Базисные культурно-социальные процессы современности |
Иван Карамазов о Великом Инквизиторе: «На закате дней своих он убеждается ясно, что лишь советы великого страшного духа могли бы хоть сколько-нибудь устроить в сносном порядке малосильных бунтовщиков, “недоделанные пробные существа, созданные в насмешку”. И вот, убедясь в этом, он видит, что надо идти по указанию умного духа, страшного духа смерти и разрушения, а для того принять ложь и обман и вести людей уже сознательно к смерти и разрушению и притом обманывать их всю дорогу, чтоб они как-нибудь не заметили, куда их ведут, для того чтобы хоть в дороге-то жалкие эти слепцы считали себя счастливыми». В развитии современного мира некоторые процессы можно определить как базисные. Это - то, что определяет лицо завтрашнего дня и объясняет изменения, происходящие сегодня. Здесь описаны изменения, сгруппированные в три тенденции, которые будут обозначены так:
«Тоталитаризм» – потому что любое отклонение от ожидаемого поведения в этой системе преследуется. «Нео» - потому что для подчинения индивидов в ней используются современные технологии, благодаря чему принуждение носит, как правило, скрытый характер и не бросается в глаза. Далее каждую из этих тенденций мы рассмотрим подробно. Следует отметить, что все три тенденции образуют единый комплекс, - их существование востребовано именно как дополняющее друг друга. Поэтому некоторые их характеристики местами будут накладываться на друга. Однако каждый раз рассмотрение будет происходить под особым углом, соответствующим специфике данной тенденции. Для глобализации такой спецификой является транстерриториальность (всеобщность) происходящих процессов. Для неогуманизма акцент делается на изменениях, затрагивающих человека, а именно - его мироощущение, ментальность, мотивацию и поступки. Неототалитаризм рассматривается как создание социальной организации, способной обеспечить изменения, востребованные глобализацией и неогуманизмом. Местами характеристики описания данных тенденций могут показаться противоречивыми. Это ощущение противоречивости – следствие парадоксальности задачи, к решению которой они призваны: создать общество, лишённое традиционных признаков социальности, и человека, не обладающего классическими признаками человечности. Для решения данной задачи приходится использовать ещё существующую социальность, а также привычки и мотивации, присущие человеку как таковому, - отсюда и некоторая противоречивость. Впрочем, так как конструкция, которую планируется построить, не воспринимает противоречие как проблему – важен результат, а каким образом он будет получен, не имеет значения.
Глава 1. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ Глава 2. НЕОГУМАНИЗМ Глава 3. НЕОТОТАЛИТАРИЗМ Глава 4. Сценарии развития ситуации | ||
16.04.2013 г. | ||
Наверх |