Методология научного познания и теория ценности П.А. Сорокина |
В статье раскрывается определенная смена понятийных приоритетов П.А. Сорокина в связи с разработкой им интегралистской социологии на фундаменте теории ценности, что позволило русско-американскому социологу с новых, аксиологических позиций объяснить проблемы развития общества и культуры. Творческое наследие выдающегося российско-американского социолога П.А. Сорокина за последние десятилетия стало предметом пристального анализа российских ученых — социологов, культурологов, историков и др. Вместе с тем до настоящего времени не получила своего специального анализа его методология познания, в рамках которой значимое место занимает собственно теория ценности. Задача данной статьи — показать основные этапы становления методологии познания Сорокина и роль аксиологической проблематики в контексте его идей. На протяжении всего своего творческого пути выдающийся социолог так или иначе включал в сферу своих интересов проблематику теории ценностей, используя характерную для данной теории систему понятий — "ценность", "норма", "оценка", "должное" и др. Так, уже в работе "Преступление и кара, подвиг и награда: социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали" (1914), которую он защитил как дипломную работу, Сорокин вводит эти понятия в контекст своего анализа. Причем данная терминология используется им, во-первых, для характеристики существовавших в тот период представлений о социальных явлениях, а во-вторых, в целях выявления собственных позиций. Например, характеризуя феномен социального, он отмечает: «...социальное явление есть социальная связь, имеющая психическую природу и реализующаяся в сознании индивидов, выступая в то же время по содержанию и продолжительности за его пределы. Это то, что многие называют "социальной душой", это то, что другие называют цивилизацией и культурой, это то, что третьи определяют термином "мир ценностей", в противоположность миру вещей, образующих объект наук о природе»1. Что же касается позиции самого Сорокина, то весьма примечательно его постоянное стремление на протяжении всей творческой жизни постигнуть суть феномена социального, опираясь на понятия аксиологического ряда. Начиная с ранних работ и вплоть до работ позднего периода, он постоянно уточнял собственную позицию, корректировал и совершенствовал систему понятий, не изменяя главного — самого принципа подхода. Именно поэтому, на наш взгляд, элементы его интегралистского подхода можно обнаружить уже в дипломной работе 1914 г. Обращаясь к феномену социального, он утверждает: "Всякое взаимодействие, между кем бы оно ни происходило, раз оно обладает психическим (выделено мной. — В.Л.) характером (в вышеуказанном смысле этого слова), — будет социальным явлением"2. Уже в дипломной работе ученый ставит вопрос о том, что социальное не может быть сведено к психическому, что есть две стороны социального явления: "внутренне-психическая и внешне-символическая": "любое социальное явление может быть разложено на два элемента, которые должны быть разграничиваемы друг от друга: 1) определенное психическое переживание или чистая психика, 2) непсихические знаки, посредством которых эта психика объективируется и символизируется"3. Например, «...статуя Венеры Милосской суть явление социальной категории не потому, что мрамор принял определенную форму, картина Рафаэля становится художественной ценностью не благодаря соединению холста и красок — все они суть "социальные ценности" (выделено мной. — В.Л.) лишь благодаря тому, что объективируют собой субъективную психику: определенные чувства, мысли, переживания, настроения и т.д.»4.
То, что позднее Сорокин обозначит термином "значение", в данный период творчества получает обозначение с помощью термина "психические переживания". С его точки зрения, «процесс обмена психическими переживаниями, или психическое взаимодействие, необходимо принимает экспсихическую — "символическую форму"... Любая мысль, любое психическое переживание не выразимы в их чисто психическом бытии и могут объективироваться лишь посредством тех или иных "непсихических" посредников или проводников. Выражаясь грубо, экстеоризирование психики требует ее воплощения в "материальных вещах". Эти последние служат поэтому символами психики (выделено мной. — В.Л.). Они как бы сигнализируют определенное психическое явление»5. Фактически Сорокин описывает процесс передачи и восприятия значений в социокультурной системе (эта проблематика в дальнейшем будет им отображаться с помощью терминов "значение", "ценность" и "норма"): «Каждое психическое переживание, прежде чем передаться другому, должно пройти через три стадии: а) сначала оно является чистой психикой, б) затем превращается в непсихическую форму — в символ, в "раздражитель" и, наконец, в) снова получает психическое бытие в воспринявшем субъекте»6. Сорокин впервые в своей дипломной работе (позже данный подход получает свое более строгое и пространное отображение) выделяет "главнейшие виды этой символизации": «а) звуковая символизация (речь, восклицания, пение, музыка и т.д.); б) световая, цветовая символизация, почти постоянно соединяющаяся пространственной символизацией (железнодорожная сигнализация, сигнализация военных судов, картины, буквы, надписи и т.д.); в) в связи с последней почти постоянно находится предметная символизация ("кресты", "зерцала", "знамена", "гербы" и т.д.); г) в качестве особого вида может быть выделена чисто двигательная символизация (мимика, жесты и т.д.)»7. В рамках дипломной работы в этой связи он специально оговаривается: "мы не преследуем достижения логически безукоризненной классификации". Такую классификацию он сумел выстроить в своей поздней работе "Общество, культура и личность: их структура и динамика" (1947). Возвращаясь к началу его научных поисков, отметим, что именно в дипломной работе 1914 г. он начинает выстраивать систему аксиологических понятий, с помощью которых анализирует специфику социальных явлений. Среди этих понятий: "ценность"8; "оценка"9; "норма"10; "диспозиции"11; "должное"12; "идеал"13. В главном труде, написанном в российский период творчества ("Система социологии", 1920), Сорокин определяет объект социологии уже иначе: "социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия, — с другой"14. Раскрывая понятие "взаимодействие людей", ученый уточняет это представление: "социология изучает: 1) такие виды поведения людей, где поведение одних является функцией поведения и существования других; 2) явления, возникающие в результате такого поведения. Иными словами, социология есть наука о поведении людей, находящихся в процессе взаимодействия, и о результатах такого поведения"15. Исходя из того, что простейшим фактом в мире человеческих отношений является взаимодействие индивидов (двух или большего числа), Сорокин раскрывает основные "элементы явления взаимодействия": 1) индивиды (он выступает против позиции, согласно которой социальное явление сводится к одним взаимоотношениям и исключает индивидов); 2) акты, или действия (акты делания и неделания, акты сознательные и бессознательные); 3) проводники взаимодействия (т.е. "...те средства, благодаря которым раздражение, исходящее от одних индивидов, передается и доходит до других")16. Так же как в своей ранней работе "Преступление и кара...", в работе "Система социологии" Сорокин дает подробную классификацию проводников взаимодействия (в более поздних работах он возвращается к этой классификации, используя обновленную систему понятий). Не останавливаясь на подробном анализе этой классификации, отметим, что уже в этой работе ученый использовал термин "символическое значение", который приобретет в поздних работах более широкий смысл и органично войдет в его понятийную систему: «...индивид, выкинувший красный флаг, обусловливает и влияет на поведение других не столько физическими свойствами проводника, сколько тем символическим значением, которое проводник должен передать, "сигнализировать" другим людям»17. В работе "Система социологии" Сорокин вводит и термин "материальная культура", которая, по его словам, представляет собой "не что иное, как совокупность физических и символических проводников взаимодействия"18. Уже в этой работе Сорокин подходит к мысли о том, что социальное явление многопланово, его нельзя мыслить состоящим либо только из индивидов, либо из одной психики, либо как исключительно материальные предметы: "Весьма важно усвоить себе эту неразрывность трех элементов взаимодействия"19, что также свидетельствует о его стремлении к интегралистскому видению социологической проблематики. Обращаясь к поздним работам Сорокина, считаем необходимым подчеркнуть, что выдвинутая в ранних работах проблематика нашла свою новую трактовку, связанную с опорой на оригинальный категориальный аппарат. Для нас несомненно, что этот аппарат был разработан Сорокиным, во-первых, в связи с потребностью целостного, интегралистского видения социокультурной реальности; во-вторых, в связи с его неудовлетворенностью своими ранними попытками осмысления феномена социального; наконец, в-третьих, в связи с обнаружением ученым особой методологической значимости для социологии теории ценности. Рассмотрим подробнее основные идеи, связанные с выдвижением ценностной проблематики в центр научных изысканий Сорокина. В работе "Общество, культура и личность: их структура и динамика" (1947) Сорокин определяет общую социологию как теорию "о родовых свойствах, отношениях и закономерностях социокультурных явлений"20. Отметим, что здесь речь идет не о "социальном явлении" (как это было в ранних работах), а именно о "социокультурном явлении". Такая смена терминологии говорит, на наш взгляд, о попытке с помощью нового термина точнее воспроизвести особенность предмета социологического анализа, в котором социальное и культурное взаимосвязаны и существуют неразрывно: "Попытки свести предмет социологии к социальному аспекту надорганических явлений и исключить факторы культуры или личности являются, как было сказано, ошибочными"21. Введению этого понятия предшествовал достаточно краткий, но весьма содержательный анализ концепций различных школ в социологии. То, что произошла определенная смена понятийных приоритетов, показывает и использование им терминов "социокультурная жизнь", "социокультурное пространство", "социокультурная реальность", "социокультурная система"22. Раскрывая особенности социологистской школы, ученый утверждает, что "...психологическая школа изучает прежде всего психические аспекты социокультурного пространства, а социологистская школа делает упор на самих социокультурных аспектах"23. Он специально и подробно останавливается на анализе специфики социокультурного явления. С точки зрения Сорокина, родовой моделью любого социокультурного феномена является значимое взаимодействие двух или более индивидов. Под "взаимодействием" он понимает любое событие, с помощью которого один человек определенным образом влияет на открытые действия или состояние ума другого. В отсутствие такого влияния (одностороннего или взаимного) невозможно никакое социокультурное явление: "Миллион полностью изолированных людей не представляет собой социального явления или общества, поскольку они не влияют друг на друга"24. С целью анализа разных граней одного и того же социокультурного явления Сорокин выдвигает целую систему понятий, с помощью которой раскрывается единство и взаимосвязь этих граней. Также как и в ранних работах, он пытается прежде всего показать основные компоненты социокультурного явления: 1) мыслящие, действующие и реагирующие люди, являющиеся субъектами взаимодействия; 2) значения, ценности и нормы, благодаря которым индивиды взаимодействуют, осознавая их и обмениваясь ими; 3) открытые действия и материальные артефакты как двигатели или проводники, с помощью которых объективируются и социализируются нематериальные значения, ценности и нормы25. Такого рода схема встречалась уже в дипломной работе ученого. Возвращение к ней с использованием обновленной системы понятий, на наш взгляд, демонстрирует, с одной стороны, его желание более тщательно проработать свои исходные идеи, а с другой — умение освоить весь массив научных публикаций по данной проблематике и извлечь "рациональные зерна". Это подтверждает и его ремарка относительно идей У. Томаса и Ф. Знанецкого: "Социальная ценность противостоит естественным явлениям, которые имеют содержание, но, будучи частью природы, не являются значимыми для человеческой деятельности и расцениваются как не имеющие ценности; когда природные явления приобретают значения, они становятся социальными ценностями, — заявляют У. Томас и Ф. Знанецкий. Можно лишь пожалеть, что они не извлекли соответствующих выводов из этого убедительного принципа"26. Сорокин сделал далеко идущие выводы относительно методологической значимости теории ценности для социологического знания и посвятил специальный раздел (§ 4. "Значения, ценности и нормы в родовых социокультурных явлениях") анализу ценностного компонента социокультурных явлений. В процессах "значимого взаимодействия" все три компонента (субъекты, ценности и их носители) оказываются связаннымимежду собой в одно "неразделимое единство". Как подчеркнул сам Сорокин, «трехкомпонентная структура социокультурных явлений, получившая систематическое освещение в моей "Социокультурной динамике", отмечалась до и после появления моей книги все возрастающим числом социологов. К сожалению, многим из них не удалось прояснить и систематически изложить свои концепции»27. Этот важный методологический принцип Сорокин дополняет другим. С его точки зрения, сама структура социокультурного взаимодействия также имеет три неотделимых друг от друга аспекта: 1) личность как субъект взаимодействия; 2) общество как совокупность взаимодействующих индивидов с его социокультурными отношениями и процессами; 3) культура как совокупность значений, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие лица, и совокупность носителей, которые объективируют, социализируют и раскрывают эти значения. Ни один из членов этой неразделимой триады (личность, общество и культура) не может существовать без двух других, поскольку "социокультурный порядок неразделим, и никто не может создать специальную науку на основе одного его аспекта, скажем, социального, игнорируя культурные и личностные аспекты"28. Социология, по его мысли, "...равно связана со всеми тремя аспектами социокультурных явлений, но со своей специфической точки зрения, как генерализующая наука, рассматривающая социокультурную систему как целое"29. Вместе с тем он четко разграничивает понятия "общество" и "культура": «По этой причине "общество" не может быть более широким термином, чем "культура", как не могут эти два явления рассматриваться вне связи друг с другом. Единственно возможное различие связано с тем, что термин "социальный" означает сосредоточение на совокупности взаимодействующих людей и их отношениях, тогда как "культурный" означает сосредоточение на значениях, ценностях и нормах, а также на их материальных носителях (или материальной культуре)»30. Эти методологические принципы Сорокин последовательно реализует, исследуя компоненты социокультурного явления. Субъектами взаимодействия, с его точки зрения, являются либо индивиды, либо группы людей. При этом их важнейшей характеристикой оказывается включенность в определенную социокультурную систему: "не существует личности как социума, то есть как носителя, созидателя и пользователя значениями, ценностями и нормами, без корреспондирующих культуры и общества"31. Поэтому социокультурные качества взаимодействующих субъектов (единство или различие национальности, религии, принадлежности к политической партии и т.п.) во многом определяют особенности самого процесса взаимодействия. Например, талантливый пианист, вызывая в аудитории чувства грусти или веселья, уныния или радости, тем самым из индивидов, составляющих концертную аудиторию, создает "эмоциональное и часто идеологическое целое". Второй компонент социокультурных явлений — значения, ценности и нормы, — наложенные на биофизические "свойства индивидов и предметов, действий и событий", придают им статус социокультурных. Благодаря этому "значимому компоненту" (а не биофизическим свойствам) существует моральное или аморальное, научное или художественное. Лишенные компонента значения, все социокультурные явления становятся чисто физическими или биологическими: Ника Самофракийская оказывается не более чем куском мрамора, Девятая симфония Бетховена — комплексом звуков, т.е. воздушных волн определенной длины и амплитуды. Именно наличие "религиозных, правовых, этических, научных или эстетических значений" придает предметам и действиям социокультурный характер. Более того, "любая организованная группа неизбежно обладает культурой... ни социальная группа, ни индивид (за исключением просто биологического организма) не могут существовать без компонентов значений и носителей, то есть без культуры"32. Этот "значимый компонент" социокультурных явлений Сорокин подразделяет на: "1) когнитивные значения в узком смысле слова... 2) значимые ценности... 3) нормы33. Он показывает, что любое значение в узком смысле слова является ценностью, любая ценность предполагает норму по ее реализации или отвержению, любая норма является значением, позитивной или негативной ценностью. Именно в этой связи он говорит о "тождестве значений, ценностей и норм". Ссылаясь на Томаса и Знанецкого, он присоединяется к их выводу о том, что когда природные явления приобретают значения, они становятся социальными ценностями. Именно поэтому, говоря о "сдвигах в ценностях", он приводит в качестве примера "сдвиги значений". Значения, ценности и нормы, будучи нематериальными явлениями сознания, могут передаваться от индивида к индивиду, от группы к индивиду и т.д. только с помощью "носителей значимого взаимодействия". В качестве таких "носителей социокультурных явлений Сорокин называет музыку, живопись, скульптуру и др. С помощью носителей происходит "экстернализация, объективизация и социализация значений", и, таким образом, они становятся "доступными для других". Причем "значимое взаимодействие" может происходить между людьми, разделенными тысячами миль посредством газет, телеграмм, радио и т.п.; даже между умершими и живыми: Платон, Шекспир, Бетховен и Рафаэль до сих пор влияют на состояние нашего ума и наши действия, когда мы читаем, слушаем или смотрим их работы. Сорокин подробно рассматривает "основные типы носителей". Например, музыку он относит к "звуковым проводникам": "Музыка является второй (после речи. — Прим. авт.) основной формой символических звуковых проводников. По своей природе она больше приспособлена к объективации и передаче чувств, эмоций, настроений или неуловимых умственных состояний, которые не поддаются вербальному выражению, и поэтому она чаще используется для эмоциональной, чем для интеллектуальной, коммуникации"34. Живописные картины и рисунки социолог относит ко второму фундаментальному типу цветовых и световых проводников. Живописные произведения доносят до нас мысли, идеи и чувства художников, даже если те давно умерли; делая возможным взаимодействие между художником и нами, картины служат еще и соединению нас между собой, создавая общие физические переживания и настроения; от примитивных каракулей ребенка к гениальным созданиям великих мастеров они служат "потребности в коммуникации между сознаниями людей"35. В своей фундаментальной работе "Социальная и культурная динамика..." (1937—1941; в сокращенном и дополненном виде — 1957) Сорокин развивает особое видение общества и культуры как некоего единства, используя в этой связи понятия "социокультурный мир", "социокультурная реальность", "социокультурный процесс", "социокультурный универсум"36. Методологическим фундаментом его всеохватывающей концепции социокультурной реальности становится теория ценности. Именно ценности, по его мысли, являются фундаментом любой культуры. Остановимся на этом подробнее. Анализ работ позднего периода творчества Сорокина показывает, что для него теоретико-ценностный подход стал необходимым инструментом социологического познания. В целях обоснования своей позиции Сорокин специально обращается к проблемам методологии познания. По мысли Сорокина, социокультурный универсум воспринимается нами как сложный и неисчерпаемый хаос бесчисленных, разнообразных и бессвязных на вид фрагментов. Их упорядочение возможно на основе двух разных принципов — причинного и логико-смыслового. При этом "...упорядочивающие свойства причинного и логико-смыслового принципов различны, но их познавательные функции сходны: оба они служат одной и той же цели, хотя и каждый по-своему; оба обобщают в своих формулах огромное количество событий, объектов, связей; оба сводят воедино хаотические скопления фрагментов. И наконец, оба, каждый в своей области, необходимы для изучения социокультурных явлений"37. Если общим знаменателем причинно-связанных явлений является единообразие взаимосвязей, то при логико-смысловом единстве таким общим знаменателем выступает главный смысл, или идея. Сорокин подчеркивает значимость "логико-смыслового метода" познания: «Сущность логико-смыслового метода познания состоит... в нахождении основного принципа ("основания"), который пронизывает все компоненты, придает смысл и значение каждому из них и тем самым из хаоса разрозненных фрагментов создает космос. Если в данном сочетании элементов культуры такое единство существует и если это установлено достоверно, а объединяющий принцип сформулирован правильно, то с познавательной точки зрения эта формула так же важна в своей сфере, как важна любая каузальная формула в случае причинной связи»38. Обращаясь собственно к анализу культуры (иначе говоря, различных "систем культуры"), Сорокин использует возможности логико-смыслового метода анализа. Прежде всего он разграничивает внутренние и внешние аспекты культуры: к внутреннему аспекту он относит сферу "разума, ценности, смысла". Для краткости Сорокин называет ее "ментальностью культуры" (или "культурной ментальностью"). К внешнему аспекту относятся неорганические и органические объекты чувственного восприятия: предметы, события, процессы, "в которых воплощается, организуется, реализуется или облекается внутренний опыт". Как подчеркивает Сорокин, "эти внешние феномены относятся к системе культуры лишь постольку, поскольку они суть проявления ее внутренней стороны. Вне ее они перестают быть частью интегрированной культуры. Отсюда вытекает, что на первом месте для исследователя интегрированной культуры — ее внутренняя сторона. От нее зависит, какие внешние явления, в каком смысле и до какой степени становятся частью системы. Другими словами, внутренняя сторона культуры управляет внешней"39. Исходя из того, что "любой культурный комплекс может быть логически интерпретирован", Сорокин делает "вывод, что надлежащее логическое понимание культурных явлений требует, во-первых, применения критериев дедуктивной и индуктивной логики-во-вторых, понимания того, что большие посылки различных культур могут быть разными; в-третьих, беспристрастной позиции по отношению к тому, справедливы или несправедливы эти большие посылки. Если исследователь верно уловит специфические посылки культуры, то следующей его задачей будет показать, в какой степени данная культура интегрирована с точки зрения этих посылок, исходя из непререкаемых канонов логической достоверности. Если ему удастся решить эту проблему, то главная его задача выполнена. Выясняя большую посылку данной культуры, исследователь постигает ее душу, тело, ее социокультурную физиогномику; определив степень и характер ее логической интеграции, он отвечает на вопрос о ее интегрированности или неинтегрированности"40. В этой связи он и ставит вопрос о методе познания социокультурной реальности: "Если характер больших посылок культуры играет столь важную роль при решении вопроса о ее логической интегрированности, то, следовательно, ключевой принцип, с помощью которого можно понять природу интегрированной культуры, нужно искать в первую очередь в этих посылках"41. По Сорокину, эти "большие посылки" ментальностей разных культурных систем "состоят из следующих четырех пунктов: 1) природы реальности; 2) природы целей и потребностей, которые должны быть удовлетворены; 3) степени, в какой эти цели и потребности удовлетворяются; 4) способов их удовлетворения"42. Последующий анализ типов ментальности (проведенный им во второй главе "Идеациональная, чувственная, идеалистическая и смешанная системы культуры") дал основание Сорокину сделать вывод об эвристической ценности логико-смысловой интерпретации культуры, которая "...позволяет нам набросить сеть логических связей на громадное количество разрозненных явлений культуры, которые зачастую весьма далеки друг от друга, и установить надлежащее место и подлинный смысл каждого фрагмента системы"43. В этой связи полагаем, что идея логико-смысловой интерпретации культуры, несомненно, близка концепции идеальных типов М. Вебера. Наконец, свое системное (интегративное) и вместе с тем завершающее видение социокультурного мира Сорокин продемонстрировал в работе "Это — моя философия" (1958), в которой выдвигается интегральная модель общества и культуры. В данной модели находит свое отображение многоаспектность культуры: ее микро- и макроуровни; ее статика и динамика; ее основные формы и значимые элементы. По Сорокину, культура надстраивается над двумя существующими мирами: "Помимо двух основных классов реальности — неорганических и органических явлений — которые существовали на нашей планете до появления человека — человек создал третий основной класс явлений суперорганических или культурных, который сильно отличается от неорганических и органических44. Если неорганические явления имеют только "физико-химические компоненты", а органические явления имеют два компонента — "физический и жизненный", то культура как "сверхорганическое явление" имеет новый, "смысловой компонент", который "накладывается" на физические и жизненные компоненты. Без смыслового компонента любое явление становится чисто физическим или биологическим: «Биологически и физически нет человеческих организмов, которые были бы "королями", "папами", "генералами", "героями", "святыми". Все эти и миллионы других смыслов накладываются на человеческий организм посредством суперорганической культуры». Сорокин дает всеобъемлющее представление о культуре, показывая, что культурный мир состоит из: 1) "идеологической вселенной смыслов": это совокупность значений, ценностей и норм, объединенных в системы языка, науки, техники, религии, философии, права, этики, литературы, живописи, скульптуры, архитектуры, музыки, драмы, экономических, политических и социальных теорий и т.