ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 

  
Культуролог в ВК
 
 

  
Главная >> Педагогика >> Освоение навыков чтения и интерпретации текстов культуры

Освоение навыков чтения и интерпретации текстов культуры

Печать
АвторГ.А. Коваленко, к. ист.н.  

В статье автор делится опытом преподавания общепрофессиональной дисциплины ФГОС по педагогической специальности «Культурология». Данный материал представляет собой лекцию, которая читается студентам в процессе изучения «Теории и методики обучения культурологии». В статье характеризуются основные приёмы работы с источниками. Особое внимание уделяется различным вариантам анализа произведений изобразительного искусства как текстов культуры.

Дэниел Хантингтон. Философия и христианское искусство

Функция мышления – отражение предметов объективной действительности. Это отражение может осуществляться двумя способами. Первый способ объединяет человека и животных, это первосигнальное, чувственное отражение реалий. Второй способ – второсигнальный, отражение через обмен мыслями. Для осуществления обмена мыслительной информацией необходимо средство связи. Таким средством стал язык. Механизм языкового способа отражения функционирует как система обозначений. Возможность различных знаковых систем служить орудием познания актуализируется в высказываниях, их характер связан с разными видами мышления. Ученые, сталкиваясь с системой обозначений, пытаются выявить роль языковых знаков в познании. Условно любую знаковую систему можно представить как текст. Наряду с общеязыковыми знаковыми системами (коды ЭВМ, системы дорожных знаков, национальные языки и др.) всегда существует множество индивидуальных знаковых систем, например, в произведениях искусства. Художественный текст (литературный, живописный, музыкальный и т.д.) – произведение творческого акта, в нем художник как бы создает свою модель реальности. Ю.М. Лотман рассматривал язык искусства в целом как художественный код, который подлежит расшифровке адресатом.

Текст в семиотике понимается как осмысленная последовательность любых знаков, любая форма коммуникации, в том числе обряд, танец, ритуал. Для анализа художественного текста необходимо различать явные и неявные смыслы. В истории культуры можно проследить тенденцию движения знаков от конкретного к абстрактному. Сокращение формально выраженной информации – это тенденция современного искусства. Она возникает как очередная ступень абстрагирования смысла. Так, в изобразительном искусстве, начиная с эпохи Ренессанса, господствовал принцип «похожести», натуральности как один из главных критериев художественности. Картины русских передвижников также имеют описательный характер. В XX в. ситуация меняется. Стремление передать сложность мира, отразить глубокую связь микрокосма и макрокосма, охватить в этом отражении мир внутренний и внешний приводит художников к системам означивания, передачи широкого смыслового пространства художественными символами, концентрирующими информацию. Искусство развивается от уподобления внешним нормам жизни к отражению ее скрытой сущности.

С точки зрения культурологии, чтобы событие стало явлением культуры, оно должно быть выражено в тексте. Только тогда культура может выполнять функцию хранения и передачи информации. Исключительно важным, на наш взгляд, является изучение источников как выражение текстов.

Тип объединяет источники, отличающиеся способом кодирования информации и её хранения. Можно выделить следующие типы источников: письменные, вещественные, устные, фото-, фоно- и кинодокументы.

Под видом понимается исторически сложившаяся совокупность источников, которые характеризуются одинаковостью внутренней формы источника (структурой), вытекающей из единства происхождения, содержания, назначения источника при его создании. Например, выделяют следующие виды письменных источников: летописи, законодательные акты, делопроизводственную документацию, частные акты, статистические источники, периодическую печать, документы личного происхождения (мемуары, дневники, письма), литературные памятники, публицистику и политические сочинения, научные труды, материалы планирования народного хозяйства и др. Видовый признак не является признаком достоверности, и на основании его не может быть оказано предпочтение одному источнику перед другим.

Изучение различных источников, документов – одно из важнейших условий реализации целей курсов «Культурология» в системе высшего профессионального образования, «Мировая художественная культура» в системе среднего общего образования. Включе­ние текстов в учебный процесс позволяет сформировать более полные и прочные знания учащихся. С помощью источников можно кон­кретизировать и углубить знания, обеспечить более прочное запоминание учебного матери­ала, развить мышление учащихся, научить учеников са­мостоятельно мыслить, делать пра­вильные выводы и обобщения, развить их познавательные воз­можности, интересы.

От умения учителя отобрать источ­ники, документы, определить место их включения в урок, организовать усвое­ние текста через применение наиболее эффективных методических приемов во многом зависит достижение педагогиче­ских целей урока. Отобранные тексты должны иметь органическую связь с программным материалом, быть до­ступными по содержанию и объему, со­держать дополнительную информацию.

Содержание курсов «Культурология», «Мировая художественная культура» позволяет систематически ис­пользовать различные источники при проведении уроков-лекций, семинаров, лабораторных и практических занятий, собеседований, повторения, организа­ции учебно-поисковой, дискуссионной деятельности, посильных научных исследований. Использование разнооб­разных источников зависит от целей и формы занятия, уровня подготовленно­сти, интересов учащихся, педагогичес­кого замысла учителя.

Источниками изучении курса выступают: отрывки из произведений филосо­фов, ученых, историков прошлого; фрагменты из современной науч­ной, научно-популярной, художествен­ной литературы; фрагменты документов; газетная информация и публицис­тические материалы; справочные, статистические ма­териалы; наглядные средства обучения.

Проверку знаний и умений учащих­ся можно проводить в форме анализа фрагментов оригинальных текстов, по­священных проблемам, изучаемым в курсах «Культурология», «МХК».

Анализ текста должен быть поэтапным. Можно выделить следующие этапы:

  • прием информации, осмысление прочитанного;
  • свертывание текста – такое пре­образование текста, при котором он за­мещается на более краткое по объему изложение. При этом в сверну­том тексте не допускаются смысловое искажение, утрата значимых положе­ний;
  • переформулирование (трансформа­ция) – обработка информации (новой и ранее уже хорошо известной учащемуся), полученной в результате отбора инфор­мации, с целью подготовки ее к последую­щей фиксации.

Самостоятельная работа с источни­ками знаний будет более успешной, ес­ли в ее основе лежит конкретная про­грамма действий ученика. Представляется целесообразным использовать систему заданий, ориен­тированных на три уровня познава­тельной деятельности. Выбор уровней определяется как познавательными возможностями ученика, так и целями обучения. Так, воспроизводящий уровень предполагает:

  • выписки основных поня­тий, определений, выводов;
  • ответы на поставленные вопросы, требующие уточнения и пересказа текста;
  • узнава­ние в тексте изученных фактов, событий, явлений;
  • заполнение таблицы, схемы по образцу в ходе разбора документа, ориентированного на пони­мание текста;
  • составление простого пла­на по известному ученикам типу и т. д.

Преобразующий уровень включает в себя следующие приёмы и способы:

  • рас­сказ ученика по документу, сопровождающийся анализом текста, выделени­ем в нем основной идеи;
  • синте­з положений источника с другим тео­ретическим материалом;
  • составление раз­вернутого плана, тезисов, конспекта, текстовых таблиц, схем;
  • подготовка рефератов, докладов.

Творческо-поисковый уровень может быть реализован через:

  • познавательные задания, требующие осмысления и сопоставления различных точек зрения мыслителей, положений нескольких документов;
  • выявление ли­ний сравнения изучаемых явлений и со­ставление сравнительных таблиц, логи­ческих цепочек;
  • применение теоретиче­ских положений документа для доказа­тельства, аргументирования своей точки зрения, обсуждения дискуссионных про­блем;
  • посильную поисковую деятельность по сбору материала, его анализу и систе­матизации по определенной теме;
  • подго­товку творческих сочинений.

Для плодотворного изучения источников учащимся необходимо освоить приёмы работы с текстами. Например, объяснить преимущества предварительного чтения. Одним из эффективных способов работы с текстом является ведение двухчастного дневника. Двухчастные дневники дают читателям возможность увязать содержание текста со своим личным опытом. Чтобы сделать двухчастный дневник, следует, проведя вертикальную линию, разделить чистую страницу пополам. В левой колонке за­писывается часть текста,в правой – комментарий. Известны традиционные способы работы с текстом, такие, как конспектирование, рецензирование, тезирование, аннотирование и цитирование. Аннотирование – краткое изложение основного смысла книги. Тезирование дает более полное представление о содержании изучаемого источника. Этот вид работы предусматривает составление по ходу чтения текста отдельных заметок, часто мало связанных по смыслу, о наиболее ярких идеях и выводах, содержащихся в источнике и изложенных своими словами. Реферирова­ние – это создание краткого связанного изложения основного содержа­ния изучаемой статьи или книги. Иногда составляют реферат не по од­ной книге, а по теме, тогда реферат как бы обобщает ряд книг, раскрыва­ющих определенную проблему. В реферате, как правило, высказываются мысли самого автора по поводу рассматриваемых проблем. Если такие мысли отсутству­ют, то реферат превращается в конспект. Конспектирование – один из эффективных способов со­хранения основного содержания прочитанного, при его составлении мнение автора не вводится в текст записей. При конспектировании лучше пользоваться разноцветными ручками и каранда­шами, выделяя цветом разные идеи, события. Желательно оставить широкие поля на странице для добавлений и исправлений, конспектировать в тет­радях с легко вынимаемыми и переставляемыми листами. При необходи­мости это позволяет «пересортировать» записи в любом порядке. При работе с текстами возможно разработать собственную систему сокращений, подобную стеногра­фическим значкам. Необходимо выделять идеи абзацами, рубриками, отдельные слова писать про­писными буквами, подчеркивать слова, фразы, предложения. Цитирование – один из вариантов конспективного фиксирования содержания прочитанного. Цитата – это точное воспроизведение текста источника. Большинство специалистов рекомендует делать записи на карточках. Преимущество карточек, как отмечал Умберто Эко, в том, что каждая справка регистрируется отдель­но и без труда может быть найдена. Карточки легко разложить на столе, сгруппировать, перегруппировать; они легко обозримы, их быстро мож­но сравнивать и классифицировать.

Успешное проведение уроков, включающих в себя такую работу с источниками как анализ живописного произведения по репродукциям, во многом зависит от соблюдения следующих принципов:

  • Краткая,  доступная пониманию учащихся характеристика социально-экономической и политической обстановки эпохи создания художниками произведений.
  • Характеристика творческого пути художника – автора анализируемого произведения, его высказывания об искусстве, воспоминания современников о художнике.
  • Анализ произведений художников – от общего (с точки зрения идейного содержания) к частностям и от частностей  снова к общему (к обобщениям).
  • Использование системы вопросов.
  • Использование межпредметных связей МХК с ИЗО, литературой, музыкой, историей.

Методика анализа может быть самой разнообразной. В начале  урока, сообщив тему, педагог задает учащимся наводящие вопросы. Затем он кратко раскрывает основное содержание темы, по  существу суммируя ответы  школьников, и только после этого приступает непосредственно к анализу репродукций. Активизации мыслительной деятельности учащихся во время анализа произведений художников служат вопросы, задаваемые педагогом в определенной последовательности: 1. Как называется эта картина?  (Демонстрируется репродукция). 2. Кто автор этой картины? 3. Что мы видим на картине? 4. Какие средства художественной выразительности использует художник? 5. Каковы особенности композиции и колорита картины? 6. Что вам особенно нравится в картине? 7. Какое чувство, настроение передает художник? 8. Какие литературные произведения близки по содержанию теме данной картины? 9. Какие еще картины данного автора вы знаете? 10. Кто еще из художников писал картины на аналогичные темы? Как называются эти картины? Каков их сюжет?

При анализе картин необходимо опираться на знания учащимися специальной терминологии по изобразительному искусству, которую они усвоили на уроках ИЗО. Одновременно надо заботиться о том, чтобы сведения, получаемые во время анализа живописных произведений, расширяли и углубляли общие знания обучающихся об изобразительном  искусстве и, прежде всего специальную терминологию. Это, в свою очередь, будет способствовать использованию школьниками и студентами теоретических знаний в их собственном художественном творчестве.

Анализ художественного произведения может выполняться по трем основным параметрам:  эстетическому, историческому, теоретическому.Эстетический – предполагает определение личностного отношения к произведению искусства (эмоциональное воздействие художественного произведения на ученика, студента). Исторический – определяет связь произведения с эпохой, в которую оно создавалось. Теоретический аспект предполагает ответы на вопросы, связанные с искусствоведческим анализом произведения.

Восприятие идейного содержания демонстрируемых картин и изобразительных средств, применяемых их авторами, будет полным и глубоким в том случае, если учитель проведет урок с учетом возрастных возможностей учащихся. Формированию более полного представления о сюжете произведения, его эмоциональному эстетическому воздействию способствуют чтение отрывков из художественной литературы, использование записей музыкальных произведений, то есть реализация межпредметных связей изобразительного искусства, литературы, музыки.

Кроме так называемых традиционных приёмов работы с художественным произведением как источником существуют и частные методики. В своё время нас заинтересовала статья Ю. Кононовой, опубликованная в журнале «Искусство в школе» (смотрите список литературы и источников). Суть её методики состоит в том, что учащиеся с помощью опорных вопросов производят фактически самостоятельный анализ предложенного произведения. (Как бы Вы назвали эту картину? Нравится Вам картина или нет? Расскажите об этой картине так, чтобы человек, который ее не видел, мог составить о ней представ­ление? Какие чувства, мысли, настроение вызывает у Вас эта картина? Что автор «хотел сказать» своим произведением? Какая основная мысль этой картины, для чего, по-вашему, она была написана? Какие средства использовал автор, для того, что­ бы мы поняли его замысел? Осталась ли Ваша оценка прежней или изменилась? Почему Вы так оцениваете картину? Не хотите ли Вы что-то добавить или изменить в ответе на первый вопрос?)

Вопросы сформулированы так, чтобы помочь отвеча­ющему понять и оценить то особое содержание, кото­рое в науке об искусстве называется «пафосом» про­изведения. В процессе работы над ответами учащие­ся не только становятся активными зрителями, но и переключают внимание на собственный внутренний мир, открывая для себя свое переживание. Именно обращая внимание внутрь себя, многие начинают более пристально и осмысленно вглядываться в картину. Чуткость к ос­новному настроению, понимание того, какими конк­ретно художественными средствами оно передается, оценка авторской позиции – неотъемлемые призна­ки полноценного восприятия всякого искусства и интерпретации текста. На наш взгляд, если хотя бы на часть из предложенных выше вопросов удалось ответить, то наверняка анализируемое произведение запечатлится в памяти и вызовет в дальнейшем целый ряд ассоциативных связей, развивая тем самым художественное восприятие окружающего мира.

 

Список литературы и источников

1. Бахмутова Л.С. Методическая подготовка будущего учителя. Методика использования различных источников // Преподавание истории и обществознания в школе. 2002. № 5. С. 48-55;  № 6. С. 55-71.

2. Дрёмова И.Н.Пакет правил и рекомендаций «Учимся учиться» // Преподавание истории в школе. 2002. № 7. С. 40-44.

3. Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб., 1998.

4. Лотман Ю.М.Семиосфера. СПб., 2000.

5. Кононова Ю. Понять художника, который жил давным-давно // Искусство в школе. 2006. № 5. С. 19-21.

6. Краснов Н.В. Беседы по искусству в средней школе. М., 1970.

7. Кузин  В.С.  Основы обучения изобразительному искусству в школе. М., 1977.

8. Текст // Руднев В.П. Энциклопедический словарь культуры ХХ века. М., 2001. С. 457-461.

9. Что такое текст? Язык культуры // Культурология: учебник / под ред. Н.Г. Багдасарьян. М., 1999. С. 120-121; 303-314; 508.

10. Эко Умберто.Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки / перев. с итал. Е.А. Костюкович. СПб., 2004.

 

Гульназ Ахсановна Коваленко

доцент

Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета

доцент

кандидат исторических наук

 

 


12.07.2013 г.

Наверх
 

Вы можете добавить комментарий к данному материалу, если зарегистрируетесь. Если Вы уже регистрировались на нашем сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.


Поиск

Знаки времени

Последние новости


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение