Из доклада, прочитанного
на заседании Координационного Совета по формированию политики Евразийской интеграции при Центре социально-консервативной политики «Северо-Запад» 16.02.2013 |
Надо отталкиваться от двух моделей евразийской интеграции.
Первая – интеграция через посредников, опосредованная извне интеграция.
Она подразумевает, что в деле объединения участвуют не реальные
субъекты, способные принимать решения и обладающие собственным
целеполаганием, а моделируемые извне, поддающиеся манипуляции и контролю
стороны.
Консерватизм отстаивает образ Евразийского
сообщества обладающего фундаментальным целеполаганием, сообщества
свободно направляющего свое развитие. Речь идет о сообществе осознающем
собственные ценностные ресурсы, исходящем из видения своей исторической
перспективы, творчески передающим ценности из поколения в поколение. Это
сообщество, тяготеющее к самоинтерпретации и самоистолкованию,
способное к самопреобразованию и активно творчески отзывающееся на
вызовы современности.
Очевидно, сегодня человечеству
предлагается программа глобализации, базирующаяся на метакритике
культурной идентичности. Вступление в современность отождествляется с
разрывом исторической преемственности. Идентичность рассматривается
препятствием, ослабляющим модернизационное движение. Её преодоление и
даже необратимое забвение объявляется условием вхождения в современный
мир. Консервативный проект − проект научно-технического прогресса и
модернизации. Однако он не подразумевает разрыва
с исторически
сформированными идентичностями. Будучи принципиально совместимым с
традиционными духовными ценностями, модернизационное движение не
означает "освобождения" от исторических форм культуры. Ускорение
глобализации может сопровождаться духовным подъёмом. Творческая свобода
гармонично сочетается с идентичностью. В ней обретается источник
творческих сил для порыва в современность. Сохранение идентичности −
предпосылка вхождения в современность. Более того, идентичность мыслима
её источником. Современный мир важно увидеть пространством, возведённым
путём творческого освоения исторически укоренённых духовных ценностей.
Движение в современность на основании исторически сформированных
идентичностей возможно осознать в качестве принципа евразийской
интеграции, фундамента устойчивого развития евразийского пространства.
Формирование культур, как и человеческих личностей,
индивидуально. Именно поэтому для интеграции евразийского пространства
так значим принцип субъектности. Уникальные самобытные традиции − основа
евразийского равноправного партнёрства. Интегрированная Евразия −
исторически сложившееся многообразие культур, мир, обогащённый
неповторимыми идентичностями.
Объединённая Евразия − Евразия
культурных связей. Именно крепкие культурные связи образуют и
консолидируют евразийское пространство. Они выступают основанием
различных форм экономического и политического сотрудничества.
Объединённая
Евразия − Евразия ценностей. Речь идёт об
органическом сочетании
уникального и всечеловеческого, неповторимых и в то же время
общечеловеческих ценностях. В индивидуально-самобытных ценностных формах
отражаются общечеловеческие идеалы. Они пронизывают своеобразные начала
культуры, предметно раскрываясь в них.
Ценности
духовно-творческой личности, одухотворённой солидарности являются
фундаментальными для евразийского пространства. Они совпадают с
нравственным правом и могут быть рассмотрены в качестве духовной основы
правовой интеграции.
Очевидно, гуманитарная составляющая
выступает неотъемлемой частью экономического развития. Ею нельзя
пренебрегать
ради вульгарно истолкованной экономической эффективности.
Настало время осмыслить экономическую теорию как науку
о культуре,
экономические ценности − как производные от культурного достояния.
Понимание экономики как пространства культуры, её видение в
контексте культурной целостности принципиально для устойчивого развития
евразийского пространства. При многообразии моделей хозяйствования,
различии хозяйственных систем важно учитывать конституирующее влияние
культурной жизни. Всё богатство духовных традиций Евразии может и должно
стать основанием её экономических достижений. Недопустимо, чтобы
экономическое поле, истолкованное как автономное, определяло смыслы и
структуру общественного бытия. Эффективный народнохозяйственный комплекс
Евразии − укоренённый в мире культуры, ценностно-регулируемый. Александр Владимирович Посадский - руководитель Центра Российской политической культуры Инновационного
научно-образовательного консорциума «Смольный университет», профессор
Смольного института Российской академии образования |