Петербургские витражи |
17.10.2013 г. | |
С 1 ноября 2013 г. по 17 февраля 2014 г. в выставочных залах Конюшенного корпуса Центрального парка культуры и отдыха им. С.М.Кирова (Санкт-Петербург) будет проходить выставка «Петербургские витражи».
Витраж (от фр. «vitre» - оконное стекло) появляется в Европе в VI –VII вв. и получает расцвет в готических храмах. В России в 1820-е гг. увлечение рыцарскими романами и подражания в зодчестве готической средневековой архитектуре сформировали моду на этот вид декоративно-прикладного искусства. Постепенно витраж укореняется в русской традиции и становится атрибутом дворцов членов императорской династии и особняков знати, церквей и общественных сооружений. В начале XX столетия применение витражей в петербургских зданиях приобрело массовый характер, ими украшались больницы, школы, магазины, рестораны, театры и бани. Первая мировая война и революция остановили витражное производство. Интерес к витражу воскресает в 1960-е гг. в основном для монументальных работ. Создаются витражи для интерьеров научно-исследовательских институтов, дворцов культуры, станций метрополитена. С начала XXI в. наблюдается подъем витражного искусства в Петербурге, возрождение традиций дополняется новыми художественными поисками. Выставка расскажет о современной петербургской школе витража, которая представлена традициями двух высших учебных заведений города - Художественно-промышленной Академии им. А.Л. Штиглица и Академическим институтом живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Свою предысторию кафедра художественной керамики и стекла в Академии им. А.Л. Штиглица ведет с начала 1900-х гг., когда в Училище технического рисования был приглашен француз К.Пассе в качестве преподавателя живописи по фарфору. Один из первых выпускников Училища К. Бренцен стал руководителем мастерской и преподавал художественную обработку стекла и витраж, в дальнейшем заложив основы латвийской школы витражного искусства. В 1952 г. была создана кафедра художественной керамики и стекла, руководителем которой стал заслуженный художник РСФСР Б.А. Смирнов. В настоящее время кафедру возглавляет С.Е. Сухарев. В Академии художеств традиция витражного искусства поддерживается и развивается усилиями двух мастерских монументальной живописи под руководством профессора А.К. Быстрова и профессора С.Н. Репина. Академия художеств ориентируется на монументальные возможности витража, Академия им. А.Л. Штиглица – на его задачи в камерных интерьерах. Две школы дополняют друг друга и в своем единстве представляют разноликую традицию петербургского витража. Ведущие петербургские художники, как правило, выпускники Академии художеств и Академии им. А.Л. Штиглица, продемонстрируют в своих авторских работах богатую палитру современного витража, разнообразием стилей и сюжетов, техник исполнения и колористических решений. Представят свои произведения Н.Гончарова, В. Лебедев, А. Яковлев, Е. Панкратова, Е. Быстров, Е. Дутова, Н. Энтелис, И. Борисов, Е. Иванова, С. Мурашкевич, И. Суворова, В. Маковецкий, Е. Лаврищева, О. Ильина, Р. Бирюкова, П. Бирюков и другие петербургские художники. Исполнению витражей в материале предваряет выполнение проектных рисунков, картонов и графических листов в натуральную величину. На выставке впервые будут представлены картоны, выполненные для общественных интерьеров, храмов и частных домов Санкт-Петербурга. В их числе - картон А. Натаревича для витражного плафона в центре «Олимпия», картоны, выполненные для реставрации витражей Англиканской церкви, Знаменской церкви в Пушкине (творческая мастерская С. Хвалова и Н. Гончаровой), картоны для оформления станций Санкт-Петербургского метрополитена, картоны А. Яковлева для храмовых витражей и работы других мастеров. Специально подготовленный для выставки фильм расскажет об истории витража в Петербурге, процессе его создания, особенностях современной петербургской школы.
| |
Наверх |