ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 
facebook.jpgКультуролог в Facebook

 
защита от НЛП, контроль безопасности текстов

   Это важно!

Завтра мы будем жить в той культуре, которая создаётся сегодня.

Хотите жить в культуре традиционных ценностей? Поддержите наш сайт, защищающий эту культуру.

Наш счет
ЮMoney 
41001508409863


Если у Вас есть счет в системе ЮMoney,  просто нажмите на кнопку внизу страницы.

Перечисление на счёт также можно сделать с любого платежного терминала.

Сохранятся ли традиционные ценности, зависит от той позиции, которую займёт каждый из нас.  

 

Православная литература
Главная >> Знаки времени >> Забытые дети

Забытые дети

Печать
16.01.2013 г.

В русскоязычный интернет вброшен перевод статьи Джина Вайнгартена , опубликованный под заголовком "Я молю русских людей о прощении…" (Оригинальный вариант названия - «Фатальный отвлекающий фактор. Забыть ребенка на заднем сиденье машины — это ужасная ошибка. Но преступление ли это?»).

Статья написана ещё в 2009 году для Washington Post  – сразу же после процесса над Майлзом Харрисоном, приемным отцом Димы Яковлева. Джин Вайнгартен (Gene Weingarten) – не простой журналист, а дважды лауреат престижной Пулитцеровской премии.

Вероятно, появление данной статьи в Рунете сейчас  - ещё один аргумент против закона «Димы Яковлева». Мол, зря имя погибшего мальчика сделали символом плохого отношения в США к усыновленным русским детям: в его трагедии нет никакой антирусской направленности, да и приемный отец  - обычный хороший американец. Просто такие трагедии время от времени случаются…  Случаются как с приёмными, так и с родными детьми.  Невозможно предсказать, когда и с кем подобное может произойти. Поэтому глупо делать из истории Димы Яковлева повод для запрета усыновления русских детей в американские семьи.  Такая вот подоплека чувствуется под публикацией.

Статья достаточно объёмная  и написана, без сомнения, талантливо. В статье приводятся различные примеры, когда родители забывали своих детей в машине.  Технически это сделать очень просто: сидение для маленького ребёнка крепится на заднем сидении автомобиля, при этом – спинка к спинке переднего сидения. Позиция за сидением водителя вообще не просматривается в зеркалах заднего вида. И если ребёнок молчит (спит), а родитель замучен обстоятельствами бытия, может случиться  провал в памяти – и родитель, выходя из машины,  забудет что в ней остался ребёнок… В Америке, по словам Вайнгартена,  такое случается 15-25 раз в год. Впрочем, подобные трагедии происходят не только в США; беглый обзор новостей выявил аналогичные случаи в Израиле, во Франции…

А.М. Смирнов Спящий младенец 
А.М. Смирнов "Спящий младенец"
, 1989

Вайнгартен приводит слова профессора молекулярной физиологии Дэвида Даймонда: «если ты способен забыть мобильник, то ты потенциально способен забыть и ребёнка». За этой страшной фразой стоит достаточно разработанная научная картина. Суть происходящего сводится к тому, что в моменты усталости, стресса, наплыва большого количества разнообразных стимулов (попросту, когда тебя дергают во все стороны), ты начинаешь действовать   «на автомате», по привычной схеме. А если перед этим произошло нечто, эту схему изменившее, то об этом нестандартном факторе человек может забыть. Например, если он обычно ездит куда-то без ребёнка, а тут пришлось его взять с собой…

На первый взгляд, действительно, практически каждый из нас что-нибудь забывал, когда обстоятельства, словно сговорившись,  вдруг начинают накладываться друг на друга и всё летит кувырком. Но человек, если он не теряет способность действовать рационально и осознанно, если он не выпадает в состояние аффекта,  забывает отнюдь не всё. Весь вопрос – в расстановке приоритетов.  Водитель не забывает, за чем он куда-то едет; всё его внимание привязано к тому кругу дел, которые и являются  внешними обстоятельствами, о которых мы говорили ранее – теми самыми, что заставляют его о чём-то забыть. Мы можем забыть мобильный телефон, - есть масса вещей гораздо более важных. Но забыть ребёнка?..

На самом деле ситуации с забытыми детьми показывают состояние системы приоритетов в современной культуре. Ребёнок в ней является одним из элементов быта, наряду, например, с предметами интерьера. Это не означает, что родители не любят своего ребёнка. Любят. Но он у них уже есть. Ребёнок – часть привычного распорядка бытия, обычного круга вещей. Цели же деятельности лежат за пределами этого круга. В том, чего ещё нет.  Есть дела, которые ещё не решены. Именно они образуют сферу прикладных интересов.

Можно сказать и более жёстко. Вероятно, в каких-то конкретных случаях это будет звучать несправедливо, но, однако, таков дух эпохи, – если даже человек не принимает его на уровне сознания, он всё равно проникает в нас через окружающую среду. Современное общество требует нашей успешности. Мы должны постоянно бежать, чтобы не оказаться в неудачниках. Всем нужны деньги. И желательно, чтобы это были большие деньги. Чтобы личный капитал рос. И это касается не только денег, но и связей, квалификации, статуса и других тому подобных бирюлек. На этом фоне живые люди как-то теряются. Человек перестаёт быть живой душой и превращается  в некий набор функций. Поэтому в зоне нашего внимания оказываются именно функции, деловые отношения, но вовсе не люди как люди.

Если бы на заднем сидении машины лежал чемодан с миллионом долларов, его бы вряд ли забыли… Просто потому, что он бы центрировал внимание на себя, он бы управлял ситуацией. Ребёнка забывают, поскольку внимание центрирует что-то другое. А этого другого так много в нашем безумно деловом и вечно спешащем мире… Какова ценность этого другого? По сравнению с ребёнком?  Об этом не принято думать, тем более постоянно…

Можно было бы сделать вывод, что статья Вайнгартена – это серьёзный аргумент как раз в пользу отказа от иностранного усыновления. Система ценностей западного мира,  построенная на приоритете личного успеха, гарантирует, что детей будут забывать в машинах и впредь. И это - только вершина айсберга, а в основании – неизбежное отсутствие душевного единства между родителем и ребенком, поскольку там принято, что каждый рисует свою собственную, изолированную  траекторию бытия. Требование личного успеха подстегивает и мотивирует к мобильности – поэтому и возят детей, то с собой на работу и в магазин, то – в ясли, чтобы освободить себе руки. Остаться с ребенком дома нельзя, иначе  отстанешь от конкурентов или будешь полагаться на кого-то другого, а значит, сделаешься зависимым и уязвимым…

Отдавать детей в такой мир – преступление. Но вот вопрос: а мы сами  не стремимся ли построить у себя в России нечто подобное? Стремимся, и уже  строим. Может быть, мы уже – такие же ловцы успеха, или станем такими завтра… Что же нам теперь на заграницу кивать? Единственное, что вселяет надежду, -  то, что мы ещё способны понимать, насколько патологичен такой образ жизни… Но надолго ли хватит нам этого понимания?

Текст написан для портала Татьянин день


Наверх
 

Вы можете добавить комментарий к данному материалу, если зарегистрируетесь. Если Вы уже регистрировались на нашем сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.



2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение