ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 

  
Культуролог в ВК
 
 

  
Главная >> Знаки времени >> Президент – за, а игрушки – против

Президент – за, а игрушки – против

Печать
18.12.2012 г.

Поход за подарками в свете Послания Президента Федеральному собранию.

Президент Владимир Владимирович Путин в своём Послании Федеральному собранию 12.12.12 неоднократно подчеркивал необходимость опоры на нравственность. Он также предложил вернуть в школу воспитательную компоненту. Задача – сформировать «нравственного, гармоничного человека, ответственного гражданина России». Воспринимается это, конечно же, положительно.

Однако Президент отметил следующее: «мы должны действовать не путем запретов и ограничений». Это означает, что государственная поддержка того, что предлагается считать правильным, будет происходить на фоне свободы  рынка, реализующей «культурные ценности» совершенно различного качества.

Представляем ли мы, каков масштаб этой задачи? Думается, что не вполне. Деформации, возникающие в условиях отсутствия жёсткой привязки к традиционным ценностям, сегодня распространились по всему полю культуры, и проникли в неё уже достаточно глубоко.  Воздействие на общество в каких-то отдельных точках ситуацию в целом выправить не может.

Наглядный пример этому  легко получить, посетив магазины детских товаров, подбирая подарок ребёнку на Рождество (или на Новый год – для тех, кто сохраняет верность этому празднику). Основные наблюдения, полученные в таком походе, следующие.

Василий Нестеренко Новая игрушка  Василий Нестеренко "Новая игрушка", 1992

1.            Практически отсутствуют игрушки отечественного производства. Когда (редкий случай!) обнаруживается игрушка российского производителя, опять-таки, часто оказывается, что комплектующие для неё сделаны в Китае. Впрочем,  в том, о чем мы говорим, главное – не экономическая составляющая. Игрушки, сделанные за рубежом, принадлежат к другой культуре и являются агентами этой культуры в нашей культурной среде.

 

2.            Основная масса игрушек представляет собою серии. Эти игрушки существуют не сами по себе, а в соседстве с другими игрушками из данной серии. Ребёнку предлагается подкупать одну игрушку к другой. С точки зрения бизнеса формирование подобной установки естественно, поскольку она стимулирует продажи и увеличивает прибыль. С точки зрения культуры мы имеем здесь программирование детской игры: ребёнку подсказывают, как именно он должен использовать игрушки, во что играть, на каких ситуациях акцентировать своё внимание.

 

3.            Значительное количество игрушек имеет агрессивное оформление. И доля таких игрушек растёт. Милы и приятны лишь игрушки для самых маленьких (до 3-х лет). Их покупают родители без участия детей. Но с возраста, в  котором можно представить ребёнка, пришедшего вместе с родителями  в магазин, начинается борьба за детское внимание. Игрушки  становятся ярких, кричащих тонов. Если сами игрушки не таковы, то такова их упаковка.  Её задача – подчеркнуть, что «круто» иметь такую игрушку. Цветовая гамма  концентрируется в горячей части спектра, с обильным дополнением черного цвета. Оформление соответствует распространённому сегодня клиповому мышлению: картинки налагаются одна на другую, рисунок рассыпается на фрагменты, количество элементов рисунка (фрагментов) множественно. На упаковках изображаются моменты экзальтации (крики, фигуры в экспрессивном движении и т.п.) Прежде всего, это касается игрушек для мальчиков. Для девочек основной цвет – розовый; однако с каждым годом всё большая часть игрушек для девочек подгоняется под «мальчишечий» стандарт.

 

4.            Свежая тенденция – игры уходят из детских магазинов. Кое-где отделов игр просто нет, а там, где игры ещё остались, ассортимент их незначителен, а положение в торговом зале – маргинальное. Представляется, что основных причин тут две: во-первых, ребёнок играет теперь всё чаще на компьютере. Игрушки сегодня не столько предназначены для игры, сколько представляют собой элемент статуса. Они должны быть, чтобы ребёнок мог чувствовать себя не хуже других детей. Также важно чувство обладания – чем длиннее собранная серия, тем больше удовлетворение. А игра происходит в виртуальном пространстве. Вторая причина: играть не с кем. Братьев и сестёр нет, в гости стали ходить реже. Да и навыки совместной деятельности утрачиваются. Оставшиеся игры, в итоге, по большей части – совсем не детские. Их аудитория – веселящиеся взрослые компании.

 

5.            Наблюдается деградация ассортимента. Новых игрушек в больших магазинах практически нет. Развитие идёт в рамках существующих серий. Игрушка вне серии производителю не интересна, он не вкладывается в её создание. Даже те игрушки, которые существовали ранее, на магазинные полки не попадают. Ассортимент ограничен. Игрушки, в основном, концентрируют в себе следующие смыслы:  забота о внешнем виде, беззаботный досуг (игрушки для  девочек), приобретение (деньги, сокровища и т.п.), реализация силы – роботы, люди с оружием (игрушки для мальчиков). Смыслы за пределами этих категорий в пространстве детских магазинов встречаются крайне редко. Налицо явный застой. Недостаток качества возмещается  количеством и размером (появилось очень много крупногабаритных игрушек – для богатых).

Конечно, настойчивый родитель всё равно найдёт приемлемый вариант подарка. Существуют маленькие альтернативные магазинчики, с более адекватным ассортиментом. Есть ещё группы товаров, которые выходят за рамки описанных выше тенденций – наборы для творчества, конструкторы, пазлы  и т.п. Наконец, по-прежнему хорошим подарком остаётся книга. С книгами ситуация несколько иная: несмотря на обилие сомнительной продукции, сегодня не составляет проблемы найти любое классическое произведение детской литературы. Надо только знать, какая книга тебе нужна.

Однако вернёмся к означенной проблеме.

Игрушка  адресована ребёнку. Ребёнок открыт навстречу игрушке. Через игрушку идёт социализация ребёнка. Он впитывает в себя ту культуру, которую несут с собой игры и игрушки, в которые он играет. При этом культурное воздействие осуществляется  в том возрасте, когда душа ребёнка податлива, а критическая способность ещё не развита.

Получаем ситуацию: с одной стороны, ребёнок будет слышать правильные установки (если  задача опоры на нравственные ценности, поставленная Президентом, будет реально решаться).  С другой стороны, в его комнате его будут окружать продукты совсем другой культуры. Что победит? Победит игрушка. Она приходит к ребёнку раньше, чем школа. И её воздействие гораздо интимней. Нам надо менять общий культурный фон, частным случаем которого является ассортимент детских магазинов. Задача в целом гораздо масштабней, поскольку ребёнок воспитывается не только игрушками (и не только школой), но всеми проявлениями культуры, с которыми ребенок сталкивается  повсеместно. Но даже сама по  себе проблема детского магазина требует неординарных и затратных шагов. Готовы ли мы её решать? Или оставим всё на усмотрение рынка?

 

Написано для портала Татьянин день


Наверх
 

Вы можете добавить комментарий к данному материалу, если зарегистрируетесь. Если Вы уже регистрировались на нашем сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.



2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение