C 15 декабря 2012 года по 10 февраля 2013 г. в Выставочном зале Академии акварели и изящных искусств (г. Москва) будет проходить персональная выставка художника Геннадия Проваторова (1957-2012) "Малая Родина". В 1969 году Геннадий поступил в Московскую среднюю художественную школу при институте им. В.И.Сурикова (ныне МАХЛ). Он быстро превратился в одного из лидеров, всех поражала его необычайная энергия и работоспособность. По окончании срочной службы в рядах Советской армии Геннадий Проваторов в 1979 году поступил в Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгоновское) на отделение монументального искусства. Его наставником на всю жизнь стал Народный художник СССР Гелий Михайлович Коржев. Ученик с благодарностью перенял от мастера любовь к природе, к родной земле, внимательное и теплое отношение к живущему на ней простому человеку. Это внимание будет характерным для всего его творчества.
По окончании института в 1985 году Геннадий Проваторов поступил на работу в комбинат монументального и декоративно-прикладного искусства. Первым его заказом стало оформление ресторана. Тема росписи интересная – традиционная жизнь русского города. С энтузиазмом художник принимается за работу, выполняет многочисленные эскизы, подготавливает картоны. Но, к большому огорчению, заказ не состоялся. Но итогом этого труда стала серия темперных работ, выполненных по левкасу. На выставке представлены две лучшие из них: «Керженец» и «Старый торг».
80-е годы были временем, когда в обществе сформировался устойчивый, даже обостренный интерес к искусству, в частности, к живописи. Особой популярностью пользовались пейзажи русской деревни, навеянные творчеством замечательных художников А.Грицая, Н.Ромадина, В. Стожарова, В. Иванова, М.Абакумова, который говорил: «Я хочу писать гармонию, творение Бога. Художник пишет то, что он утверждает. Быть может, я пишу идеальную страну, но такой я хотел бы видеть Россию».
Молодые художники с удовольствием окунулись в разработку этой темы. Среди них был и Геннадий Проваторов. С этого времени русский пейзаж стал лейтмотивом творчества художника. Все поменялось в 1992 году. Трагедия страны глубоко переживалась художником. Экономический упадок особенно остро сказался в российской глубинке. Нарастала борьба людей за выживание, «нормальной» становилась погоня за деньгами и наживой, происходила утрата идеалов. И, как следствие, потеря интереса к искусству и красоте. Все это тяжелым камнем ложилось на сердце Геннадия Проваторова. Он разочаровывается в столичной жизни и принимает решение переселиться подальше от Москвы. В провинции, как он думал, живут простые искренние люди, оторванные от богатств культуры. Нужно идти к ним, нужно нести им свое искусство, нужно отдать им пламя своего сердца. Он купил дом в небольшой деревне Селезенкино Нелидовского района Тверской области. Здесь ему впервые довелось близко столкнуться с крестьянским бытом. Он научился пахать на лошади ручным плугом, косить траву, выращивать и собирать нехитрый урожай.
С этого момента развивается и главная тема его творчества – тема русского крестьянства. Лучшими работами Г.Проваторова являются картины из серии «Одинокие», работать над которой он начал во второй половине 90-х годов. Это небольшие, но очень проникновенные работы – «Интерьер с котиком» 1995 г., «Валенки» 1998 г., «Память. Носов А.М.» 2000 г. Со временем всё созданное сложилось в эпический рассказ о русском человеке – картины «У печки» 2001 г., «Уставшая» 2008 г. и другие.
В 2000-е годы написаны и лучшие портретные, интерьерные и пейзажные работы художника – «Вечерний свет» 2001 г., «Переживший» 2008 г., «Заброшенный дом» 2008 г., портреты жителей окрестных деревень. Эти произведения пронизаны необыкновенной любовью к людям, к родной природе, к своей Малой Родине. И в тоже время они грустны, ибо уходят люди, меняется природа… Малая Родина на его полотнах тихо и страдальчески доживает свой патриархальный век.
Жизнь художника трагически прервалась в январе 2012 года. Геннадия Проваторова можно назвать бытописцем нашего времени. Его картины останутся в истории уникальным художественным отражением жизни русского народа в переломную эпоху конца ХХ-начала XXI века. Можно только поражаться, как в наше время художник нашел мужество заниматься жанровой картиной – практически невостребованным сегодня видом живописи. Ей же не украсишь стены гостиной, не похвалишься перед друзьями. Но именно такие произведения оставляют бесценное свидетельство современника о людях и их быте. О Жизни.
Текст: Ю. Смирнов Картины (источник) |