ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 

  
Культуролог в ВК
 
 

  
Главная >> Знаки времени >> О чем говорит Байкал как символ России

О чем говорит Байкал как символ России

Печать
03.10.2013 г.

На фоне ставшего скандальным интернет-голосования за символ России «10 России»ВЦИОМ провел свой опрос, выясняя какой объект граждане России считают символом своей страны.

Опрос состоял из двух частей. Первая часть представляла собой открытый вопрос: отвечающий мог назвать любой природный объект или памятник архитектуры. То есть фактически выяснялись осознанные  ассоциации с понятием символа России. Опрашиваемый мог назвать до 5 объектов. Победителем оказалось озеро Байкал, его назвали 20% интервьюируемых. На втором месте был просто кремль (17%). Скорее всего, имелся в виду Московский Кремль. Далее шли Мамаев курган – 12% (скульптуру «Родина-мать зовёт» назвали отдельно 7% опрашиваемых), Петергоф – 11% и Московский Кремль – 10%. То есть, если просто «кремль» считать Московским Кремлем,  то его общий итог – 27% – выше, чем у Байкала.

Однако вторая часть опроса представляла собой список из объектов, участвующих в интернет-конкурсе «10 России». Человек мог выбрать те же 5 объектов. Тут результаты получились следующие: 58% назвали озеро Байкал, 48% Петергоф, 46% - Мамаев курган и скульптура «Родина-мать зовёт».

То есть тут победу Байкала оспорить нельзя.

baykal.jpg  
 Игорь Рубинский "Байкал", 1970

То, что Байкал оказался самым популярным символом России, говорит о многом. Во-первых, победил природный, а не культурный объект. Любой культурный объект – это история, человеческие отношения, мировоззрение и идеология. Природный объект в этом отношении чист. Байкал как символ России – это признание о том, что нет желания задумываться на эти темы.  Можно диагностировать аполитичность и отторжение истории.

Между тем, хотя Байкал и считается туристическим объектом, он пока ещё не стал центром массового туризма. Далеко не все россияне видели его воочию. То есть обращение к Байкалу – это обращение не к личному опыту, а всё же к культурному багажу нации. Народ знает о Байкале достаточно много, чтобы ощущать его национальную ценность.

Но объект этот находится, как ни крути, в глубинке. Символ России вне культурного и социального центра страны – это тоже тревожный симптом. Это означает, что общество на глубинном уровне больше не поддерживает централизации, оно устало от столиц, от власти. Оно ищет корней и не находит их на надлежащем месте.

Так что радоваться результатам ВЦИОМ особенно не стоит…

Теги:   Символы


Наверх
 

Вы можете добавить комментарий к данному материалу, если зарегистрируетесь. Если Вы уже регистрировались на нашем сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.



2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение