Живописный мир балетов П. И. Чайковского |
23.04.2013 г. | |
С 26 апреля по 25 июня 2013 г. в Музее "П.И. Чайковский и Москва" (Москва, Культурный центр им. П.И. Чайковского, Кудринская пл., 46/54) будет проходить выставка «Живописный мир балетов П. И. Чайковского», посвященная 173-й годовщине со дня рождения великого русского композитора.
На выставке из фондов ВМОМК имени М. И. Глинки будут представлены эскизы декораций к балетам композитора, которые создали известные художники-сценографы прошлого и настоящего: В. Немков, В. Егоров, И. и Т. Старженецкие, Г. Захаров, С. Николаев, С. Вирсаладзе, А. Лушин, С. Юнович, А. Кноблок, Э. Стенберг, И. Аскурава, А. Сальман, М. Чиковани, Л. Азизян. Вслед за М. Петипа и Л. Ивановым, создавшими классические постановки балетов П. И. Чайковского в XIX веке, балетмейстеры ХХ века – В. Бурмейстер, К. Муллер, В. Чабукиани, И. Бельский, И. Чернышёв – предлагают свое воплощение музыкальных партитур композитора. Следуя за замыслом балетмейстера, сценографы создают то фантастический, то трагический, то сказочно-волшебный мир балета. Многие художники театра в своей творческой биографии неоднократно обращались к этим классическим произведениям, предлагая каждый раз иную трактовку спектакля, рожденного в содружестве с балетмейстером. Экспонаты выставки – это не только эскизы к состоявшимся спектаклям, которые в дальнейшем обрели своего зрителя на театральной сцене, но и эскизы к неосуществленным постановкам, зрительный образ которых сохранился только в этих живописных произведениях. Гениальный реформатор русского балета, автор «Спящей красавицы», «Лебединого озера» и «Щелкунчика», П. И. Чайковский (1840–1893) создал и утвердил основы музыкально-хореографической драматургии, открывшие широчайшие перспективы для развития балетного искусства. С музыкой Чайковского в русский балет пришли и психологическая углубленность характеров, и драматическая страстность человеческих чувств. Они нашли свое яркое выражение в балетах, поставленных М. И. Петипа. Музыка и хореография существуют здесь в конгениальной гармонии. Восхищают и драматургическое построение спектаклей, и композиционное мастерство, и вдохновенная фантазия в области хореографических жанров и форм. Выражаясь словами французского поэта и теоретика искусства Поля Валери, балет по-прежнему является едва ли не единственным искусством чередования красок. В театральном искусстве ХХ столетия, виртуозно соединяющем многообразие знаковых средств, значение визуального образа спектакля – его «зрелищного текста» – неуклонно возрастает, о чем свидетельствуют и театральная практика, и теоретические концепции драматургов и режиссеров, начиная с первых десятилетий ХХ века и до сегодняшнего дня.
| |
Наверх |