Лев Карсавин о русской культуре |
Лев Платонович Карсавин (1(13).12.1882, Санкт-Петербург — 20.07.1952, Абезь, Коми АССР) — выдающийся историк, философ, один из глубочайших ученых и мыслителей XX столетия. В своих многочисленных трудах («А. С. Хомяков», «Достоевский и католичество», «Восток, Запад и русская идея», «Путь православия», «О сущности православия», «Европа и Евразия» и др.) он раскрывает свое понимание русской культуры.
Мы остановимся на тезисах, выявляющих фундаментальные основания его видения отечественной культуры. С позиции Л. П. Карсавина, русская культура глубочайшим образом укоренена в православной традиции. Она имеет православные духовные основы. Корень и душа русской культуры — в православии. Восприятие человеческой жизни в неразрывной связи с жизнью других персон и бытием всего мира, возвышенное устремление к абсолютному, стремление к духовному преображению космоса и обретению персональной целостности — эти и другие ценностные линии русской культуры выводимы из ее православных истоков.
Следуя Л. П. Карсавину, Православная Церковь не может быть сведена к «восточной» форме христианства как к одной из возможных конфигураций христианской традиции. Православная Церковь — единственная вселенская Церковь. Православие живет вселенской идеей творческого раскрытия каждой церковью самобытного духовного содержания. При этом собственный духовный труд восполнятся трудом других. Осуществление своих дарований сочетается с созидательным преломлением и претворением духовных достижений других православных церквей. Это и есть вселенская идея соборности, православный путь вселенского соборного делания, соработничества, когда духовные усилия одних восполняются творческими устремлениями других.
Вселенско-православная идея с наибольшей полнотой была выражена сначала восточными церквями, позднее церковью византийской, а затем русской. Русская церковь, являясь национальной, во всей полноте воплощает вселенскую православную идею. В связи с этим делается понятным заявление Л. П. Карсавина о том, что Православная Церковь есть по преимуществу Церковь Русская, ибо Русская Церковь живет совершенной вселенской жизнью.
Следуя Л. П.
Карсавину, православная традиция направлена на целостное преображение
культурной жизни. Культурная проекция вселенско-прав
Вслед
за мыслителем можно отметить, что русская культура актуализирует
вселенское в особом, русском аспекте. Она выражает вселенскую идею
соборного духовного единства в многообразии. Обладая жертвенной
самоотдачей, русская культура способна воспринимать в себя самобытные
культурные начала и возносить их в соборное всечеловеческо
В универсализме русского культурного сознания национальное свободно раскрывается как духовно-вселенское, неразрывно соединено с духовно-общече
Мир русской культуры противостоит разрушительному растворению всего духовно-неповторимого в обезличенном. Он противостоит энтропийным процессам, вызванным распространени Александр Посадский, профессор Смольного института РАО В основу статьи положены тезисы к докладу на конференции «Лев Платонович Карсавин: историко-культурное наследие» на международном общественном форуме «Русская неделя в Друскининкай» (Литва) 20 июля 2013 года | |
30.07.2013 г. | |
Наверх |