ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 

  
Культуролог в ВК
 
 

  
Главная >> Новости >> Вера. Надежда. Маньчжурия

Вера. Надежда. Маньчжурия

Печать
21.12.2012 г.

С 21 декабря 2012 г. по 20 января 2013 г. в Мультимедиа арт музее, Москва проходит выставка «Вера. Надежда. Маньчжурия. Русские старообрядцы в фотографиях японского учёного Ямадзоэ Сабуро. 1938–1941». Выставка знакомит с уникальной коллекцией фотографий из Приморского государственного объединённого музея имени В. К. Арсеньева и приурочена к выходу книги «Дни в Романовке. Японские фотографии, запечатлевшие русское старообрядческое село в Маньчжурии на рубеже 1930-x — 1940‑х годов».

 

Сделаны эти снимки японским учёным-биохимиком Ямадзоэ Сабуро (1908–2007). В 1930‑х — начале 1940‑х годов исследователи из токийского Института освоения территорий, сотрудником которого являлся Ямадзоэ Сабуро, изучали опыт успешного выживания русских в новых для них маньчжурских условиях. Для японцев это было жизненно важно, так как они планировали массово переселять своих крестьян в образованное на территории Маньчжурии марионеточное государство Маньчжоу-го. Уклад жизни романовцев изучался и затем описывался в специальных изданиях для колонистов. Можно только догадываться, насколько сильным эмоциональным опытом стало для профессора Ямадзоэ общение с русскими старообрядцами, однако более 60 лет он хранил не только воспоминания, но и сделанные во время экспедиции непрофессиональные, но очень выразительные фотографии села Романовка и его обитателей.

Ямадзоэ Сабуро бывал в Романовке неоднократно, проводил там довольно много времени и стал свидетелем самых разных событий здешней повседневной жизни; судя по всему, он хорошо знал её жителей и они тоже привыкли к нему — в фотографиях нет напряжённого позирования моделей. Взгляд учёного, который должен был в первую очередь изучать особенности рациона питания жителей Романовки, в свою очередь, не страдает документальной беспристрастностью и научной сухостью: запечатлённый им быт и портреты крестьян поэтичны, исполнены явной симпатии и неподдельного интереса к героям снимков.

Колонизаторские намерения и высокая техническая оснащённость исследователей сыграли положительную роль: японские учёные и фотографы (кроме Ямадзоэ Сабуро, Романовку в те же годы неоднократно посещали и профессиональные фотомастера) оставили единственный в мире фотодокумент традиционного уклада жизни староверов, которые всегда неохотно впускали в свою жизнь чужих — этому научила вся их предшествующая 300‑летняя история. Для всех, кто занимается исследованием истории старообрядчества, это без преувеличения бесценный материал.

Впечатляющей была и дальнейшая судьба этих снимков: при содействии другого японского профессора, знаменитого слависта Накамура Ёсикадзу, переведшего на японский «Слово о полку Игореве», в середине 2000‑х годов фотографии были переданы во Владивосток, в Приморский государственный объединённый музей имени В. К. Арсеньева. Сотрудники музея Вера Кобко и Нина Керчелаева в течение нескольких лет разыскивали изображённых на этих фотографиях людей в Хабаровском крае, в США и Австралии и сумели определить всех, кто там запечатлён, даже младенцев в люльках. В США помощь им оказали Тамара и Ричард Моррисы, также занимающиеся исследованиями русского старообрядчества. Таким образом, исторический документ превратился в рассказ о судьбах конкретных людей, некоторые из которых живы и теперь.

В ходе этих экспедиций сотрудниками музея были записаны многочисленные воспоминания, воссоздающие картину жизни села, история которого прервалась в 1945‑м, когда после прихода в Маньчжурию советских войск бо́льшая часть глав семейств была арестована и отправлена в лагеря. Постепенно к середине 1950‑х Романовка, находившаяся в то время уже на территории Китайской Народной Республики, опустела — кто‑то последовал за арестованными отцами, мужьями и братьями в СССР, кто‑то оказался в Южной Америке, в Австралии, в США...

Эти воспоминания комментируют представленные на выставке фотографии. Кроме того, в экспозиции демонстрируются подлинные вещи жителей села, разделившие со своими обладателями все тяготы почти вековых скитаний: сундук, костюмы, чётки-лéстовки и т. п. Соединение фотографических портретов с подлинными «голосами», комментирующими снимки, и предметами даёт удивительный эффект присутствия, и Романовка «проявляется» из прошлого, словно на фотографическом негативе.

Выставка приурочена к выходу книги «Дни в Романовке. Японские фотографии, запечатлевшие русское старообрядческое село в Маньчжурии на рубеже 1930-x — 1940‑х годов, из собрания Приморского государственного объединённого музея имени В. К. Арсеньева во Владивостоке». Издание подготовлено в рамках Программы «Первая публикация» Благотворительного фонда В. Потанина в 2012 году. Помимо фотографий Ямадзоэ Сабуро, в издание включены работы профессиональных японских фотографов, посещавших Романовку и публиковавших снимки в фотоальбомах 1940‑х — середины 1970‑х годов (всего более 230 фотографий, сопровождаемых обширными комментариями-воспоминаниями). В книгу также вошли материалы по истории старообрядчества, подготовленные ведущими специалистами в этой области, позволяющие лучше представить и оценить место Романовки в глобальном историко-культурном контексте.

Во время работы выставки можно будет посмотреть документальный фильм о старообрядцах Приморья «В поисках рая» (режиссёр И. Бахтина), а также послушать лекции о московском старообрядчестве.

 

Источник


Наверх
 


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение