Президент РФ В.В. Путин поручил правительству подготовить законодательную базу для введения школьной формы в государственных общеобразовательных учреждениях. Срок – к 1 июня. В том числе должны быть подготовлены и требования к форме.
Иван Козлов "Первоклассница", 1950
Поручение было дано по итогам совещания о ситуации в легкой промышленности, которое состоялось в начале марта. Тема зазвучала ещё в октябре 2012 – именно тогда Минпродторг предложил вернуть школьную форму – в целях поддержки отечественной легкой промышленности.
Итак, основной мотиватор – создание дополнительного рынка. Сейчас раздаются предположения, что на региональном уровне, возможно, придётся выделять средства для обеспечения школьников школьной формой. Но с уверенностью можно предположить, что, если даже деньги на покупку школьной формы и будут выделяться, то в пределах одного комплекта в год. Фактически же затраты будут больше. Впрочем, и сегодня родителям приходится тратиться на одежду. Увеличится ли эта статья семейного бюджета или нет, во многом зависит от того, что за форма будет предложена.
В Доме моды Славы Зайцева готовы начать продажи школьной формы тоже к июню, в опережение законодателей.
Само по себе введение школьной формы осмысленно. Ношение формы повышает внутреннюю дисциплину учащегося. Форма социально выравнивает учеников, переносит критерии их самооценки с имущественного и социального статуса родителей на их собственные успехи.
Настораживает только, что не эти соображениями руководствуются. Они даже не очень внятно озвучиваются. Приводятся совсем другие, менее важные аргументы, такие как воспитание вкуса в одежде, формирование привычки соблюдать дресс-код и т.п. А когда правильное действие совершается исходя из сомнительной мотивации, результат может быть довольно странным.
Отдельно стоит сказать и о культурном аспекте. Обязательное ношение формы становится препятствием на пути проникновение в школы одежды, указывающей на ту или иную религиозную традицию. В первую очередь, речь идёт об Исламе. Форма как бы подчеркивает светский характер общеобразовательной школы. И тут важно, чтобы та светскость, которую станет нести обязательная форма, не стала бы, в свою очередь, вызовом нравственному сознанию религиозных традиций. То есть очень важно – какой будет форма. Ибо сейчас родители, одевая в школу ребенка, сами решают, что допустимо, а что нет. Теперь же решать будут за них. А ведь не с каждым решением можно согласиться…