Философия смысла, или Телеология |
Проблема смысла относится к числу важнейших и для языкознания, и философии. Она связана с фундаментальной потребностью и способностью человека осознавать себя и свое существование в мире как осмысленное и целесообразное, предвидеть и планировать свою деятельность. Соответственно бессмысленность считается симптомом кризиса личного и социального бытия и чревата деструктивностью и смертью. Автора могут упрекнуть, что не имеет смысла писать еще одну книгу о проблеме, которая исследована в тысяче книг, указать на то, что он рассмотрел ее не полно, не обратил внимания на многие аспекты, не пересказал то, что думают по этой проблеме его предшественники. Такие упреки можно выслушать и принять. Действительно, о проблеме смысла можно говорить много и долго, но если есть что сказать нового и существенного, то это следует сказать внятно и кратко. У каждого предмета столько сторон, сколько радиусов у шара, новая книга должна найти наиболее важные, актуальные аспекты и новые точки зрения на проблему. Специфика философии в том-то и заключается, что она задает «вечные» вопросы, на которые нет окончательного ответа, но каждая эпоха обязана вновь и вновь их задавать и находить новые ответы, обогащая видение этих фундаментальных проблем, без решения которых наше бытие становится бессмысленным, ибо Мартин Хайдеггер считал важнейшей задачей философии вопрошание о смысле. Специфика предлагаемой в данной монографии концепции заключается в том, что, во-первых, автор рассматривает смысл не под гносеологическим углом зрения, как это обычно делают (при этом смысл считается целью познавательного процесса), а истолковывает в функционально-аксиологическом ключе, раскрывая его существо через отношение к потребностям человека (личности) и общества, в связи с чем различаются личностные и общезначимые (общественные) смыслы. А во-вторых, проблематику смысла он рассматривает в рамках телеологии, философской дисциплины, направленной на обнаружение осмысленности и целесообразности человеческой деятельности, жизни, истории. Телеология как философская дисциплина до сих пор не вполне конституирована в качестве самостоятельной дисциплины, не обрела статуса полноправной философской науки наравне с онтологией, гносеологией, эстетикой, этикой и аксиологией. Думается, что это неправомерно, следует исправить данное упущение. Эту цель автор и преследует, намереваясь обосновать этот статус. Он далек от мысли, что удастся рассмотреть в небольшой монографии все проблемы смысла и телеологии, это дело будущего, оно требует участия многих коллег и совместного рассмотрения телеологии с разных сторон. Речь пока идет о том, чтобы привлечь к этим проблемам внимание. Каждая дисциплина может считаться наукой, если у нее имеется: 1) специфический предмет; 2) методология; 3) тезаурус; 4) концептуальный аппарат. Термин телеология (греч. teloς - цель, завершение, результат и logoz - учение) обозначает философскую дисциплину, изучающую целесообразность в жизни человека и мира, цели и смыслы его существования, а также смысл истории. Предметом телеологии, по нашему убеждению, является осмысление жизни, истории и культуры. Проблема эта вошла в список важнейших тем размышлений философов с древности до наших дней. В советское время телеология считалась ложной идеалистической доктриной, которой противопоставлялся детерминизм. Словарь русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой определяет слово «телеология» как «учение, считающее, что все в мире осуществляется в соответствии с заранее предопределенной Богом или природой целью»1. Большой словарь Кирилла и Мефодия дает сходную дефиницию: «телеология (от греч. τελος, τελεος - конец, цель и λογος - слово, учение) - философское учение, приписывающее процессам и явлениям природы цели (целесообразность или способность к целеполаганию), которые или устанавливаются Богом (Х. Вольф), или являются внутренними причинами природы (Аристотель, Г. В. Лейбниц)». Статья о телеологии имеется в «Философском словаре» Кембриджского университета, где она рассматривается как философская доктрина, обосновывающая целесообразность мира и функциональную организованность существования человека2. Методология телеологии имеет иррациональный характер. Пытаясь ответить на вопросы о смысле жизни человека, смысле истории и смысле любой деятельности, мы должны иметь в виду, что на эти вопросы трудно получить однозначные ответы. Или, точнее, однозначные ответы не могут исчерпать существа таких вопросов, они будут страдать неполнотой. Автор опирается в своем исследовании философии смысла на разработанную им концепцию иррациональности3. Здесь особенно важны аксиологические подходы и методы. Без учета важнейших ценностных ориентаций человека говорить о смысле жизни невозможно. Ситуация переоценки ценностей образно представлена у Г. Гессе: То, что еще вчера жило, светясь Высокой сутью внятного ученья, Для нас теряет смысл, теряет связь, Как будто выпало обозначенье Диеза и ключа - и нотный ряд Немотствует: сцепление созвучий Непоправимо сдвинуто, и лад Преображается в распад трескучий. Так старческого облика черты, Где строгой мысли явлен распорядок, Лишает святости и красоты Дряхленья подступающий упадок... (Пер. С. С. Аверинцева) Проблема смысла является прямым следствием самосознания и рефлексии, на которые обречен человек в силу специфичности своего существования. В истории философии на вопрос о смысле жизни в разных школах даются разные ответы: в книге Экклезиаста говорится: «все суета сует и томление духа», т. е. все теряет смысл, если нет Бога; сторонники эвдемонизма полагали, что смысл жизни и счастье заключаются в получении удовольствий от удовлетворения потребностей; стоики полагали, что смысл жизни связан с терпением и мужественным преодолением жизненных невзгод в свете нравственных идеалов; христиане уверены, что жизнь имеет смысл лишь под покровительством Господа Бога; утилитаристы видели его в обеспечении общего блага, т. е. возможности для максимально большого числа людей максимально полно удовлетворять свои потребности. В. С. Соловьев полагал, что лишь всеединое добро (Бог) придает жизни смысл; М. Тареев - только слава Божия может быть целью жизни человека; Серафим Саровский связывал смысл жизни со стяжанием благодати в богобоязненном служении Всевышнему; А. Введенский считал, что смысл жизни достигается в соотнесении с безусловным и трансцендентным началом; Е. Н. Трубецкой - смысл человеческой жизни придает причастность к Абсолютному сознанию; С. Л. Франк - смысл жизни заключен в служении Абсолютному началу в свете Богосознания и Богообщения; Н. И. Несме- лов - в уяснении сущности первородного греха и избрании открытого Евангелием пути в царствие небесное; марксизм видел смысл жизни в построении светлого будущего, коммунистического общества. Телеология как философия смысла рассматривает, во-первых, понимание смысла вообще; во-вторых, вопросы о целесообразности мира, жизни и истории. Эти задачи и определяют структуру монографии. Предлагаемое в данной монографии истолкование смысла исходит из логики освоения и аксиологики (логики ценностей). На этом же обосновывается авторский подход к трактовке смысла жизни и смысла истории. Академик Д. С. Лихачев сказал, что «в человеке должны сочетаться оптимизм и пессимизм. В нас все-таки преобладают пессимистические корни. 70 лет нас воспитывали на философском учении упаднического характера. Марксизм - одно из самых пессимистических учений, где материя преобладает над духом, а значит, исхода нет. То есть в основе всего - ненависть. Личная воля не играет никакой роли. А если от человека ничего не зависит, то ему не за что бороться»4. Редукционизм стремится сложные явления рассматривать в виде проекции на плоскости, что упрощает и схематизирует их. Метод редукционизма можно проиллюстрировать примером из материалов съезда Немецкого общества психиатров и невропатологов (1960 г.). В докладе, сделанном Й. фон Цедвицем, говорилось: «Между религией, мировоззрением и шизофренией существуют бросающиеся в глаза совпадения во внешних формах проявления. Если свести их в одну таблицу, можно обнаружить, что для многих корреспондирующих феноменов используются даже одинаковые обозначения. Эти совпадения заставляют предположить их общее происхождение, которое действительно обнаруживается в страхе кастрации. Для преодоления страха кастрации, который выступает в виде страха перед богом или боязнью призраков, люди применяют под видом религиозных отправлений те же механизмы, что и шизофреник, с той же целью. Те же феномены лежат в основе и мировоззрений, именующих себя материалистическими; и здесь налицо страх кастрации»5. ОГЛАВЛЕНИЕ
Скачать книгу единым файлом можно с сайта втора по ссылке: http://www.pivoev.ru/work/w010.html
1 Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Словарь русского языка. 4-е изд. М., 2000. С. 792. 2 См.: The Cambridge Dictionary of Philosophy / Ed. by R. Audi. Cambridge, 1998. P. 791. 3 См.: Пивоев В. М. Рациональное и иррациональное в методологии гуманитарного знания // М. М. Бахтин и проблемы методологии гуманитарного знания. Петрозаводск, 1999. С. 7-27. 4 Комсомольская правда. 1998. № 213. 5 Цит. по: Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. С. 53. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20.05.2010 г. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наверх |