Наша жизнь в представлении новостных лент выглядит жизнью кукольного домика. Нельзя сказать, что не говорится о важном. Говорится. Можно даже согласиться, что большинство новостей действительно показательны: они отражают важнейшие тенденции, и упомянутые в них события являются знаками эпохи. Но что это за знаки и что за тенденции! Жан Бодрийяр ввел в культурный оборот понятие симулякра. Мы живем в век симулякров - знаков, лишенных подлинного означаемого, внешне пристойных, а внутренне пустых. Более того, такие симулякры становятся (да уже практически стали) семантическим центром действительности. Подлинная жизнь не то, чтобы оттирается на второй план, она просто утрачивается. Жизнь замещается квазижизнью, то есть жизнью по форме, но лишенной естественных для человека смыслов. То, что мы принимаем за смыслы, при ближайшем рассмотрении оказывается бессмыслицей - пустышкой или нарушением смысловых связей. В качестве примера рассмотрим новостную ленту от 9.11.2013. Антон Буров "В плену небоскребов", 2011 |
Миллиардер Дональд Трамп собирается строить небоскреб в России. А то нам Москвы-Сити мало... До сих пор башни не можем ни достроить, ни толком обжить. Неужели, если построим ещё один небоскреб, экономика сразу же пойдет в гору и жизнь наладится? Нет, конечно. Даже если российская инициатива американского короля недвижимости и удастся, это коснётся лишь тех, кого обычная российская жизнь вообще не касается. А это значит, что озвученная новость - из виртуального мира. Показательно, что Трамп объявил о своих планах на пресс-конференции, посвященной конкурсу "Мисс Вселенная". Созданный им мираж небоскреба - элемент шоу. Те, кто варится в среде подобных мероприятий, живут вне реальности, они верят, что реальность им помешать не может. А новости подключают нас к этой виртуальной жизни, ослабляя уже и наше присутствие в реальности, делая виртуальное более реальным, а реальное - виртуальным. Олимпийский огонь впервые в истории вынесли в космос. Зачем? Освятили (или осветили) космическое пространство? Сомнительно. Олимпийский факел - не благодатный огонь. Космос - среда героическая, но неспортивная. Подлинная героика и спорт, по правде говоря, антагонисты. Спорт - это героика на забаву, ради славы и денег. Риск и самоотверженность ради пустяков. Вынос факела в космос свидетельствует о деградации семантики космоса. Подлинный героизм уже не вдохновляет. Спорт оказывается важнее: не космонавт облагораживает своим присутствием спортивные состязания, а олимпийский огонь оживляет космическую тему. Виртуальность и здесь торжествует над реальностью.
Нацболы закидали помидорами короля Нидерландов. На самом деле просто кинули, стараясь попасть, но помидор не долетел. Король приехал в Россию закрывать перекрестный год (Нидерландов в России и России в Нидерландах). При этом год и так оказался омрачен - арестом граждан Нидерландов на Arctic Sunrise, симметричными проблемами у дипломатов России в Голландии и нидерландских - у нас (избиение, воровство - дела не очень-то соответствующие духу сотрудничества). Вообще, Нидерланды, имеющие реноме самой культурно "прогрессивной" страны Европы, меньше всего подходили для культурного обмена с Россией. Мы-то, если верить объявленному, пытаемся обрести свои духовные корни и подлинные национальные ценности. С западной приверженностью сексуальной свободе, толерантности и либерализму это не очень-то согласуется, а по совести и не должно согласоваться. Но именно Нидерланды оказались с нами в культурной связке. Вероятно, таким образом наша власть пыталась перед Сочинской олимпиадой задобрить прогрессистское культурное сообщество, недовольное нашим культурным и политическим разворотом. Мы пытались продемонстрировать, что никаких культурных сдвигов в действительности у нас не происходит. Если бы мы вели осмысленную политику, короля Нидерландов в Россию бы не приглашали. А наша внутренняя оппозиция, наоборот, чествовала бы короля, представляющего страну "прогрессивной" культуры. Но власть приглашает, а оппозиция кидает в короля помидоры... Семантические связи нарушены. Или, вернее, вместо подлинных действий, все участники событий имитируют такие действия, и уже не разберешься, где настоящая мотивация, а где игра. Реальность утрачивается.
|