Экономический расизм, олигархический капитализм, консерватизм |
Из выступления на конференции по вопросам экономической этики
Рассматривая проблему соотношения консерватизма и олигархического капитализма, остановимся на ряде тезисов. 1) Консерватизм как идеологическая система формировался в противовес утопиям Нового времени. Заметим, не самому Новому времени, с его бесспорными достижениями в области науки и техники, культуры, образования, политики и экономики, а именно утопиям. Вернее сказать, утопическим идеологиям. Неоспоримые достижения Нового времени, следуя воззрениям консервативной идеологии, необходимо совершенствовать с учетом исторически сформировавшихся ценностей и неповторимых культурных идентичностей. Сам консервативный проект - дитя Нового времени. 2) Особое сопротивление консерватизм оказывал утопии «экономического человека». Речь идет о взгляде на человека как существо исключительно биологическое, живущее примитивными экономическими инстинктами, неспособное возвыситься над ними. Консерватизм оказывал радикальное сопротивление столь упрощенной картине человека. Собственно само появление консерватизма во многом было обусловлено именно категорическим неприятием дегуманизированного образа одномерного «экономического человека» в европейской мысли и повседневности. 3) Экономические программы консерватизма (т.н. экономический консерватизм) при всей вариативности всегда содержали одну важную идею. Хозяйственные системы не есть нечто автономное от общественной жизни. Экономические достижения неотделимы от социокультурных норм. Экономическое развитие осуществляется в социокультурных контекстах, в контекстах солидарных связей и консенсусов относительно культурной жизни. Экономические процессы должны быть поняты как сложные, т.е. как социальные по своей сущности. Сама экономическая эффективность должна быть увидена социальной конструкцией. Речь идет не просто о зависимости экономики от социальных факторов, а о ее социальном и культурном строении. Экономика - форма социальной и культурной жизни сообществ. Хозяйственная жизнь немыслима вне культуры и социальной солидарности.
4) Мы не станем рассматривать олигархический капитализм как крайне неэффективную экономическую систему (с присущей ей феодальным индустриализмом, замораживанием технологического прогресса и т.п.). Обратим внимание на другое. В 20 -21 столетиях олигархический капитализм прочно связывает себя с идеологией социал-дарвинизма и социального расизма. Перед нами довольно упрощенная мировоззренческая схема. Человек - экономическое животное. Он борется за место под солнцем с себе подобными. Позиций власти достигают наиболее сильные, отмеченные избранничеством экономического рока. Социальное пространство в подобной трактовке просто поглощается вульгарно понятым пространством экономическим. Ставка на социал-дарвинизм обусловлена рядом причин. Камуфляж олигархического капитализма традиционными ценностями, религией, культурой был осознан как процесс сложный и затратный. Он требует серьезного, всестороннего финансирования созидательных социальных сил. Последние могут выступить с жесткой критикой олигархического капитализма, ибо их цели и задачи иные. Олигархический капитализм рискует попасть под их подозрение. Гораздо проще и дешевле смести обществосберегающие институты и практики путем идейной революции социального расизма. Такая разрушительная революция крайне не затратная и чрезвычайно эффективная. Отныне нет необходимости тратить огромные ресурсы на камуфляж. Человек объявляется примитивным животным. Если он не стал победителем-хищником, то оказался слаб и просто не принадлежит к расе победителей. Отныне обществосберегающие практики и институты оказываются под подозрением. Именно они камуфлируют подлинную природу человека. Они помогают слабым адаптироваться, внушают им ложное сознание своей значимости, расслабляют сильных, всячески деформируют подлинную суть жизни. Просто, быстро, дешево, доступно. При таком подходе человеку предстоит еще защищать в себе все человеческое. Человечность сама находится под подозрением. Она маскирует истинную суть вещей. С системы же олигархического капитализма подозрения гарантированно снимаются. 5) Консерватизм отстаивал и отстаивает значение обществосберегающих институтов и практик. «Культурная» революция под флагами социального дарвинизма и расизма противоречит природе консерватизма. Любой альянс консерватизма с подобным идеологическим проектом превращает его в фарс. Из жизнеспособной силы он превращается в программу, отрицающую собственное идейное ядро. Сохранение традиционных институтов, совершенствование на основе исторически сложившихся практик и идентичностей общественных систем несовместимо с социал-дарвинизмом. Последний разрушает опоры общественного развития, отстаиваемые консерватизмом, делает неактуальными традиционные ценности и формы жизни, осуществляет подрыв их легитимности. | ||
06.05.2013 г. | ||
Наверх |