ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 

  
Культуролог в ВК
 
 

  
Главная >> Знаки времени >> В поддержку школ для детей с особыми образовательными потребностями

В поддержку школ для детей с особыми образовательными потребностями

Печать
10.12.2012 г.

 

Открытое обращение в поддержку школ для детей с особыми образовательными потребностями, в том числе школ для детей с повышенной учебной мотивацией.

 

В.В. Путину, Президенту РФ

Д.А. Медведеву, Председателю правительства РФ

В.И. Матвиенко, Председателю Совета Федерации ФС РФ

С.Е. Нарышкину, Председателю Государственной Думы ФС РФ


Школы должны быть разными. Реформа образования разрушает систему обучения детей с особыми потребностями в образовании и уничтожает школы, специализирующиеся на обучении детей, не вписывающихся в формат массовой школы: одаренных детей, детей с повышенной учебной мотивацией, детей с ограниченными физическими возможностями, в том числе детей, проходящих надомное обучение, а также детей с девиантным поведением. 

Не секрет, что одаренные дети нуждаются в особой помощи и поддержке государства. Даже в советское время существовали такие школы, в которых дети обучались по программам повышенной сложности, по разным направлениям школьного образования, эти школы наделялись особым статусом и имели значительную финансовую поддержку. Этот опыт во многих странах мира признан положительным, некоторые страны пытаются воспроизвести его у себя. Однако курс на унификацию школьного образования для всех категорий детей, в том числе имеющих особые потребности, грозит разрушением этой системе. Более того, сейчас, когда в новых Федеральных государственных общеобразовательных стандартах декларируется личностно-ориентированный подход в обучении, развитие различных способностей учеников, этот курс противоречит обозначенной руководством страны стратегии инновационного развития общества, которая может быть реализована только при наличии высококвалифицированных, творческих,нестандартно мыслящих специалистов. 

Тем не менее в стране происходит перевод всех школ нанормативно-подушевое финансирование, безо всякого научно-методическогообоснования сливаются друг с другом школы, обучающие детей с разнымипотребностями. На смену разрушаемой системе специальных школ не приходитничего другого: нет продуманных программ работы с разными категориямиучащихся в общем потоке, нет соответствующей инфраструктуры и непредусмотрено ее создание, не предусмотрено участие в учебном процессеспециалистов, которые занимались бы сопровождением особых категорийучащихся, а также финансирование этой работы. 

Активно идущая «оптимизация» уже значительно ухудшила положение школ для детей с повышенной учебной мотивацией. 

Во-первых, это школы, как правило, небольшие по количеству учащихся, обеспеченные высококвалифицированными педагогами. Это насущнаянеобходимость: потребность в знаниях у учащихся таких школ чрезвычайновысока, стандартное образование удовлетворить ее не может. Нормативноеже финансирование означает отказ от оригинальных спецкурсов,индивидуальных учебных планов, самостоятельных научных исследований,возможности лабораторной и экспедиционной работы. Все это невозможно врамках массовой школы. Нас уже много лет убеждают, что учеников в школедолжно быть много, а учителей мало. Этот идеал уже успешно реализуется: его результат - переполненные классы, примитивизация программ исокращение учебных часов, ЕГЭ как единственный итог школьного обучения. 

Недавно с помощью нормативно-подушевого финансирования массово закрывали сельские школы, теперь рассматривается вопрос о школах для детей с особыми образовательными потребностями. 

Во-вторых, невозможно «оптимизировать» такие школы, не изменив ихсуть. Объединение нескольких близких по духу маленьких школ не поможетрешить финансовые проблемы, а механическое слияние создаст массуорганизационных, педагогических, психологических проблем для всехучастников образовательного процесса. Ведь речь идет не просто обобъединении зданий и потоков финансирования — объединять придется живыеколлективы с разными педагогическими подходами и традициями. 

Теперь, с окончательным введением в действие Федерального закона №83, государство предлагает школам решать финансовые проблемы с помощью системы «платных образовательных услуг». Но мы — общество — не можем себе этого позволить: способности ребенка не зависят от благосостояния родителей. В школах для детей с повышенной учебной мотивацией есть ученики, принадлежащие к самым разным социальным слоям, и если бесплатным останется только обеспеченный госстандартами минимум, многие таланты будут погублены. 

Принятый недавно в первом чтении проект закона «Об образовании»фактически подписывает таким школам смертный приговор, так как нилицеев, ни гимназий, ни школ с углубленным изучением отдельных предметовтам просто не предусмотрено. В одобренном депутатами законопроекте естьглава «Особенности реализации некоторых видов образовательных программ иполучения образования отдельными категориями обучающихся». В ней декларируется (без какой-либо конкретики!) поддержка государством детей сограниченными физическими возможностями и выдающихся спортсменов имузыкантов, будущих военных и сотрудников правоохранительных органов,летчиков и моряков. Детям с повышенной учебной мотивацией ст. 82)обещано бесплатное участие в олимпиадах и индивидуальные денежныепоощрения за выдающиеся успехи. 

 

Нет даже упоминания о государственном обеспечении повышенных образовательных потребностей этих детей! (Юридически выверенная поправка о включении в Закон лицеев и гимназий предлагалась на общественных слушаниях ОПРФ, но до сих пор не принята.) Зато такая поддержка будет оказана школам для детей дипломатов (ст. 92): «Нормативные затраты оказания государственных услуг в сфере образования загранучреждениями Министерства иностранных дел Российской Федерации … должны учитывать затраты на осуществление образовательной деятельности, не зависящие от количества обучающихся…». 

Мы чрезвычайно обеспокоены нынешними и грядущими переменами в системе образования. Мы вправе ожидать от власти, что она уделит детям сособыми образовательными потребностями достойное внимание, учитываянеобходимость развития России не как сырьевой страны третьего мира, акак высокоразвитой в технологическом и нравственном отношении державы. 

Мы требуем принять следующие первоочередные меры: 

1. Закрепить законодательно статус образовательных учреждений для учеников с особыми образовательными потребностями. 

2. Разработать систему государственного финансирования, которая  позволит эффективно функционировать малокомплектным школам, а также образовательным учреждениям, специализирующимся на обучении и воспитании отдельных категорий учащихся: сельским школам, школам для детей с ограниченными физическими возможностями и для детей с девиантным поведением, авторским школам и школам для детей с повышенной учебной мотивацией. 

3. Признать политику «оптимизации» образовательныхучреждений экспериментом, результаты которого не очевидны и неоднозначнооцениваются педагогическим и родительским сообществом. Прекратитьпроцесс слияния школ до проведения независимого мониторинга экспериментаи широкого обсуждения его результатов.

Инициатор: Алексей Сгибнев

Подписать петицию можно, перейдя по этой ссылке>>>

Наверх
 

Вы можете добавить комментарий к данному материалу, если зарегистрируетесь. Если Вы уже регистрировались на нашем сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.



2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение