ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 

  
Культуролог в ВК
 
 

  
Главная >> Сценарии нашей жизни >> Цивилизационные сценарии >> Консервативное осмысление евразийской интеграции

Консервативное осмысление евразийской интеграции

Печать
АвторА.В. Посадский  

Из доклада, прочитанного на заседании Координационного Совета по формированию политики Евразийской интеграции при Центре социально-консервативной политики «Северо-Запад» 16.02.2013

butusova.jpg


         Надо отталкиваться от двух моделей евразийской интеграции. Первая – интеграция через посредников, опосредованная извне интеграция. Она подразумевает, что в деле объединения участвуют не реальные субъекты, способные принимать решения и обладающие собственным целеполаганием, а моделируемые извне, поддающиеся манипуляции и контролю стороны.

         Консерватизм отстаивает образ Евразийского сообщества обладающего фундаментальным целеполаганием, сообщества свободно направляющего свое развитие. Речь идет о сообществе осознающем собственные ценностные ресурсы, исходящем из видения своей исторической перспективы, творчески передающим ценности из поколения в поколение. Это сообщество, тяготеющее к самоинтерпретации и самоистолкованию, способное к самопреобразованию и активно творчески отзывающееся на вызовы современности.

        Очевидно, сегодня человечеству предлагается программа глобализации, базирующаяся на метакритике культурной идентичности. Вступление в современность отождествляется с разрывом исторической преемственности. Идентичность рассматривается препятствием, ослабляющим модернизационное движение. Её преодоление и даже необратимое забвение объявляется условием вхождения в современный мир. Консервативный проект − проект научно-технического прогресса и модернизации. Однако он не подразумевает разрыва с исторически сформированными идентичностями. Будучи принципиально совместимым с традиционными духовными ценностями, модернизационное движение не означает "освобождения" от исторических форм культуры. Ускорение глобализации может сопровождаться духовным подъёмом. Творческая свобода гармонично сочетается с идентичностью. В ней обретается источник творческих сил для порыва в современность. Сохранение идентичности − предпосылка вхождения в современность. Более того, идентичность мыслима её источником. Современный мир важно увидеть пространством, возведённым путём творческого освоения исторически укоренённых духовных ценностей. Движение в современность на основании исторически сформированных идентичностей возможно осознать в качестве принципа евразийской интеграции, фундамента устойчивого развития евразийского пространства.

        Формирование культур, как и человеческих личностей, индивидуально. Именно поэтому для интеграции евразийского пространства так значим принцип субъектности. Уникальные самобытные традиции − основа евразийского равноправного партнёрства. Интегрированная Евразия − исторически сложившееся многообразие культур, мир, обогащённый неповторимыми идентичностями.

      Объединённая Евразия − Евразия культурных связей. Именно крепкие культурные связи образуют и консолидируют евразийское пространство. Они выступают основанием различных форм экономического и политического сотрудничества.

       Объединённая Евразия − Евразия ценностей. Речь идёт об органическом сочетании уникального и всечеловеческого, неповторимых и в то же время общечеловеческих ценностях. В индивидуально-самобытных ценностных формах отражаются общечеловеческие идеалы. Они пронизывают своеобразные начала культуры, предметно раскрываясь в них.

    Ценности духовно-творческой личности, одухотворённой солидарности являются фундаментальными для евразийского пространства. Они совпадают с нравственным правом и могут быть рассмотрены в качестве духовной основы правовой интеграции.

        Очевидно, гуманитарная составляющая выступает неотъемлемой частью экономического развития. Ею нельзя пренебрегать ради вульгарно истолкованной экономической эффективности. Настало время осмыслить экономическую теорию как науку о культуре, экономические ценности − как производные от культурного достояния.

        Понимание экономики как пространства культуры, её видение в контексте культурной целостности принципиально для устойчивого развития евразийского пространства. При многообразии моделей хозяйствования, различии хозяйственных систем важно учитывать конституирующее влияние культурной жизни. Всё богатство духовных традиций Евразии может и должно стать основанием её экономических достижений. Недопустимо, чтобы экономическое поле, истолкованное как автономное, определяло смыслы и структуру общественного бытия. Эффективный народнохозяйственный комплекс Евразии − укоренённый в мире культуры, ценностно-регулируемый.

 

Александр Владимирович Посадский - руководитель Центра Российской политической культуры Инновационного научно-образовательного консорциума «Смольный университет», профессор Смольного института Российской академии образования


17.02.2013 г.

Наверх
 

Вы можете добавить комментарий к данному материалу, если зарегистрируетесь. Если Вы уже регистрировались на нашем сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.


Поиск

Знаки времени

Последние новости


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение