С 3 июля по 4 августа 2013 г. в Галерее классической фотографии (Москва) пройдет первая выставка проекта «Карелинский зал», посвященному выдающемуся мастеру XIX века, основоположнику художественной фотографии - Андрею Осиповичу Карелину. В рамках проекта будут представлены творческие поиски современных российских фотографов, среди которых последователь русской пикториальной школы - Николай Борисов с его выставкой «Присутствие времени». Зрители увидят его черно-белые пейзажи Севера России и Белоруссии.
Климатически сложные районы Севера России испытывали постоянный упадок, начиная с середины XX века. Снижение заготовки леса и других ресурсов привели к резкому сокращению сельского населения, а экономический кризис 90-х, урбанизация и естественное старение людей завершили процесс вымирания деревень. Многие памятники деревянной архитектуры утрачены, а сохранившиеся нуждаются в охране и реставрации. Похожие процессы коснулись лесных низинных и пойменных районов Белоруссии: исчезающие деревни, остатки старых усадеб, проселочные дороги возвращаются природой в первозданное состояние. В этих местах время течет размеренно, оно присутствует четвертым измерением, отсчитывая сезоны года. Небольшие деревянные домики, последние стога сена и разваливающиеся изгороди среди величественных дубов и плотной переросшей травы - вы больше этого никогда не увидите.
Что остается, когда вы покидаете место? Образ, сформированный вашей памятью и мечтами, в котором больше ощущения, чем деталей, больше неосязаемого присутствия, чем четких линий и форм. Не делать акценты на мелочи, упростить композицию, оставив только самую суть сюжета - такой подход пикториальной фотографии. «Дело не в ручной технике печати, мягкорисующей оптике и использовании растров, Николая Борисов смог сделать в фотографии самое главное - создать больше, чем просто отпечаток, добавив то самое незримое ощущение» - отмечает Ярослав Амелин, директор Галереи классической фотографии.
Николай Борисов известен применением индивидуальных ручных техник: оптическая печать через растры, тонирование. При съемке он использует, в основном, монокли, перископы и другую мягкорисующую оптику. В его работах достигается эффект материальности времени, которое становится практически осязаемым и физически откладывается в нашей памяти.
|