ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 

  
Культуролог в ВК
 
 

  
Главная >> Знаки времени >> Концерт в кузнечном цеху

Концерт в кузнечном цеху

Печать
24.04.2010 г.
25 апреля на "Мотовилихинских заводах" в металлургическом кузнечно-прессовом цехе №31 состоится концерт симфонического оркестра Пермского академического театра оперы и балета им. П.И. Чайковского и группы Reutoff, сообщает "Портал машиностроения"

adolf_friedrich_erdmann_von_menzel_021.jpg

"Прокатный цех" Адольф Менцель, 1875.

Полуторачасовая программа "Музыка машин" включает произведения Свиридова, Мосолова, Прокофьева, Онеггера, созданные под впечатлением от бурного развития техники, фабрик и заводов, стремительной индустриализации. Дирижер - Валерий Платонов, Заслуженный деятель искусств России, Народный артист республики Башкортостан.

Специально для концерта в цехе будет смонтирована сцена и зрительские места.



***************************

Завод проводит PR-акцию, это понятно. Музыканты тоже получают рекламу (довольно простой способ заявить о себе на всю страну).  Зрители (вернее слушатели), с одной стороны, конечно, страдают, поскольку цех явно строился без учета требований акустики. С другой стороны, вероятность того, что иначе бы они пошли на концерт, крайне низка... А тут музыка пришла к ним сама, грех не послушать...

Узкий момент здесь - тематическая направленность концерта. Когда композитор насыщает свою музыку дыханием машин, он решает интересную творческую задачу - как протащить в концертный зал  частичку завода. Под музыкальным сводом оживает современность, в самом её актуальном и подлинном виде. Человек проникается могуществом техники.

Возвращая эту музыку в цех, организатор концерта подкладывает свинью композитору. Какая-нибудь радиально-ковочная машина (РКМ) SXP-55, способная ковать слитки весом до 5,5 тонн, являющаяся сердцем того самого цеха №31, гораздо более индустриальна, чем звучащая возле неё музыка. И то, что в зале слушалось как интересный творческий приём, в цеху может восприниматься как некая вторичность. Другая музыка, лишенная этой, обычно не свойственной музыке «земной» привязки, дала бы людям, и так привыкшим к производственному шуму, неизмеримо больше.

Но тогда не было бы столь концептуального события. Такова сила знаков: подобное притягивается...

Но концерт этот ещё и свидетельство смерти романтики индустриализма. То чувство, которое вдохновляло композиторов, и было в своё время довольно общим местом эпохи, сегодня мертво. Иначе это реверсивное движение не было бы возможно. Интерес к «музыке машин» в наше время - музейно-археологический. Совмещение формы (площадки) и содержания (музыкальной идеи) - это своего рода помещение изучаемого объекта под микроскоп - необходимо для усиления восприятия. Иначе мы останемся равнодушными к этой музыке...

Теги:   Музыка


Наверх
 

Вы можете добавить комментарий к данному материалу, если зарегистрируетесь. Если Вы уже регистрировались на нашем сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.



2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение