Альфонс Муха. Декоративные панно, афиши, плакаты |
18.01.2013 г. | |
С 16 января по 14 апреля 2013 года в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н.Радищева (ул. Радищева, 39) в рамках цикла "Графический альбом" работает выставка редких произведений "Альфонс Муха. Декоративные панно, афиши, плакаты".
Альфонс Муха (1860–1939) - выдающийся чешский художник, мастер театральной и рекламной афиши. Его имя стало символом искусства рубежа веков. Выставка из собрания Радищевского музея приурочена к 150-летию со дня рождения мастера. Четырнадцать работ художника, выполненных в технике литографии, были приобретены Боголюбовским рисовальным училищем и переданы музею в 1898 году. Художник оказал большое влияние на целое поколение графиков, дизайнеров; для многих его работы ассоциируются со стилем «ар нуво». Новый стиль возник почти одновременно во многих европейских странах и получил разные названия. Чаще всего употреблялись термины «модерн» – современный, «ар нуво» / «арт-нуво» – новое искусство (фр.). Особенностью этого стиля стал отказ от прямых линий и углов в пользу более естественного плавного движения изогнутых линий. Они напоминают танцующие, волнистые арабески, проникнутые энергией и жизненной силой растений. Работы Мухи в живописи, архитектуре, малых декоративных формах запоминаются изысканными элементами, каллиграфически прорисованными линиями, сформировавшими стиль «образцовый модерн». Альфонс Муха родился 24 июля 1860 года в моравском городе Иванчице. Его отец служил судебным приставом, в семье был скромный достаток. Будущий художник рос в атмосфере строгого католицизма. Первоначальное художественное образование он получил в Брно. В 1880 году работал в Вене сотрудником фирмы театральных декораций, позже придворным художником графа П. Куэна (1881–1885). Затем учился в Академии художеств в Мюнхене (1885–1887) и академии Р. Жюльена в Париже. С 1887 по 1922 год Муха жил в основном в Париже. Здесь достиг первого успеха. В 1894 году он выполнил афишу для спектакля «Жисмонда» по пьесе французского драматурга Викторьена Сарду (1831–1908), в котором играла знаменитая актриса Сара Бернар. Этот плакат для Театра «Ренессанс» был подчеркнуто вертикального формата, а также отличался необычной многоцветностью и детализацией. Раньше преобладали афиши с большим количеством текста и несколькими мелкими иллюстрациями, обычно в 1–2 цвета. Абсолютно неизвестный художник Муха совершил прорыв в искусстве. Его афиши покрыли стены Парижа в новогоднюю ночь 1895 года. Сара Бернар была под таким сильным впечатлением от работы художника, что тут же предложила ему шестилетний эксклюзивный контракт. Для нее были выполнены плакаты: «Дама с камелиями» (1896), «Лорензаччо» (1896), «Самаритянка» (1897), «Медея» (1898), «Гамлет» (1899) и «Тоска» (1899). Муха также занимался сценографией, проектировал декорации и костюмы для Театра «Ренессанс». Коллекции Радищевского музея принадлежат три афиши, выполненные Мухой в парижский период. Самая ранняя – «Жисмонда», «Лорензаччо» – для спектакля по пьесе Альфреда де Мюссе, «Самаритянка» – к постановке драмы Ростана, где главные роли исполняла Сара Бернар. Муха – автор несколько серий декоративных панно: «Сезоны» (1896), «Цветы» (1898), «Искусства» (1898), «Месяцы» (1899), «Драгоценные камни» (1900) и «Звезды» (1901). Декоративные панно большого размера были выпущены ограниченным тиражом, их печатали на шелковой или плотной бумаге, пышно обрамляли и вешали на стенах или они оформляли ширмы. На выставке представлены четыре работы из первой серии «Сезоны» – «Весна», «Лето», «Осень» и «Зима». Полностью экспонируется цикл «Цветы» – «Роза», «Ирис», «Гвоздика» и «Лилия». Центр каждой композиции – женщина в ниспадающей одежде, с роскошной короной волос, утопающая в море цветов. Пленительная и загадочная, иногда неприступно-роковая. Её прекрасная и грациозная фигура, вписанная в орнаментальную систему из цветов и листьев, символов и арабесок, стала фирменным знаком художника. В это же время Муха создает эскизы для календарей и меню, разнообразные рекламные плакаты. На выставке представлены реклама сигаретной бумаги JOB, пива Bieresde la Meuse («Масс») и лист из календаря Calendrier L`Evocation («Воскрешение в памяти»). В 1897 открылась первая персональная выставка художника в галерее La Bodiniere. На следующий год – вторая, более крупная, – в Salon des Cent (Салоне Ста), а затем она объехала всю Европу. С 1898 года художник преподавал в Академии «Кармен». В это же время Муха сотрудничал с известным парижским ювелиром Жоржем Фуке. Вместе они создали коллекцию в «стиле Мухи». Художник оформил фасад и интерьер его магазина. На рубеже веков Альфонс Муха стал настоящим мэтром, к которому внимательно прислушивались в кругах художественной общественности. В 1901 году вышла его книга «Декоративная документация». Это наглядное руководство для художников, на страницах которого воспроизведены разнообразные орнаментальные узоры, шрифты, рисунки мебели, различной утвари, столовых наборов, ювелирных изделий, часов, гребней, брошей. Многое впоследствии было выполнено в металле и дереве, например золотые броши и ожерелье с портретами Сары Бернар, предназначенные для самой актрисы. Во время своего путешествия по родной Моравии и Чехии (1902) Муха увлекся созданием эпических патриотических картин, изображая историю славянского народа в неоклассическом стиле. Однако они не были столь успешными, как его ранние работы в стиле «ар нуво». С 1903 года Муха совершил несколько поездок в США, где работал как живописец и педагог. После образования Чехословацкой республики (1918) её правительство поручило Альфонсу Мухе разработать дизайн национальной валюты, первую серию почтовых марок, один из вариантов государственного герба, правительственные бланки и конверты. В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги – Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз витража достраиваемого собора Святого Вита в Пражском Граде. В 1928 году Муха подарил Праге и чешскому народу большой цикл из 20 гигантских картин «Славянская Эпопея», посвященный истории славянства (чехов, поляков, болгар, русских и других славянских народов). С целью создания «русских» работ Муха предпринял поездку в Россию в год празднования 300-летия дома Романовых (1913). Художник познакомился с Санкт-Петербургом и Москвой. В 1936 году он опубликовал свои мемуары. После вторжения немцев в Чехословакию (1939) гестапо арестовало Альфонса Муху одним из первых. Последней его работой стала «Клятва об объединении славян» (1939). Художник умер 14 июля 1939 года, похоронен на пражском Вышеградском кладбище. В 1998 году в чешской столице был открыт музей Альфонса Мухи. Интересно, что сам Альфонс Муха всячески отрицал свою близость к модерну. Для него принадлежность к какому-либо стилю в искусстве – означает потерять собственную индивидуальность. Он не хотел, чтобы его запомнили только мастером «красивых вещей». «Славянский эпос» он называл главным делом своей жизни. И тем не менее, в истории искусства Альфонс Муха остался как художник эпохи модерна. О возрастающем интересе к творчеству А. Мухи говорит ряд состоявшихся в последние годы выставок в России и за рубежом (в частности, в ГМИИ им. А.С. Пушкина), а также огромное число выпущенных изданий. В Радищевском музее в последний раз избранные работы А. Мухи экспонировались более четверти века назад. В полном объёме эта коллекция демонстрируется зрителям впервые. | |
Наверх |