Коллекция герцогов Мекленбург-Стрелицких |
14.11.2012 г. | |
В особняке Румянцева (Санкт-Петербург, Английская наб., 44) с 15 ноября 2012 г. по 19 мая 2013 г. будет проходить выставка «Коллекция герцогов Мекленбург-Стрелицких в собрании Государственного музея истории "Санкт-Петербурга».
Выставка, объединившая более 200 экспонатов, представляет редкие иллюстрированные увражи, русские, английские и французские гравюры и литографии XVIII-XIX веков, входившие в коллекцию герцога Георгия Георгиевича Мекленбург-Стрелицкого и членов его семьи – одного из богатейших частных собраний Петербурга. Это изображения античных памятников, виды городов Западной Европы, России и стран Востока. Дополняют экспозицию редкие книжные издания и фотографии, связанные с историей семьи Мекленбург-Стрелицких. Многие произведения экспонируются впервые. Герцог Георгий Георгиевич Мекленбург-Стрелицкий (1859-1909) - сын герцога Георга Августа Мекленбург-Стрелицкого и в. к. Екатерины Михайловны, внук в. к. Михаила Павловича и в. к. Елены Павловны, правнук императора Павла I - был известен как композитор-любитель, талантливый музыкант, коллекционер произведений искусства. По наследству от деда в. к. Михаила Павловича к нему перешла коллекция французских литографий и богатая библиотека с роскошными изданиями по искусству. Они положили начало формированию собрания Мекленбург-Стрелицкого. В 1890 году Георгий Георгиевич сочетался морганатическим браком с Натальей Федоровной Ванлярской, получившей титул графини Карловой. С 1896 года и почти 20 лет семья герцога жила в особняке на Фонтанке, 46. В этом доме хранилась его замечательная коллекция, здесь собирались близкие по духу люди, разделявшие с хозяевами увлечения живописью, литературой и музыкой. В 1919 году особняк семьи Мекленбург-Стрелицких со всем имуществом был передан Музею Города (предшественнику ГМИ СПб). В конце 1920-х годов большая часть собрания была распродана, а то немногое, что осталось, распределено по различным музеям и институтам страны, значительное количество предметов попало в собрание ГМИ СПб. Выставка представляет сохранившуюся в фондах ГМИ СПб часть художественной и книжной коллекции герцогов Мекленбург-Стрелицких. Многие произведения, входящие в ее состав, связаны с так называемым жанром «живописных путешествий», сформировавшимся в 1770-1780-х годах и пользовавшимся популярностью на протяжении всего XIX столетия. Это увражи и альбомы конца XVIII- середины XIX века, соединившие описание стран и городов с гравированными иллюстрациями: «Живописное путешествие или описание королевства Неаполя и Сицилии» аббата Ж. К. Р. де Сен-Нона, «Флегрейские поля» сэра У. Гамильтона, а также «Общая картина Оттоманской империи» И. М. д’Оссона, «Путешествие по верхнему и нижнему Египту во время кампании генерала Бонапарта» Д. Вивана Денона, «Путешествие на Восток» графа Л. Н. Ф. О. де Форбена, «Живописное путешествие в королевство Алжир» Э. О. Лессора и У. Уайлда и др. Значительную часть экспозиции составляют гравюры с изображениями западноевропейских городов — так называемые «souvenir», пользовавшиеся популярностью у путешественников. К лучшим вещам этого рода, созданным на рубеже XVIII–XIX веков, в собрании Мекленбург-Стрелицких относится серия А. Визентини с видами Венеции, гравированная серия Ф. Фамбрини с видами Пизы, гравюры Ф. Читтерио, запечатлевшие Миланский собор; серия акватинт с видами Лондона, выполненная такими мастерами, как Дж. Блак, Дж. К. Стадлер и Д. Хэвелл и изданная у Р. Аккермана; литографии с видами Казани Э. Турнерелли, а также раскрашенные гравюры, литографии и акватинты с видами Парижа, Рима, Санкт-Петербурга. Особым спросом пользовались виды городов, сделанные с высоты птичьего полета, или панорамы. К этому жанру относятся репрезентативные литографии Г. Вальтера и панорамы А. Прово, передающие атмосферу жизни улиц Парижа.нлярностью у путешественников, путешественников. истории отечественной культуры, как петербургские частные собрания. Одновременно с развитием жанра «живописного путешествия» возникла и традиция описания коллекций античных древностей. Это было связано со стремлением путешественников к поиску, изучению и коллекционированию остатков древних культур. На выставке сочинения такого рода представлены известными трудами: «Коллекция этрусских, греческих и римских древностей из коллекции У. Гамильтона» барона д’Анкарвиля, «Собрание 100 гравюр, изображающих античные статуи из галереи Флоренции» по рисункам Дж. Д. Кампильи и др. Дополнят экспозицию материалы, связанные с историей семьи герцогов Мекленбург-Стрелицких. Фотопортреты герцога Г. Г. Мекленбург-Стрелицкого, графини Н. Ф. Карловой, в. к. Михаила Павловича, в. к. Елены Павловны, в. к. Екатерины Михайловны. Фотографии резиденций герцогов Мекленбург-Стрелицких: Михайловского дворца и особняка на набережной Фонтанки, 46 в Петербурге, Ораниенбаума (1880-1910-е). А также фотографии интерьеров особняка на Фонтанке, сделанные А. К. Буллой и В. К. Буллой в 1927 году: они запечатлели уже экспозицию «Музея Города» с предметами из коллекции Мекленбург-Стрелицких.
| |
Наверх |