскурсии на
выставку «известного фотохудожника» - бесплатно же! И всё это
благословляется министром культуры, который оставляет школьникам право
самим определять, что есть подлинная культура, а что нет. То есть
культурная жизнь вроде бы идёт, выставки проводятся; вроде как
присутствует и культурное образование, что-то и как-то делается ради
детей. Шестерёнки крутятся, а подлинная культура потихоньку истаивает,
размывается потоком культурных пустышек. Народ утрачивает былой уровень
культурного восприятия. И печально, что на переднем плане деградации
оказываются дети.
Следует спросить: на ком будет лежать ответственность за культурное
обнищание нации? В первую очередь, конечно, - на тех, кто руководит
нашей культурой, в том числе и на Владимире Мединском лично. Как бы ему и
не хотелось уйти от разговора о содержании культуры, от него уйти
нельзя. Там, где прекрасное подменяется кнопкой, будут возникать люди с
технологией, занимающей место души. Стоит ли всех министерских постов и
денег право оказаться в первых рядах дегуманизаторов
человечества? |