ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 

  
Культуролог в ВК
 
 

  
Главная >> Новости >> Гений из Сибири

Гений из Сибири

Печать
07.02.2013 г.

В музейной студии Иркутского областного краеведческого музея  с 8  февраля по 17 марта 2013 г.откроется выставка живописи и графики художника Петра Турчанинова «Гений  из Сибири» (из частного собрания иркутского коллекционера Максима Крылова).

 

Собрание включает в себя более 60 живописных и графических произведений, выполненных в различных техниках и относящихся к различным периодам жизни художника, семейные фотографии и личные вещи Петра Андреевича Турчанинова.

Технике письма художника свойственно использование различных материалов, красок,  металлических смесей, применение корпусного мазка. Представитель реалистической школы, характерной для изобразительного искусства середины - второй половины прошлого века,  Петр Турчанинов оставил нам работы, полные, прежде всего, любви к человеку. Это портреты, пейзажи, жанровые картины. Сибирь, Байкал, Иркутск и его окрестности – главные темы  в творчестве художника.

Источник


Интервью с Макимом Крыловом ("Байкальские вести"):


Сделал то, что нужно было сделать

— В 2009 году я купил картины Турчанинова у одного коллекционера, — рассказывает Максим Леонидович. — Они были в очень плохом состоянии. Из-за грязи и пыли на них особо ничего и видно-то не было. Но я немного разбираюсь в живописи и понял, что это шедевры. Сразу отдал картины на реставрацию. Иначе коллекция бы просто погибла.  Хранились картины в ужасных условиях: валялись в гараже, по ним чуть ли не ходили.

— Реставраторы долго восстанавливали полотна?

— Два года. Нужно было все укрепить, чтобы краска не осыпалась: грунт отходил от холстов. И графику надо было чистить, выравнивать листы.

— Что вы почувствовали, когда нашли полотна: эйфорию, «жар в руках, холод в животе»?

— В тот момент я не думал ни об их стоимости, ни о славе. Понял лишь — картины нужно срочно спасать. Холсты были грязные, красок почти не видно. Но когда реставраторы сделали свою работу, мы все просто были потрясены. Я увидел «Девочку с книгой», наполненную каким-то особым весенним светом, и любовался ею, не мог оторвать глаз.

Даже страшно подумать, что было бы, если бы картины попали в другие руки. Работы могли неграмотно отреставрировать, или они просто осыпались бы. Петр Турчанинов канул бы в Лету, никто бы не увидел его полотен, сотканных из крупных мазков, множества замесов, тонов, оттенков. Открытие художника Турчанинова — это дело не моего личного престижа. Речь о  престиже нашего города, престиже русского изобразительного искусства. Я не гений, гений — Турчанинов, о нем и надо говорить.  Я лишь сделал то, что должен был сделать.

 

Автор нового художественного видения

— Я слышала, что вы готовите к изданию книгу о Петре Турчанинове?

— Да, книга выйдет на двух языках — русском и английском — месяца через три. Ее рабочее название «Гений из Сибири». В книге будут даны глубокий анализ и описание каждой картины мастера. Автор текста — известный иркутский искусствовед Татьяна Ларева.

Сенсация в том, что Турчанинов, взяв лучшие качества у русских мастеров (Фешина, Левитана, Врубеля), пополнив свой художественный арсенал открытиями французских импрессионистов, «переплавил» их в совершенно новую систему художественного видения, образного постижения мира. Это касается  колорита, сложных цветовых нюансов, света, которому художник придал особую остроту и прозрачность. И техника живописи  у него совершенно уникальная. Мастер двумя-тремя мазками мог набросать фигуры людей, виртуозно передать их облик, движения, эмоциональное состояние. Художники со всей России, студенты Суриковского института, побывавшие на выставке Турчанинова, дают восторженные отклики о его работах.

— Экспозиция будет демонстрироваться только в Иркутске?

— После выхода книги я планирую организовать выставки в Англии и во Франции. Но это очень непросто — вывезти столько работ за границу. Для каждой картины делается специальный деревянный ящик, потом все это транспортируется самолетом. Коллекцию должны сопровождать работники музея, юристы, владелец коллекции или его родственники. Как видите, это весьма дорогое мероприятие. Но картины Петра Турчанинова нужно показать миру. Это поднимет престиж Иркутска и России за рубежом.

 

Охотник за древностями

— Какая картина из коллекции особенно вас «зацепила»?

— Все. Я люблю все его картины — и «Переселенцев», и портрет старика, и маленькие пейзажи. Посмотрите, сколько на них красок, мазков. Но если хоть один мазок положить не на свое место, получится полный хаос. А у художника из всего этого складываются шедевры.

— В вашей антикварной деятельности еще были какие-то яркие находки?

— Антиквариатом я занимаюсь 24 года. Заинтересовался этим с детства. Мой отец коллекционировал разные старинные вещицы. И меня этим заразил. Мне и раньше попадались шедевры. Например, иконы XVI—XVIII веков. Раньше я сам ездил по деревням, весям в поисках ценностей. Сейчас мне часто звонят, привозят старинные изделия. Моя задача их отреставрировать, вернуть им первоначальный облик. Это все и есть мои хорошие дела.

— Совершать хорошие поступки человека приучают в детстве?

— Этому научить невозможно. Желание делать что-то для других приходит вместе с жизненным опытом. С годами я стал понимать, что не все упирается в деньги и что жить нужно не только для себя. Сейчас главное для меня — помочь школе реализма в Иркутске, сохранить ее. Пусть в галерею приходят студенты и художники, пусть смотрят на картины нашего земляка и учатся живописи.

Я не собираюсь распродавать работы Петра Турчанинова и увозить их из Иркутска. Они могут стать украшением любой художественной галереи мира, но останутся в родном городе живописца, городе, который когда-то не признал его и не поддержал. Я хочу, чтобы нынешние художники и просто иркутяне увидели, что такое настоящее русское реалистическое искусство, и воспитывались на картинах большого мастера.

 

Творческая среда бывает жестока

Искусствовед, художник Татьяна Григорьевна Ларева:

— Нельзя сказать, что Петра Турчанинова совсем не знали в Иркутске. Просто в какой-то момент он перестал выставляться, замкнулся в своем мире, жил отчужденно. Безусловно, он был талантливым живописцем и осознавал это.

Стоит ли кого-то обвинять в том, что мастер не получил признания при жизни? Думаю, нет. Творческая среда жестока. Кто-то адаптируется в ней, кто-то — нет. Чем талантливее человек, тем он ранимее.

Турчанинов — это мастерство, это школа, талант, тонкое живописное чутье. Он оригинален и интересен, особенно в многофигурных полотнах. А его пейзажи оптимистичны, радостны, виртуозны и легки.

Глядя сегодня на полотна мастера, даже не верится, что не так давно они были в плачевном состоянии. Крылов вернул их к жизни. Это его огромная заслуга.


Наверх
 


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение