Информация – знание – мудрость |
Информация – знание – мудрость: от преходящего к вечному. Информация, знание, мудрость – все эти явления можно рассматривать как различные формы человеческого постижения мира. В определенном плане их можно считать узловыми точками некоего континуума, ведущего от объективного к субъективному. В другом, аксиологическом ракурсе этот континуум ведет от преходящего к длящемуся (условно говоря, к «вечному»). Попробуем пояснить нашу мысль. Информация, как принято ее определять, есть совокупность сведений, данных, сообщений, передаваемых посредством сигналов. В современном мире информация огромна по объему. Она стремительно растет, одновременно увеличивается ее значение для общественно-культурной жизни. С ценностной точки зрения информация нейтральна. Конечно, мы можем ввести понятие дезинформации, но тогда нам придется четко указать на оценочную позицию, с которой мы различаем информацию и дезинформацию. Однако даже в этом любом случае информация не выйдет за пределы потока сообщений, организованных синтаксически и лишь в некоторой степени содержательно. В отличие от информации, знание есть система хорошо организованных сведений и сообщений. То, что находится вне такой системы, не есть знание. Поскольку наши попытки сознательно управлять социокультурными процессами становятся все настойчивей, растет и роль знания в нашу эпоху. «Общая» культура не может быть определена иначе как понимание обществом своей деятельности через знание», – утверждает французский ученый А. Турэн (Турэн А. Упадок или трансформация университетского образования // Перспективы. 1982. № 1–2. С.47). А что нам нужно сегодня больше чем знание самих себя, нашего места в быстро меняющемся мире и нашего пути в будущее? Вопрос, который мы задали, относится к разряду «риторических» – нам, мол, ничего не нужно, кроме знания. Но можно придать ему другой смысл – знание нужно, но нельзя ли добыть что-то за его пределами? Сегодня многочисленные науки предлагают нам знание, способное указать нам пути решения ряда сложных вопросов современного мира. Они указывают нам на ряд факторов, предлагают доктрины, теории, целые мировоззрения. Мы многое берем из этих даров и понимаем, что многое может нам пригодиться. Вместе с тем, мы испытываем чувство неудовлетворенности. Для нас не всегда приемлем чрезмерный рационализм науки, та отчужденность знания от жизни, которая порой дает о себе знать в научных трудах. Нам требуется нечто, способное охватить разум, эмоцию, веру в то, что жизнь имеет смысл, а культура – ценность. Нечто, способное как бы слиться с жизнью, образовать с ней единое целое. Иными словами, нам нужна мудрость, такая, которая может быть мудростью личности, нации, общества. Мудрость определяется в словарях, энциклопедиях и философских энциклопедиях по-разному. В историческом прошлом, указывают они, понятие мудрости было распространено, ему придавали большое значение в священных книгах цивилизаций «классического» Востока, в античной философии, в учении Конфуция и его последователей, в различных школах индийской философии. В современной культуре представления о мудрости неоднородны, как и сама мудрость. Например, словарь Robert (Франция) так определяет мудрость: 1) верное знание о мире (старинное и литературное значение), 2) добродетель, правильное поведение (старинное, религиозное), 3) умеренность, спокойствие духа, соединенные со знанием (философское), и другие (Dictionnaire… de la langue francaise par Robert: Paris, 1972. P. 1594). Энциклопедия Брокгауз (ФРГ): донаучный опыт и всеобъемлющее постижение мира и его сущности, которые позволяют занять высокую и вместе с тем уверенно-скромную позицию в отношении к миру и людям... (Философские энциклопедии: английская – здравое и продуманное суждение относительно того, как надо жить... знание... Интеллектуальное постижение мира, но преломленное в практическом плане ... (The Encyclopedia of Philosophy / Ed. by Edwards. Vol. 8. Р. 322–324.); итальянская – способ жить, действовать и вести себя в согласии с высшими принципами морали... Ссылаясь на Фому Аквинского и еще дальше в глубь веков – на Аристотеля, Энциклопедия утверждает, что в те классические времена в основе понятия мудрости лежала мораль. В новое время – начиная с Декарта – ее все чаще заменяет знание или, реже, нечто иррациональное (Ницше) (Encyclopedia filosofica. Venezia; Roma. Vol. 4. Р. 276–277.). Нам представляется, что в это понятие входят, по крайней мере, три компонента. Во-первых, в мудрости присутствует момент интуиции, непосредственного постижения истины. Говорит внутренний голос – в смысле сократовского «демона». В древних цивилизациях с мудростью было связано представление о чем-то пророческом, вещем. Мудрецом часто считался гадатель, прорицатель, колдун. Из темного леса навстречу ему Идет вдохновенный кудесник. Покорный Перуну старик одному Заветов грядущего вестник. В мольбах и гаданьях проведший весь век. И к мудрому старцу подъехал Олег. Л. Пушкин. Песнь о вещем Олеге Во-вторых, в мудрости скопилось, сконцентрировалось пережитое, опыт, ставший частью внутреннего мира личности. О людях, чаще всего немолодых, говорят, имея в виду их большой и осознанный житейский опыт, как об «умудренных жизнью». Мудрость можно понять как знание, сделавшееся внутренним достоянием личности, знание, преломленное в неповторимом «я» индивида. Если мы обратимся к этимологии слов, выражающих понятие мудрости в европейских языках, то увидим, что в истории языка оно было связано с «чутьем, проницательностью» (лат. sagio), знанием (в герм. корень weid), с пророчеством, колдовством (нем. weissagen, англ. wisdom, wizard). Русское слово «мудрость» в своих славянских истоках синонимично «бодрости» (Dictionnaire etymologique de la langue latine: histoire des mots; par A. Emout et A. Meillet. Paris, 1951. Р. 1039; An Etymological Dictionary of the English Language / B. Skeat. London, 1956. Р. 719; Dunden. Enymologic. Herkuftsworterbuch der deutschen Sprache. Mannheim, 1963. S. 759–760; Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. 2. М., 1967. С. 670. Действительно, бодрость – совокупность рассудочного оптимизма, положительного эмоционального настроя, хорошего физического самочувствия, бодрость – в чем-то созвучна мудрости. Сказанное выше – лишь начало философско-культурологического анализа понятий информации, знания, мудрости. Но такой анализ нужен. Публиковалось: Бренное и вечное: проблемы функционирования и развития культуры: всерос. науч. конференция, 24–26 октября 2000 г.: тезисы докладов и выступлений. Вып. 3 / М-во образования РФ; Новгород. гос. ун-т им. Ярослава Мудрого; редкол. В. П. Большаков, А. В. Кокин. – Великий Новгород, 2000. – С. 3–4. Паронит | ||
28.11.2012 г. | ||
Наверх |