Знаки возвращения исторического времени |
18.09.2013 г. | |
О некоторых интернет-голосованиях как признаках надвигающихся исторических перемен Интернет – это интерактивная среда. Использовать интернет лишь для распространения информации - значит пренебрегать его возможностями. И наоборот, заложив обратную связь, можно простимулировать интерес пользователей (посетителей сайта), а значит обеспечить рост аудитории. Численные показатели посещаемости всегда крайне важны, поскольку являются самыми простой оценкой успешности (или неуспешности) интернет-проекта. Этим объясняется присутствие в пространстве интернета самых различных форм взаимодействия с аудиторией. Одна из них – конкурсы, где пользователям предлагается отдать свой голос за того или иного номинанта. В качестве номинантов могут выступать различные люди (исторические лица или наши современники), объекты природы и культурной среды, художественные произведения профессионалов и любителей и т.д. Предполагаемые критерии отбора тоже могут самыми разными. Чем громче название конкурса, тем выше интерес. Поэтому придумываются конкурсы, статус которых соотносится если и не со всем миром, то хотя бы с нашей страной. Это сразу задаёт масштаб аудитории. В 2008 году проходил пафосный проект «Имя России». Целью проекта было, в частности, привлечения интереса к истории нашей страны – не случайно в числе организаторов значился Институт российской истории РАН. По ходу конкурса выяснилось, что в лидеры вышел И.В. Сталин, и в дальнейшем все усилия были посвящены тому, как заменить Сталина на менее одиозную (более идеологически выверенную) фигуру. В результате победителем стал Александр Невский. Итоговые результаты голосования показывают картину с довольно ровным распределением голосов: первые четыре позиции (Невский, Столыпин, Сталин, Пушкин) различаются незначительно, да и нельзя сказать, что все эти четыре лидера резко оторвались от других номинантов. Разрыва нет. В этом году обращают на себе внимание два конкурса. Первый – «Символ России». Среди организаторов – Русское географическое общество. Цель – обнаружить наиболее популярные туристические объекты, простимулировать внутренний туризм. В информации о целях конкурса прописали и новое словечко - «геопатриотизм» (который следует развивать, чем не подошло давнее выражение «любовь к малой Родине» - не очень понятно). Для организаторов было важно не столько получить какой-то результат, сколько обеспечить значительное число обращений на сайт конкурса. Чем большее число людей зайдёт, тем лучше у них будет представление о родной стране (благие намерения, не правда ли?). Поэтому правила конкурса позволяли, чтобы один и тот же человек голосовал многократно, и даже стимулировали многократное голосование. Этот подход, кстати, закладывался и в правила конкурса «Имя России». То есть была воспроизведена прежняя ошибка. В 2008 году тоже интересовались массовостью участия, а не результатом. А людей на голосование мотивирует вовсе не возможность посетить сайт, а именно результат. И за результат начинают бороться. По сравнению с 2008 годом борьба получилась более жёсткой. Причём началась она – и на это стоит обратить внимание – довольно естественным образом. Одним из номинантов стала мечеть имени Ахмата Кадырова «Сердце Чечни» - визитная карточка чеченской столицы и символ трудов на ниве госуправления главы Чечни Рамзана Кадырова (и даже не просто его как регионального лидера, а как продолжателя дела своего отца). Поскольку агитация за тот или иной объект по условиям конкурса допускалась, а по логике даже приветствовалась, ничто не помешало Рамзану Кадырову призвать голосовать именно за грозненскую мечеть. «Сердце Чечни» легко вышло в лидеры. И тут получился очередной скандал – символом России, страны исторически православной, вдруг оказалась мечеть, причем из региона, который ещё совсем не давно требовал замирения и до сих пор считается проблемным. Следует сделать оговорку: всё же конкурс не называется «Символ России». Официальное название «10 России» (вероятно, читать следует «десятка России»). По замыслу организаторов Россию должны представлять десять объектов. Однако, поскольку у каждого объекта – индивидуальный результат, в народном представлении, естественно, объект с лучшим результатом интерпретируется как абсолютный победитель. В момент рывка «Сердца Чечни» второе место занимал Коломенский кремль. И те, кто испугался результата грозненской мечети, сделали ставку на него, хотя историческая правда подсказывает другой выбор – Троице-Сергиеву Лавру или Мамаев курган со скульптурой «Родина-мать зовёт!» (Московский кремль почему-то остался за пределами конкурса). По России прокатилась волна призывов голосовать за Коломенский кремль, дабы не допустить, чтобы мечеть стала символом России. В результате конкурс противопоставил мусульман (с их номинантом – мечетью) светской и православной России, обострил античеченские и антимусульманские настроения, повысил межконфенсиональное и межнациональное напряжение. Русский народ и так чувствовал себя ущемленным, а тут конкурс дал ещё один повод убедиться в антирусском характере современной политики. Стали даже говорить, что конкурс «10 России» - это намеренная провокация. Не менее провокационным выглядит и другой конкурс этого года. Издание «Аргументы и факты» в честь своего 35-летия учредило премию «Национальная гордость России». Тут тоже была игра с аудиторией. Определить номинантов и победителей должны были читатели с помощью, прежде всего, интернет-голосования на сайте издания. В результате в число номинантов попали люди с самыми разными идеологическими позициями. В номинации «Человек и гражданин», например, конкурировали Александр Проханов и Людмила Алексеева. Впрочем, голосование, устроенное АиФ, оказалось менее популярным. Число голосов, отданных за того или иного кандидата, невелико – от десятков и сотен до нескольких тысяч. Особняком стоит лишь номинация «Просвещение». Тут мы видим такую же острую конкуренцию, как и в «Символе России». Один из номинантов-конкурентов – архимандрит Тихон (Шевкунов), выдвинутый за книгу «Несвятые святые». С ним конкурирует популяризатор нейробиологии Сергей Савельев, объясняющий человека с позиции откровенного научного безбожия и при этом ещё эпатирующий публику высказываниями, идущими вразрез с традиционной этикой. У обоих – более 100 тысяч голосов (это – не уникальные голоса, как всегда механизм голосования допускает и поощряет накрутки). В премии-конкурсе АиФ столкнулась тенденция к воцерковлению России, обретению ею своих духовных корней и реакция на этот процесс со стороны атеистически настроенной части общества. Масштаб тут меньше, чем в «10 России» (там номинанты-лидеры имели за 38 млн. голосов), но острота конфликта такая же. Отличие нынешней ситуации от 2008 года (конкурс «Имя России») – гигантский отрыв конкурирующих лидеров от прочих номинантов. Что это означает? Мы видим, что общество напряжено. Конкурсы, которые по задумке должны быть лишь развлечением, легким досугом в с некоторой примесью смысла и пользы, становятся ареной баталий. И это происходит по инициативе снизу. Именно народное сознание ищет повода для максимального заострения вопроса. Люди перестают быть индифферентными. Позиции поляризуются. Приходит время выбора идеологии и личного отношения ко всему. Россия пробуждается от спячки. Ситуация будирует людей. Мы, может быть, и не хотим выбирать и однозначно определяться, но то, что происходит с нами, подталкивает нас к этому, не давая возможности уклониться. Какие-то грядущие события приближаются. Вот-вот мы снова вступим в историческое время – непростое и, скорее всего, опасное. И конкурсы – это знаки наступления нового периода российской истории. | |
Наверх |