д.; 2) "материальной культуры", благодаря которой идеологическая культура объективируется; 3) "всех индивидов как социокультурных личностей", а также всех "социокультурных групп"; 4) "открытых действий, церемоний, ритуалов, поступков, в которых индивиды и группы осуществляют и применяют тот или иной набор смыслов". Среди всех смысловых ценностей социокультурного мира Сорокин выделяет высшую интегральную ценность — невидимое единство Правды, Добра и Красоты (представляется, что в данном суждении прослеживается его опора на традицию русской религиозно-философской мысли). Размышления выдающегося социолога об увеличении неэгоистической творческой любви как первостепенной задаче человечества хорошо известны и не требуют в рамках нашей темы подробного анализа. Нам же важно подчеркнуть, что Сорокин не ограничился изучением изменения самой социокультурной реальности, но и, опираясь на выработанный инструментарий, показал реальный для человечества путь преодоления межгрупповых конфликтов и войн: "Ни Организация Объединенных Наций, ни Всемирное правительство не смогут обеспечить длительный внутренний и международный мир, если их деятельность не будет подкреплена альтруизмом людей, групп, институтов и культуры в целом". Этот путь он связал с утверждением такой системы ценностей, в центре которой окажутся ценности Добра и альтруистической Любви. Таким образом, на протяжении своего длительного творческого пути Сорокин как социальный мыслитель, постепенно осознавая значимость ценностной теории для разработки социологической проблематики, шаг за шагом включал в свой понятийный аппарат аксиологические категории. Более того, сама логика его концепции, первоначально сформулированная в дипломной работе, потребовала отказа от социологического изоляционизма и принципиального поворота в сторону разработки понятийного аппарата, способного охватить разные грани единой социокультурной реальности. Фактически интегрализм Сорокина в зародыше уже присутствовал в его дипломной работе 1914 г. Своими трудами выдающийся русско-американский социолог не только обосновал методологическую значимость теории ценностей для социологии, но и сумел внести существенный вклад в разработку собственно аксиологии как науки. Его междисциплинарный взгляд на социокультурный мир позволил разработать и методологические принципы анализа, и систему понятий, весьма значимые для наук, предметом которых выступают личность, общество и культура.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992 (а). Сорокин П.А. Моя философия — интегрализм // Социс. 1992. № 10 (б). Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений. СПб., 2000. Сорокин П.А. Система социологии. М., 2008. Об авторе:
В.Г. Лукьянов, докт. филос. наук, проф. кафедры истории и теории социологии РГПУ им. А.И. Герцена
Работа публиковалась: Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. 2012. № 1. С. 182-194.
1 Сорокин П.А. Преступление и кара, подвиг и награда: социологический этюд 2 Там же. 3 Там же. С. 46. 4Там же. С. 42. 5 Там же. 6 Там же. С. 48. 7 Там же. 8 Там же. С. 53, 112, 122-123 и др. 9 Там же. С. 137. 10Тамже. С. 56, 68, 72, 141 и др. 11Там же. С. 130. 12 Там же. С. 55,76,78, 113, 127 и др. 13 Там же. С. 86, 118. 14 Сорокин П.А. Система социологии. М., 2008. С. 25. 15 Там же. С. 70. 16 Там же. С. 131. 17 Там же. С. 134. 18 Там же. С. 155. 19 Там же. С. 157. 20 Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М, 1992. С. 191. 21 Там же. С. 219. 22 Там же. С. 180, 182,185. 23 Там же. С. 182. 24 Там же. С. 192. 25 Там же. С. 193. 26 Там же. С. 201. 27 Там же. С. 193. 28 Там же. С. 220. 29 Там же. С. 220. 30 Там же. 31 Там же. С. 218. 32 Там же. С. 220. 33 Там же. С. 200. 34 Там же. С. 209. 35 Там же. С. 210. 36 Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. Исследование изменений 37 Там же. С. 29. 38 Там же. С. 34. 39 Там же. С. 40. 40 Там же. С. 43-44. 41 Там же. С. 44. 42 Там же. С. 46. 44 Сорокин П.А. Моя философия — интегрализм //Социс. 1992. № 10. С. 134—139 (Sorokin P.A. This is my philosophy. L, 1958. P. 180-189.).
| ||
21.02.2013 г. | ||
Наверх |