ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 

  
Культуролог в ВК
 
 

  
Главная >> Исповедание (мир и вера) >> История и лица >> Лев Карсавин о русской культуре

Лев Карсавин о русской культуре

Печать
АвторАлександр Посадский, проф. Смольного ин-та РАО  
Лев Карсавин

Лев Платонович Карсавин (1(13).12.1882, Санкт-Петербург — 20.07.1952, Абезь, Коми АССР) — выдающийся историк, философ, один из глубочайших ученых и мыслителей XX столетия. В своих многочисленных трудах («А. С. Хомяков», «Достоевский и католичество», «Восток, Запад и русская идея», «Путь православия», «О сущности православия», «Европа и Евразия» и др.) он раскрывает свое понимание русской культуры.

 

Мы остановимся на тезисах, выявляющих фундаментальные основания его видения отечественной культуры. С позиции Л. П. Карсавина, русская культура глубочайшим образом укоренена в православной традиции. Она имеет православные духовные основы. Корень и душа русской культуры — в православии. Восприятие человеческой жизни в неразрывной связи с жизнью других персон и бытием всего мира, возвышенное устремление к абсолютному, стремление к духовному преображению космоса и обретению персональной целостности — эти и другие ценностные линии русской культуры выводимы из ее православных истоков.

 

Следуя Л. П. Карсавину, Православная Церковь не может быть сведена к «восточной» форме христианства как к одной из возможных конфигураций христианской традиции. Православная Церковь — единственная вселенская Церковь. Православие живет вселенской идеей творческого раскрытия каждой церковью самобытного духовного содержания. При этом собственный духовный труд восполнятся трудом других. Осуществление своих дарований сочетается с созидательным преломлением и претворением духовных достижений других православных церквей. Это и есть вселенская идея соборности, православный путь вселенского соборного делания, соработничества, когда духовные усилия одних восполняются творческими устремлениями других.

 

Вселенско-православная идея с наибольшей полнотой была выражена сначала восточными церквями, позднее церковью византийской, а затем русской. Русская церковь, являясь национальной, во всей полноте воплощает вселенскую православную идею. В связи с этим делается понятным заявление Л. П. Карсавина о том, что Православная Церковь есть по преимуществу Церковь Русская, ибо Русская Церковь живет совершенной вселенской жизнью.

 

Следуя Л. П. Карсавину, православная традиция направлена на целостное преображение культурной жизни. Культурная проекция вселенско-православной идеи подразумевает раскрытие собственных культурных дарований при их творческом восполнении другими культурными мирами, единство культурной жизни при сохранении ее неповторимых черт. Понятия и язык русской культуры обладают подлинно вселенским измерением, поскольку культурная проекция вселенско-православной идеи целостно осуществлена культурой русской.

 

Вслед за мыслителем можно отметить, что русская культура актуализирует вселенское в особом, русском аспекте. Она выражает вселенскую идею соборного духовного единства в многообразии. Обладая жертвенной самоотдачей, русская культура способна воспринимать в себя самобытные культурные начала и возносить их в соборное всечеловеческое единство. Русская культура наиболее полно раскрывает универсальную ценность всечеловеческого духовного единения. Эта ценность глубоко собственно русская и в тоже время общезначимая, всечеловеческая. Перед нами русский национально-всечеловеческий идеал.

 

В универсализме русского культурного сознания национальное свободно раскрывается как духовно-вселенское, неразрывно соединено с духовно-общечеловеческим. Национально-русское можно увидеть как дар вселенскому, ибо оно глубочайшим образом выражает идею соборного преображения бытия при сохранении всего своеобразного и уникального.

 

Мир русской культуры противостоит разрушительному растворению всего духовно-неповторимого в обезличенном. Он противостоит энтропийным процессам, вызванным распространением национального эгоизма, духовного разъединения, отрицанием национального.

Александр Посадский, профессор Смольного института РАО

В основу статьи положены тезисы к докладу на конференции «Лев Платонович Карсавин: историко-культурное наследие» на международном общественном форуме «Русская неделя в Друскининкай» (Литва) 20 июля 2013 года


30.07.2013 г.

Наверх
 

Вы можете добавить комментарий к данному материалу, если зарегистрируетесь. Если Вы уже регистрировались на нашем сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.


Поиск

Знаки времени

Последние новости


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение