Гелий Коржев. Библия глазами соцреалиста |
14.12.2012 г. | |
Институт русского реалистического искусства при поддержке Правительства Москвы представил свой первый выставочный проект «Гелий Коржев. Библия глазами соцреалиста». Выставка проходит до 26 мая 2013 г. Творческий путь Гелия Коржева (1925-2012), чье имя приобрело всемирную известность, а творчество стало неотъемлемой частью художественного наследия России, условно делится на несколько этапов. Среди знаковых полотен - знаменитый триптих «Коммунисты» (1957-1960), «Влюбленные» (1957-1959), «Егорка-летун» (1976-1980), одна из любимых самим художником серия «Опаленные войной» (1960-е годы), сюрреалистические «Мутанты» («Тюрлики») (1980-е годы), иносказательный цикл об одиноком герое Дон Кихоте (1990-годы), и, наконец, философский, метафоричный цикл «Библия глазами соцреалиста». Работы, вошедшие в одноименную выставку, можно считать в определенном смысле кульминацией творческого пути Коржева. Художественная правда, социальная актуальность, нравственные идеалы, демонстрируемые художником в его произведениях на протяжении всего творчества, значительным образом отразились и усилились в библейских и евангельских композициях, над которыми Гелий Коржев работал до последних дней своей жизни. Выставка «Библия глазами соцреалиста», работа над которой началась при непосредственном участии живописца, объединила 16 масштабных полотен, ранее не экспонировавшихся в нашей стране, а также многочисленные эскизы к ним, позволяющие проследить движение мысли автора и поиск им нового пластического языка. Устройство экспозиции как своего рода тентового храма за холщовыми драпировками напоминает и о ветхозаветной Скинии и о мастерской художника. За пределами экспозиции расположены видеоэкраны, на которых транслируются фильмы «Гелий Коржев. Биография», «В мастерской художника» и «Живопись Гелия Коржева», созданные для выставки специалистами Института русского реалистического искусства. Библейский цикл Коржева наполнен особым личностным смыслом - взгляд художника на сюжет не всегда соответствует канонической трактовке. Изучив и переосмыслив национальное и мировое наследие, Коржев сумел создать собственную, мощную и неоднозначную, систему образов. Художник представил Библию глазами человека, чья жизнь прошла в Советском Союзе, где и идеологические, и творческие установки не рассматривали библейскую тематику в качестве темы художественных произведений. Этим и объясняется желание самого автора подчеркнуть особое восприятие библейских сюжетов. Его Библия - это Библия глазами соцреалиста, хотя, строго говоря, Гелий Коржев им не являлся. Библейский цикл Коржева – это исповедь художника. Именно исповедальная идея изначально была определяющей в его творческом пути. Картины на евангельские темы позволили художнику выразить свое отношение к важным нравственным проблемам. Оставаясь в пределах определенной образно-пластической системы библейский цикл обозначил своим появлением новый этап в творческих исканиях мастера.
| |
Наверх |