Концерт в кузнечном цеху |
24.04.2010 г. | ||
25 апреля на "Мотовилихинских заводах" в металлургическом кузнечно-прессовом цехе №31 состоится концерт симфонического оркестра Пермского академического театра оперы и балета им. П.И. Чайковского и группы Reutoff, сообщает "Портал машиностроения"
Полуторачасовая программа "Музыка машин" включает произведения Свиридова, Мосолова, Прокофьева, Онеггера, созданные под впечатлением от бурного развития техники, фабрик и заводов, стремительной индустриализации. Дирижер - Валерий Платонов, Заслуженный деятель искусств России, Народный артист республики Башкортостан. *************************** Завод проводит PR-акцию, это понятно. Музыканты тоже получают рекламу (довольно простой способ заявить о себе на всю страну). Зрители (вернее слушатели), с одной стороны, конечно, страдают, поскольку цех явно строился без учета требований акустики. С другой стороны, вероятность того, что иначе бы они пошли на концерт, крайне низка... А тут музыка пришла к ним сама, грех не послушать... Узкий момент здесь - тематическая направленность концерта. Когда композитор насыщает свою музыку дыханием машин, он решает интересную творческую задачу - как протащить в концертный зал частичку завода. Под музыкальным сводом оживает современность, в самом её актуальном и подлинном виде. Человек проникается могуществом техники. Возвращая эту музыку в цех, организатор концерта подкладывает свинью композитору. Какая-нибудь радиально-ковочная машина (РКМ) SXP-55, способная ковать слитки весом до 5,5 тонн, являющаяся сердцем того самого цеха №31, гораздо более индустриальна, чем звучащая возле неё музыка. И то, что в зале слушалось как интересный творческий приём, в цеху может восприниматься как некая вторичность. Другая музыка, лишенная этой, обычно не свойственной музыке «земной» привязки, дала бы людям, и так привыкшим к производственному шуму, неизмеримо больше. Но тогда не было бы столь концептуального события. Такова сила знаков: подобное притягивается... Но концерт этот ещё и свидетельство смерти романтики индустриализма. То чувство, которое вдохновляло композиторов, и было в своё время довольно общим местом эпохи, сегодня мертво. Иначе это реверсивное движение не было бы возможно. Интерес к «музыке машин» в наше время - музейно-археологический. Совмещение формы (площадки) и содержания (музыкальной идеи) - это своего рода помещение изучаемого объекта под микроскоп - необходимо для усиления восприятия. Иначе мы останемся равнодушными к этой музыке... | ||
Наверх |