ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 

  
Культуролог в ВК
 
 

  
Главная >> Знаки времени >> Путешествие Хайдемари

Путешествие Хайдемари

Печать
АвторВениамин Гудимов  
18.08.2013 г.
Что известно о Хайдемари Швермер?  

Этот человек, которому в 2012 году исполнилось 70 лет, создал тему для размышлений, споров, возражений, сомнений и надежд. Причем надежд и сомнений, имеющих отношения к фундаменту мировоззрения человека на границе 20-21 века. Это подрывник, если хотите – открытый социальный диверсант, который появился в центре благополучной Европы и  стал не проповедовать, а демонстрировать Отказ от Устоев, которые так хорошо сложились в головах жителей кварталов Германии, Австрии – да и впрочем, всей Европы как минимум.

Кто она? Педагог, психотерапевт? Скорее социальный путешественник. Идея о том, что деньги не являются смыслообразующим фактором - судя по всему, находит подтверждение, сторонников и даже противников. Своим образом жизни она высказала очень важную, простую и живую мысль. "Детям я объясняю так: деньги - как оценки, но ведь есть школы без оценок, где дети всё равно учатся, потому что это доставляет им радость". 

Посыл Хайдемари заслуживает внимания, ведь она вырвалась за пределы виртуальной квази-гуманитарной культуры массового человека. В принципе она совершила – и продолжает совершать поступок, который настолько прост, настолько же и ужасен, возмутителен для тех, кто в эту виртуальную реальность включен, ввинчен, приварен сладкой смесью комфорта и зависимости. 

Ее действительность проста и наивна – но именно поэтому она недоступна тому множеству людей, которые прочитали о ней. Эта диверсантка решилась на невероятное: открыв (или взломав?) пропиаренный насквозь сундук массового сознания, она поняла, что там есть много ненужного. Что заставило ее вытащить из него «я» европейского обывателя, где тот, подобно эмбриону, удобно устроившись, видел сны о своем предназначении? Этот вопрос останется загадкой. Как и то, что дало ей силы сменить действительность и перенести это «я» в поле человеческих отношений, основанных на необходимости друг друга. 

Хайдемари подвергает сомнению фундаментальный постулат рыночной экономики «человек – это ресурс, имеющий стоимость». А что если перестать покупать и продавать друг друга? Что если вывести «я» с рыночной площади? Может быть, мы останемся живы, у нас появятся другие мотивы жить и более того – у нас будут другие отношения с тем, кто нам необходим? 

Все это затрагивает как минимум три пласта жизни и переживаний современного европейского человека.  

Это глубинное одиночество и разделенность, которое постулируется как экзистенциальная норма, естественная болезнь, неизбежность. Попытка сделать одиночество… счастливым, благополучным понятна. Человек вынужден покупать отношения с другими. Ненасытность, но ценность насыщения. Признание необходимости денег как средства против одиночества – это признание обреченности быть в сундуке? И тревожная надежда выхода из него навстречу робкой весточке о том, что человек в природе своей не одинок? 

Страх невозможности купить. Что в его основе? Страх абортирования из социума, лишения социальных связей? Умереть голодным?  Или блокировка ритуального действия, которое несет в себе отголоски мифа о повторении. Каждый раз, когда я покупаю – я повторяю, возобновляю этот счастливый мир. Моя покупка создает рабочие места и пр. Если я не буду покупать – что будет с миром? И со мной? 

Идентификация себя через собственность, через принадлежность обуславливает страх потерять ее. Идея собственности задает смысл отношений между людьми, объективирует их. Есть ли человеческая жизнь вне этих рамок? Могу ли я освободиться от такой идентификации и буду ли я жива после этого? 

Вполне возможно, что эти вопросы и подтолкнули Хайдемари к отказу, поискам и нахождению альтернативной действительности отношений между людьми. Да, в ее истории много подтекста –в том числе и личного. Но свой поступок, свой выбор она смогла перевести в измерение, которое затронуло внимание многих людей, и затронуло не как сиюсекундная новость, а персональная каждодневная практика. Которая может быть повторена далеко не всеми, но прочитана как письмо, как послание к каждому – многими.

"Да, это наше будущее. Однажды человечество сможет жить без денег, так как они не нужны нам, деньги только отягощают нашу жизнь. Мы - это то, чем система позволяет нам быть. С помощью денег мы можем купить все, что мы хотим, но из-за них мы не видим, что нужно нам намного меньше. Если вы думаете, что капитализм - единственная возможная система для существования, то вы глубоко заблуждаетесь".
 

Теги:   Честертон


Наверх
 


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение