Лето, паруса, корабли военного флота на фоне Исакия и ощущение счастья, которое обязательно будет, – ощущение, созданное художником импрессионистически-легкими мазками с помощью прозрачно-голубых тонов, уточнённых красными и оранжевыми треугольниками мачт. Такую живопись можно увидеть на выставке «Лето. Море. Капитаны. Илья Кац. Живопись 1950-1960х гг..» – с 25 июня по 16 июля 2013 года в галерее «Веллум» (Москва, Пречистенка 30/2).
Кац – яркий представитель советского поколения знаменитой южнорусской художественной школы, ученик классика украинского и русского модерна Александра Гауша. Художник – ветеран Великой Отечественной войны и участник Сталинградской битвы (70-летие победы которой мы отмечаем в этом году). «Боцман! – Я. – Ты будешь капитан. Нацепим шпаги потускневшие», – так мечтали городские романтики о подвигах и парусах, о морских баталиях и кругосветных путешествиях. Об этом и «мужские» картины Ильи Каца середины 20 столетия, которые он писал с мечтой о ветре, новых открытиях, подвигах и верной дружбе, отдавая дань мальчишескому задору и идеализму начала века. О том, чего так не хватает нам, повзрослевшим – «мы с тобой давно уже не те и не живем делами прежними, спим в тепле, на средней полосе... И нас опасности не балуют». Лодки у причала, на глади изумрудной воды, им так тесно на озере. Летящие ввысь мачты яхт на Клязьминском водохранилище, кажущемся бескрайним морем, – тем морем, на берегу которого вырос художник, куда он стремился всю жизнь, и так мастерски изображал в своем творчестве. О море – и цикл его севастопольских марин, и виды ленинградского порта. Белоснежные парусники на берегах озера стилистически близки видам нормандских заливов Альбера Марке, работы которого художник внимательно изучал в Эрмитаже. Запоминаются коралловые домики на дальнем берегу, – как переосмысленные цитаты из живописи французских сезаннистов. И даже серое подмосковное небо, выполненное сложными цветами, открыто и свободно, как воздух, наполненной запахом воды. Работы Ильи Каца очаровывают экспрессией и отчетливой мужской энергетикой. Мужские игры – регата и путешествия, увлеченность морскими походами – все это присуще выходцу из романтизма начала ХХ века, когда начитавшись Жюль Верна мальчишки убегали покорять Антарктику и бороздить океан на «взрослых» фрегатах…
|